Не виноват, но ответственен
Пьер Пирард, режиссёр и руководитель творческой группы «Almolu s.a.» из Бельгии, о том, почему Европа приняла мигрантов, а европейцы – нет. И как Татарстан может помочь в решении этой проблемы.
14 января 2019
Первое моё открытие на новой работе было безрадостным. Я увидел ту пропасть, которая существует между бельгийцами и мигрантами. И если уж быть честным до конца, я увидел своего рода гетто, в котором люди живут обособленно, практически не контактируя с внешним миром. Я тогда подумал, что эта проблема порождает другую – куда более глобальную, ведь именно такие закрытые сообщества могут становиться источниками радикализма и терроризма.
Я очень часто говорю своим детям: «Мы не виноваты, но мы ответственны». Я не виноват в ситуации, которая сложилась сегодня в Бельгии, но в то же время я буду за неё ответственен, если ничего не предприму. Я не могу оставаться в стороне. Так сложилось, что довольно много времени я проводил в Сенегале, и заметил, что там представители разных конфессий – христиане и мусульмане – живут в гармонии между собой. Я задался вопросом: почему в такой бедной африканской стране это нормально, а в продвинутой, цивилизованной Бельгии – нет? С этого момента начались мои поиски решения этой проблемы. Вот почему я оказался в Татарстане! Мне рассказали, что это место – хороший, красивый пример мирного сосуществования и взаимоуважения людей разных национальностей и вероисповедания. Я приехал, чтобы увидеть всё своими глазами.
Девять дней я путешествовал по Татарстану на машине. Это был интересный опыт, некий «меланж» – смесь впечатлений. Первые три дня просто взорвали мой мозг! Мне важно было увидеть не только «парадную» сторону жизни республики, но и её изнанку. Большое спасибо за это Казанскому отделению Всемирного конгресса татар, лично муфтию Татарстана Камилю хазрату Самигуллину и, конечно же, Альянс Франсез Казань. Да, к сожалению, мы не успели посетить Болгар и Свияжск, зато побывали в деревнях! Это такая глубинка в чистом виде, где порой не было устойчивого сигнала сотовой связи. Но жизнь там кипит! Там всё хорошо: местные дети учатся, танцуют, рисуют, общаются на двух языках…
Самую волнительную из историй мне довелось увидеть в Зеленодольском районе, в селе Нурлаты. Мы познакомились с семьёй, которая воспитывает тринадцать приёмных детей! При этом одни из них мусульмане, как и их приёмные родители, а другие – христиане. «Вы не делаете никаких ограничений?» – спросил я маму. «Конечно нет!» – только и воскликнула она. Я был потрясён и восхищён, насколько в этой семье мягко и красиво всё происходит. Эти люди живут очень скромно, но при этом дают столько любви своим детям, что не выразить и словами! Ещё одна удивительная история из Татарстана – знакомство с двумя друзьями Азатом и Сергеем. Вместе они помогают бывшим заключённым адаптироваться к нормальной жизни после пребывания в местах не столько отдалённых. Интересно, что Азат – человек ислама, а Сергей – убеждённый христианин. Но они всё время вместе, и у них столько планов!
Эти две истории стали для меня примером абсолютного приятия, иллюстрацией того, как здесь живут люди. Но в чём их секрет? Я увидел, что в Татарстане есть своя ключевая причина – смешанность. Во всём. В работе, учёбе, семье, культуре… «У нас это на генетическом уровне», – сказал нам учитель одной татарстанской школы. В Бельгии, конечно, такого быть не может. Там нет подобного генетического кода, когда люди веками живут вместе. Конечно, существуют государственные программы, которые дают возможность мигрантам учить язык, знакомиться с традициями и культурой страны, в которую они приехали… Но этого мало! Потому что проблема в самих бельгийцах, которые видят в мигрантах прежде всего угрозу. Даже если речь идёт о втором поколении, живущем в нашей стране! К сожалению, пока я не наблюдаю системного подхода, способного переломить сложившуюся ситуацию. Есть лишь точечные инициативы, например, открытие мечети для всех.
Как правило, в странах Западной Европы любому маленькому населению (словосочетание «национальное меньшинство» Пьер старается не употреблять. – Прим. ред.), чтобы утвердиться, нужно противопоставить себя большинству. У вас же главенствует абсолютно противоположная идея: люди разных национальностей получают одинаковое образование и имеют равные возможности. Я хочу донести это до европейцев. В ближайшие полгода планирую вернуться в Татарстан со своей командой: мы работаем над документальным фильмом, основная задача которого – показать вот такой позитивный опыт. С этой же целью поедем и в другие страны – всего их будет двадцать пять. Во многих из них есть свой рецепт мирного сосуществования представителей разных культур и конфессий. Надеюсь, рассказанные нами истории заставят людей задуматься.
Добавить комментарий