Поколение свободных
Павел Шмаков, создатель и директор Школы СОлНЦе, о том, как воспитать детей по-настоящему свободными. И о том, нужно ли это делать.
28 августа 2018
Им всего по пятнадцать, а они уже вступают в ряды «Молодой Гвардии» или выходят на митинги в поддержку Навального, а кто‑то вообще уезжает из страны – у них появилось своё мнение! Эти дети защищали нашу школу, которую хотели закрыть в 2013 году. И защитили, собрав 83 тысячи подписей в её поддержку. Они ничего не боялись. Вот ещё недавние боялись, а эти – уже нет. Отчего так произошло? Думаю, этому предшествовал долгий период порядка, когда преступность была загнана в угол, а правда не оборачивалась массовыми репрессиями…
Для меня, как педагога и директора, это означает следующее: раньше ученики в нашей школе были хорошо или плохо, но управляемы, а сегодня – почти нет. Каждый день для меня становится проверкой. И это очень трудно. Недавно разговариваем с одним школьником у меня в кабинете. Дверь открыта, в коридоре ждёт одноклассница. Затронули тему, которая вскользь касается и её. Что делает девочка? Запросто заходит в кабинет директора и говорит мальчишке: «Всё! Пойдём отсюда!» Она не боится. Но дело здесь вот ещё в чём: в какой‑то момент дети перешли ту грань, которая разделяет свободу и вседозволенность. И мы, взрослые, должны вместе с ними её увидеть.
Для меня свобода – это когда я делаю всё, что хочу, пока это никому не мешает. То есть «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». А как понимают это дети? Смотрю на них и убеждаюсь – никак. Их надо этому научить. И мы начинаем игру. Ставим барьеры: вот это и это – нельзя. Не нравится? Добивайтесь другого! И тогда наши дети создали настоящий, хороший школьный Совет. Первое заседание случилось этой весной. Первое его решение было таким: «Отныне на заседания Совета не будут допускаться школьники младше седьмого класса». Им пока непонятно, что они наступили на чужие права, что надо остановиться и думать дальше. Тут ведь могут и шестиклассники взбунтоваться! Но пусть бунтуют, ведь цена свободы – как на рынке – саморегулируемая.
Нельзя просто так разрешать всё на свете, но в нашей школе разрешено главное – бороться за свои права и говорить правду. Но вот парадокс! Наши дети свободны в поступках, а вот говорить правду – это для них проблема. На еженедельных линейках мы можем обсуждать разные проблемы. Но озвучивают их единицы. Я придумал нововведение: у того, кто не может открыто сказать, есть возможность написать. Не анонимно, но, если ребёнок поставит букву «К», то есть «конфиденциально», я не назову его фамилию. Так вот, эту букву пишет две трети из них. Они не могут откровенно сказать, что думают, даже своим сверстникам, даже в нашей школе, где многое можно. Получается, у них нет ощущения свободы слова. Как нет его у многих директоров – история с татарским языком это показала. Мне написать письмо с благодарностью за поддержку татарского языка – могут, а друг с другом откровенно говорить побаиваются… Нужно ли это ощущение свободы слова? Наверное, ученики, не говорящие жёсткую правду, – удобные ученики. Но для меня в этом есть некоторая нечестность, которую я не могу принять. А вдруг, если произойдёт что‑то нехорошее, они смолчат?
Был у нас интересный случай. Дети разговаривают матом: не ругаются – именно разговаривают. Мы стали обсуждать эту тему, а одна из учениц написала исследовательскую работу по ненормативной лексике. Она пришла в свою старую школу на переменке и записала, сколько раз дети произнесли слово на букву «х», а затем и на другие буквы. То же проделала в нашей школе. Выяснилось: наши используют мат в семь раз реже. Им было интересно обсудить эту ситуацию, и когда мы это сделали, мата в школе стало ещё меньше. Когда снимается табуирование, проблема уходит. Но вот что интересно: такие проблемы, как драки, травля, воровство, дети чувствуют гипертрофированно, а вот проблема честности и правды для них вообще не стоит.
