Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Школа закончится, а жизнь продолжится

Школа закончится, а жизнь продолжится

Гузель Хисматуллина, директор тренинговой компании «Тимсофт», о том, почему учителя XX века были учителями, а учителя века нынешнего стали проводниками. И как выжить ребёнку в 11-м классе.

02 ноября 2018

Уровень образования у нас упал – это объективно признают многие эксперты. И действитель­но, стобалльники по результатам ЕГЭ порой не могут написать сочи­нение или выполнить творческое задание, а одарённые творческие дети зачастую не справляются с те­стами ЕГЭ.
 
Причина?
Причин много, проблема си­стемная, и смотреть на неё надо с разных сторон. Мы рассмотрим три стороны.


ЕГЭ
Многие эксперты и специали­сты утверждают, что ЕГЭ – это хо­рошо, и я с ними соглашусь. Дей­ствительно, система тестов должна была изначально повысить объек­тивность оценки и упростить сдачу экзаменов. Занимайся, учись, раз­вивайся, потом вместо громоздких и субъективных экзаменов сдавай тест и вперёд по жизни. Перед тобой открыты все вузы страны, выбирай.
Это в теории. А на практике – ЕГЭ стал во главе системы обу­чения в школе. Детей перестали учить, а стали готовить к сдаче ЕГЭ, причём чуть ли не с первого класса. Начиная с 5‑го одна из основных тем на родительских собраниях – подготовка к ЕГЭ. Поэтому уровень стресса к 9-му классу становится высочайшим, ОГЭ – подобно зем­летрясению, трясёт всех: детей, учи­телей, родителей, администрацию школы. Ну а 11-й класс – борьба на психологическое выживание, у кого нервы крепче. Таким об­разом, благое начинание пока на практике реализуется не очень благими методами.
 
НЕГОТОВНОСТЬ ШКОЛЫ К ИЗМЕНЕНИЯМ
Сегодняшние дети – другие, принципиально отличаются от тех, кто учился 10 лет назад, умеют собирать информацию, быстро обучаются и находят но­вые способы решения школьных задач. А учат их те же самые учи­теля, что и 10‑15 лет назад.
Учитель XX века знал больше, чем ребёнок, обладал уникальными знаниями, которым обучал ребёнка. Сейчас дети знают больше учителей или в 2‑3 клика могут найти любую нужную информацию (и ненужную, кстати, тоже). А значит, должна по­меняться функция учителя. Важно, чтобы учитель стал проводником, наставником в этом мире инфор­мации. Научил систематизировать информацию, избирательно к ней относиться, поддерживал любопыт­ство и интерес к обучению. К сожа­лению, учитель, от которого, в свою очередь, ждут хороших результатов по ЕГЭ, часто не способен стать та­ким проводником.
ОБЩАЯ НЕВРОТИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Мы, родители, как будто тоже потерялись во всей этой системе и сами не понимаем, чего хотим от школы и от детей.
У своих знакомых-родителей я спрашивала: «Зачем нужна шко­ла?» и слышала сильно устарев­ший ответ: «В школе ребёнку дадут знания». О чём вы?! Ребёнок лю­бые знания мира может получить в 2‑3 клика.
А раз мы не знаем, чего хотим от школы, то, значит, и запрос школе сформировать не можем. Недовольство выразить можем и давим со своей стороны то на детей, то на учителей, сами не понимая, чего толком хотим. Вот поэтому и стоим, как три тополя на Плющихе: отдельно школа, отдельно дети, отдельно родители. И объединяет нас всех ЕГЭ (не зря он называется «Единый»), но не с позиции развития ребёнка, а с точки зрения: лишь бы продержаться и сдать.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Быть поддержкой для ребён­ка. Опорой. Именно она нуж­на ребёнку. Особенно в школе. Чтобы можно было опереться в процессе поиска, развития и обучения.
Искать наставника, того, кто сориентирует, задаст век­тор, при необходимости под­готовит к ЕГЭ.
Понять, зачем нужна школа, как только поймёте, так сразу и план нарисуется.
Укреплять нервную систему. Свою и ребёнка. Школа скоро закончится, а вот Жизнь про­должится.
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: