
Нам ни к чему менять привычки, нам ни к чему себя менять...
Николай Челышев, потомок купца-мецената о том, почему нам ни к чему менять привычки…
27 ноября 2016
- Я – потомок купца-мецената Василия Львовича Челышева. Жил такой купец в Чистополе, держал в своих руках хлебную торговлю южной Камы.
Считается, что он происходил из крепостных графа Шереметьева, и, откупившись, из Нижегородской губернии переехал в Чистополь, где и разбогател. Но не все с версией о его крестьянском происхождении согласны, «Чистопольские известия» писали нынешним летом, что купец был старообрядцем, а «в массе своей старообрядцы крепостными не могли быть … согласно своим вероучительным правилам скорее бы решились на самосожжение, чем на крепостное положение». Но да - Бог с ним, с происхождением. Я сейчас не о том. Главное, что авторитет Василия Челышева – купца 1-й гильдии, миллионера и городского головы, коим его уговорили стать в 1872 году, был очень высок.
Он был самым уважаемым благотворителем города. Можно, конечно, сказать, что при таких-то капиталах, грех не ссужать деньги на добрые дела. Но известно, что купеческая благотворительность в те годы не всегда носила добровольный характер. «Купец был дойной коровой всех, кто представлял собою какую-нибудь власть. Он давал взятки, подносил хлеб-соль в золотой солонке и на серебряном подносе «сиятельным» лицам, жертвовал, делал иллюминации «в честь тезоименитств царствующих особ», вынужденно участвовал карманом в пользу разного рода нуждающихся» - пишет бытописатель того времени Г. Успенский. А вот Василий Львович, по свидетельствам очевидцев, делал это не вынужденно, а по велению сердца. Его благие дела и деньги шли на просвещение и на здравоохранение, и никогда на «иллюминации «в честь тезоименитств царствующих особ». На его счету: содержание детских приютов (он был председателем Казанского попечительского совета детей-сирот); помощь Мариинскому девичьему приюту в Чистополе (каждая воспитанница при выходе из этого заведения, получала 500 рублей подъемных); преобразование Чистопольского женского училища в прогимназию и покупка для неё двух зданий; постройка главного корпуса городской больницы и комплекса зданий старообрядческой богадельни, куда принимались для проживания пожилые люди, лишенные средств и крова. При его активном участии был выстроен «Ночлежный дом в память государя-императора Александра III». Прагматичные чистопольцы средь основных заслуг знаменитого земляка всегда называют первый в городе водопровод – он был построен на средства купца Челышева и начал действовать в 1880-х годах.
Перечислять заслуги Василия Львовича могу долго и с гордостью. И даже когда кто-то сомневается в моей причастности к роду чистопольского Челышева, пеняя мне на то, что живу в Самарской области, готов признать себя потомком самарского купца 1-й гильдии, тоже городского головы, но уже 1909 года, такого же почетного благотворителя и известного борца с пьянством. На его счету четыре ночлежных дома для бедных, которые до сих пор стоят ему памятниками в центре Самары и множество благотворительных пожертвований.

Тем более, что все мои Челышевы, согласно статье «Люди «купеческого чина», опубликованной «Чистопольскими известиями», подтверждают точку зрения: «клан Челышевых, разбросанный по губерниям Нижегородской, Самарской и Саратовской, – выходцы из керженских скитов, затерянных в глухих лесах Нижегородчины…»
Все они были богаты, благородны и никогда не забывали о тех, кто в беде или нуждается. Прекрасная привычка минувших веков – помогать. А стоит ли менять хорошие привычки? Потомки великих фамилий – а их у нас почти вся Россия – просто не имеют на это права. Иначе потомки ли мы?

Добавить комментарий