Три года назад мы начали принимать в свою школу пятиклассников. Одиннадцать лет – это ещё несознательный возраст. Они с головой зарываются в сугроб, прячут друг у друга первую обувь, обливаются водой и кидаются апельсиновыми корками... Не все против одного, а каждый против каждого или все против всех. Дошло до того, что в результате такого игрушечного хулиганства один мальчик ушл из школы. Причём он бы, может, и не ушёл, но его мама, вместо того чтобы прийти к учителям или родителям, решила повоевать с детьми. А война с детьми для взрослого всегда обречена на поражение, дети сильнее! И мы, учителя, и родители, и дети, и эта мама – неправы были все. Как эту внутреннюю свободу и смелость направить в нужное русло? Рецепт мы нашли через год. Им оказался поход! Короткий, с родителями, но с ночёвкой, дровами, котлами и песнями. Там нужно помогать друг другу на переправе. А ещё в походе можно все тяжести из рюкзаков девочек переложить в рюкзаки мальчиков. И хотя поначалу мальчишки злятся, потом они начинают гордиться собой. Так в естественной среде формируются человеческие качества, которые за книжками иногда забываются. Но вот эти свободные пятиклассники подрастают, становятся личностями, и, чтобы снова справиться с этим детским неуправляемым сообществом, нам приходится искать другие приёмы, буквально нащупывая их руками. Как в детской игре в жмурки, когда глаза завязаны, а найти надо.
Ещё в 2015 году Школа СОлНЦе занимала первое место в городском рейтинге по результатам ЕГЭ, наш ученик стал победителем всемирной олимпиады по биологии. Сегодня мы также в лидерах рейтинга, но не первые, не вторые и не третьи, и эта тенденция мне не нравится. В нашей школе мы ставим честные оценки, но не ругаем детей за двойки и не заставляем учиться. К сожалению, к десятому классу они расслабляются. А после ЕГЭ приходят ко мне: «Павел Анатольевич, вы почему не заставили нас учиться?!» Получается, с этой свободой не всё так просто.
В будущем учебном году в нашей очень свободной школе на один день в неделю вводится школьная форма. За опоздания на уроки будем также наказывать. Несколько выговоров – и можно вылететь с очного обучения на семейное. То есть мы не выгоняем – пожалуйста, учитесь у нас, но с иными правами. Во всём этом есть один нюанс: тем, кто ярко мотивирован на учёбу, разрешено нарушать некоторые правила. Они это заслужили. Спросите: а не это ли путь магазинов для привилегированных из 70-х? Нет, не он. Вот вам пример для сравнения. Звонит мне известный прокурор: «Примите сынишку соседа – он смышлёный мальчишка». «Мне нужно в этом убедиться», – говорю ему. В ответ слышу: «Я же вам представился». Вдумайтесь, он убеждён, что его положения достаточно, чтобы дать рекомендацию, обязательную к исполнению. Вот она «система спецмагазинов» – система блата! Вот с ней я борюсь.
Возможно, та дорога, по которой я иду и собираюсь идти дальше, неидеальна. Появление «привилегированных» – это не концептуальная система школы, и таковой она не станет. Справимся с ситуацией – и через год методы реагирования станут другими. Да, мы отходим от той глобальной свободы, которая у нас всё это время была. Но я не сторонник следовать какому-то красивому принципу, если тот не работает. Чего бы я хотел добиться в идеале? Чтобы ощущение свободы в наших детях с лёгкостью коррелировало с чувством ответственности. Чтобы они внутренне осознавали обязательность некоторых вещей – честного труда, например. Чтобы достигали высоких результатов в любимых областях. Чтобы ориентировались не на конкретного правителя, а на многовековые нравственные ценности. Чтобы какую‑то часть себя – добровольно и радостно – посвящали служению обществу. Вот тогда они будут по-настоящему свободны. Как этого добиться? У меня пока нет конкретного ответа на этот вопрос – я нахожусь в постоянном поиске…
Добавить комментарий