– Ни разу не писала тотальный диктант – просто не складывалось
Анна Матвеева – прозаик, автор нескольких романов и Тотального диктанта 2024 года. Кому, как не ей, ответить на вопрос, о чём будет Тотальный диктант на этот раз. А заодно рассказать о себе. Например, о том, почему идеальным занятием для себя она считает... придумывание названий улицам. И почему, однажды побывав в Казани, хочет сюда вернуться.
Анна Матвеева, прозаик, автор романов «Каждые сто лет», «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», «Завидное чувство Веры Стениной», сборников «Спрятанные реки», «Лолотта и другие парижские истории», «Армастан. Я тебя тоже», «Картинные девушки». Уроженка Свердловска. В настоящее время живёт в Москве.
О ТЕМЕ ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА
Текст диктанта посвящён дневникам как жанру и как явлению жизни и напрямую связан с романом «Каждые сто лет», в основу которого легли дневники моей бабушки Ксении Лёвшиной. Бабушка вела личную хронику с детства и до последних своих дней, я же занимаюсь этим лишь периодически – хотя это, скорее, путевые заметки, где собраны наблюдения, цитаты, идеи, названия для ненаписанных текстов. Привычки ежедневно делать записи в дневнике у меня нет. Никогда не зацикливалась на определениях – ну писатель и писатель. Неловко бывает, когда спрашивают, кем я работаю. Обычно говорю, что редактор или журналист. Поэтому никакого такого осознания того, что я писатель, у меня до сих пор не было.
О СЕКРЕТАХ ТВОРЧЕСТВА И НАЗВАНИЯХ УЛИЦ
Работа над книгой, как правило, начинается с названия. Нет его – нет и книги. Не могу писать, пока не пойму, как текст будет озаглавлен. Я думаю, у меня это от отца, Александра Константиновича Матвеева. Он был известным лингвистом, исследователем, путешественником, специалистом по топонимике – географическим названиям, автором замечательно увлекательных книг.
Я ещё в детстве подметила, что в любом населённом пункте запоминаю, скажем, не гору или пейзаж, а его название с таблички. Думаю, что идеальная профессия для меня бы была – придумывать названия улицам. Жаль, никто не предлагает.
О ПОЛЬЗЕ ВДОХНОВЕНИЯ
Разговоры о вдохновении, это, как мне кажется, самообман. Я точно не жду вдохновения – вот оно придёт, я сяду и напишу великую вещь... Возможно, так происходит у поэтов, им действительно нужно что‐то такое поймать, но у прозаиков всё прозаичнее: они садятся за стол, и потом уже вдохновение подтягивается. Так что если говорить про отношения, то они рабочие.
ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ
Недавно участвовала в проекте издательства, где десять авторов писали рассказы вместе с YandexGPT. Это был интересный и странный опыт. Пока что я не вижу в нейросетке конкурента, а вижу помощника, хороший подручный инструмент. Правда, вот на создание правильных промтов уходит слишком много времени: пока составляешь, можно самой десять раз написать. Но этот шайтан будет развиваться дальше и однажды, я думаю, отберёт у писателей хлеб. И масло.
О ТОМ, КАК СТАЛА АВТОРОМ ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА
Мне позвонили, спросили, хочу ли я стать частью этой истории, и я, не дослушав, сказала: «Конечно, хочу!»
Вообще, я со школьных лет любила и диктанты, и сочинения, и изложения – всё писала хорошо, но иногда бывали ошибки в пунктуации.
Что касается Тотального диктанта, то ни разу не писала его сама, просто не складывалось. Но весной прошлого года я была диктатором в Петропавловске-Камчатском, а также участвовала в проекте «Амбассадоры русского языка». Я и дальше хотела бы общаться с «диктантщиками»: все наши руководители, организаторы, координаторы – просто исключительно прекрасные люди! И они доверяют автору. Я сама выбирала и тему диктанта, и стиль, в котором будет написан текст. Единственной просьбой «заказчиков» было не выходить за пределы максимального количества слов и сделать четыре части диктанта примерно равными по сложности.
О ПОДСКАЗКЕ ТЕМ, КТО БУДЕТ ПИСАТЬ
Меня, бывает, спрашивают, к чему следует быть готовым тем, кто пойдёт писать Тотальный диктант. Какие файлы памяти с правилами русского языка обновить?
Скажу так, что гораздо эффективнее будет пройти обучение на курсах подготовки к диктанту – они проводятся каждый год, стартуют в марте. Других подсказок дать не могу.
О КАЗАНИ, С КОТОРОЙ МЫ ЕЩЁ ВСТРЕТИМСЯ
Я уже говорила, что в любом населённом пункте запоминаю первым делом названия с табличек. Казань отпечаталась в моей памяти названием станции метро «Площадь Тукая». Не так давно написала небольшой рассказ «Казанью довольна», там как раз упоминается это название, и действие происходит в вашем городе, хотя самого его в тексте практически нет.
В любом новом городе я в первый же день, где есть такая возможность, стараюсь выйти к реке и обязательно иду в музей изобразительных искусств. В Казани всё это имеется. В августе прошлого года, будучи у вас в городе, хотела увидеть работы Николая Фешина, а нашла ещё и умопомрачительную выставку Аркадия Пластова, отчего ощутила себя счастливой.
Я всегда была счастлива в Париже. Надеюсь, что мы ещё встретимся. И с Парижем, и с Казанью.
Добавить комментарий