Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Нас окружает смерть. И что же делать? Cказать жизни «ДА!»

Нас окружает смерть. И что же делать? Cказать жизни «ДА!»

Гузель Хисматуллина, директор тренинговой компании «Тимсофт», о том, как наполнить свою жизнь смыслом и почему нельзя забывать тех, кто ушёл.

04 мая 2018

2271 серая плита мемориала жертвам холокоста в Берлине. Я стою между этими плитами. Шесть миллионов евреев здесь было уничтожено. Это место, в котором невозможно не думать о смерти. И о жизни.
Нас окружает смерть. Иногда это смерть очень близких нам лю­дей.
И как жить дальше?
Когда кажется, что твоя жизнь не имеет смысла, когда земля уходит из‑под ног и опускаются руки, когда, как в стихотворении Марины Цветаевой, «просто хо­чется, очень хочется потихонечку умереть», когда кажется, что в этой жизни нет ничего такого, за что хотелось бы цепляться?
Именно тогда важнее всего помнить о том, что жизнь имеет смысл ВСЕГДА, даже если сей­час она тебе кажется абсолютно бессмысленной и полной боли.
Боль всегда уникальна, никто не может испытать, понять то, что испытываешь ты, потеряв близкого человека.
И что же делать? Жить и пом­нить. Жить своей жизнью для них, пережив боль, апатию, бессмыс­ленность. А переживать боль необ­ходимо: позволить ей пройти через тебя, оставляя шрамы, но сохраняя жизнь. И потерю смысла, апатию и безразличие тоже придётся прой­ти. И искать смысл. Ради чего стоит жить сейчас.
В эти моменты хочется сказать: мне нечего ждать от жизни.
Но, возможно, стоит поставить вопрос по-другому: а чего сейчас жизнь ждёт от меня?
Чего сейчас жизнь ждёт от тебя? Не жизнь для тебя, а ты – для жизни!
Научиться жить по-новому, по­тому что по-старому невозмож­но. Каждый день! Исключая жизнь на автомате. Пока ты жив – ты мо­жешь выбирать, что тебе делать.
Жить, чтобы помнить.
У грузин есть тост «за ушед­ших», философия его проста: те, кто ушли, собираются там, на небе, за общим столом. Рядом с каждым стоит кувшин с любимым напит­ком, они разговаривают и из этого кувшина наливают себе напиток. И в какой‑то момент один из кув­шинов оказывается пустым – в нём ничего нет. И тогда рядом сидящий говорит: значит, тебя там, на Зем­ле, перестали вспоминать.
Те, кого нет рядом с нами, живы, пока их любят и помнят. Вот и один из смыслов: жить, что­бы помнить. Жить вдвойне!
Сказать жизни «Да!» Имен­но так называется книга, которая однажды изменила мою собствен­ную жизнь. Виктор Франкл попал в Аушвиц – лагерь смерти, там же оказалась вся его семья, и очень быстро он потерял с ними связь, потерял самых близких для себя людей. Казалось, что жизнь для него потеряла смысл. Лагерь смерти – ты никогда не знаешь, наступит ли для тебя следующее утро.
Именно там он начал писать эту книгу. Каждый день, помогая больным, нуждающимся в помо­щи, разговаривая с теми, кто был на грани отчаяния, записывая в собственной голове страницы книги, он наполнял свою жизнь смыслом.
2271 серая плита мемориала жертвам холокоста в Берлине. Я стою между этими плитами. Шесть миллионов евреев здесь было уничтожено. Это место, в котором невозможно не думать о смерти. И о жизни.
Ведь жить – это твой выбор, который никто не сможет у тебя отнять. Жить – это каждый день делать то, что позволяет держаться и не впадать в отчаяние.
Ницше как‑то сказал: «У кого есть Зачем, может выдержать лю­бое Как», и это самое твоё Зачем позволяет справиться с самым кошмарным Как.
Пройдёт много дней, но од­нажды ты почувствуешь, как внутри что‑то освободи­лось, появится кислород, что­бы дышать, жить. Мир вокруг тебя приобретёт очертания, ты как будто заново его увидишь, и это значит только одно: началась твоя новая жизнь.
Однажды наступит день, когда, оглядываясь назад, ты поймёшь про свою жизнь: она продолжается, и в ней есть, ради чего жить.
Как тебе удалось выстоять, всё пережить – не очень понятно.
Но теперь ты знаешь: всё можно пережить. И ты справился.
И ты говоришь своей жизни «Да!».

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: