Кому ребёнок верит: учителю или блогеру?
Юрий Прохоров, председатель Татарского республиканского комитета профсоюза работников народного образования и науки, о том, что мешает диалогу семьи и школы.
16 ноября 2022
НЕВОЗМОЖНОЕ СРАВНЕНИЕ
Cравнивать систему образования прошлого и настоящего очень сложно и почти невозможно, потому что это две эпохи, два разных государства, два разных строя. В СССР образование было частью государственной политики. Частью этой политики были и содружество, взаимопомощь, взаимопонимание между родителями, детьми и учителями. Эта триада работала дружно. Каждая школа занималась не только обучением, но и воспитанием. А воспитание подразумевает эту взаимосвязь. Поэтому, полагаю, раньше и доверия к школе и учителю было больше, и уважения.
ПЕДАГОГ НЕ ПРИСЛУГА!
А сейчас действует идеология денег. В ней образование объявили сферой услуг, и родители и дети стали воспринимать школу и педагогов соответственно. В этом году понятие «образовательная услуга» исключили из нашего законодательства, но ущерб уже нанесён и исправить его непросто.
Я убеждён, что именно в отношении к учителю причина того, что молодые педагоги сегодня не рвутся в школу. Что будет, когда из школы уйдут мои ровесники и следующее после нас поколение педагогов? Откуда возьмутся кадры?
ИНТЕРНЕТ ВМЕСТО ВОСПИТАНИЯ
Да, пробуются разные подходы, например, создаются различные движения. Но объединены ли они какой‑то целью? Пионерия и комсомол подразумевали воспитание и нравственное развитие ребёнка для того, чтобы он стал в будущем ответственным членом общества. Сегодняшние школьные и молодёжные движения в состоянии решить эту задачу? Допустим, школа вновь основательно возьмётся за функцию нравственного воспитания. Днём мы говорим об идеалах на примерах живых героев, литературных героев, деятелей науки, искусства. Вечером ребёнок приходит домой и включает телевизор, где всё это мгновенно опровергается в шоу и сериалах. А потом он заходит в интернет. Кому ребёнок больше верит: педагогам или блогерам?
РОДИТЕЛИ, ГДЕ ВЫ?
Школа сегодня делает многое, но, к сожалению, это всё нивелируется отсутствием единой цели. У нас сегодня, например, большая пропасть между родителями и классным руководителем. Я убеждён, что никакие переписки в мессенджерах не заменят живого общения. Это не взаимодействие, а так, формальность, инструктаж, информация к сведению. Когда я работал директором школы, мы проводили собрания родительские раз в месяц. У мальчиков приходили отцы, у девочек – мамы. И у нас было два разных потока – мам и пап. Потому что это две разные составляющие, и проблемы обсуждаются разные. Был даже комитет отцов, многие родители работали на одном предприятии. Если ученик систематически хулиганил, то глава комитета шёл к отцу в цех и проводил собрание, чтобы информация точно дошла. Так у каждого формировалось чувство ответственности за собственного ребёнка и за свои действия как родителя. Сегодня можете себе такое представить? Нет. Сегодня вы, родители, не сможете даже в школу просто так зайти, охрана не пропустит.
Фото: из архива Юрия Прохорова
Добавить комментарий