«Педагогическая поэма» Ильсура Зиганшина
Ильсур Зиганшин, учитель обществознания казанского лицеяинтерната №2, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2022», о том, как важно защищать учеников, играть в футбол с родителями и как из плохого учителя сделать хорошего.
16 ноября 2022
СЧАСТЛИВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
– Можно сказать, что я стал учителем случайно. Всегда мечтал работать в правоохранительных органах и даже получил соответствующее юридическое образование, но меня пригласили в свой родной лицей, который я окончил, я попробовал поработать учителем, и мне понравилось. Профильным образованием обзавёлся уже в процессе. Теперь не могу и представить себя в другой профессии.
НИЗКИЙ «МАТЕРИНСКИЙ ИНСТИНКТ»
Как-то один мой друг сказал, что из меня получился хороший учитель, потому что у меня низкий «материнский инстинкт». Я сначала не понял и даже обиделся: как это низкий? На самом деле среди учителей преобладают женщины, у которых действительно по отношению к детям сильно развит «материнский инстинкт»: они их опекают, оберегают, учат, любят. С годами и я проникся этим инстинктом – очень люблю своих детей. Всему готов их научить, всегда готов их защитить, и это тоже функция учителя – защищать своих детей! Моими учениками я горжусь – они все такие разные, но все такие классные!
РОДИТЕЛЕЙ НЕ ВЫБИРАЮТ, НО ИХ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ
Мне по жизни везёт: я попал в такую школу, где администрация старается не взваливать на своих учителей бумажную волокиту и бесконечное общение с родителями учеников. Для родителей в лицее устраиваются различные мероприятия: футбол, мы ходим с ними в походы, но чтобы они днём и ночью беспокоили учителя в чатах или караулили после уроков – такого нет. Даже родительские собрания у нас построены таким образом, что каждому учителю выделяется пять минут, во время которых, не растекаясь по древу, один на один с учителем родитель получает всю необходимую информацию по своему ребёнку. Так же мы, учителя, в течение учебного года должны один раз побывать в гостях у ученика, посмотреть, как он живёт, какие у него условия для учёбы, узнать, чем нужно помочь.
МЕЧТАЮ О МАЛЕНЬКИХ ШКОЛАХ
У каждого человека есть профессиональная мечта. Моя отчасти сбылась. Я всегда мечтал, чтобы школы были маленькими – максимум на 700‑800 детей. Чем больше школа, тем меньше уюта, меньше тёплых отношений между учеником и учителем, меньше возможностей уделить каждому побольше внимания. Мечтал, чтобы в классах было мало детей – так результативнее делиться с ними знаниями. Именно таким и является наш лицей. Именно такими в моей мечте должны быть все школы.
Что касается карьеры… Я вижу её не в том, чтобы покорять какие‑то административные вершины. Не моё. Мне больше нравится передавать свои наработанные знания и умения, делиться какими-то своими способами на тему, как учить детей, чтобы им было интересно ходить в школу, чтобы уроки их захватывали. Мне нравится мотивировать и учить мотивации.
НЕТ ПЛОХИХ УЧИТЕЛЕЙ, ЕСТЬ ЧРЕЗМЕРНАЯ НАГРУЗКА
Учитель плохой и учитель хороший… Да, такое бывает. Бывает, что человек не на своём месте. Или он приходит на работу чисто формально, чтобы быстренько отвести положенное количество часов и убежать домой. В большинстве случаев, я уверен, такое происходит от чрезмерной нагрузки, которая просто убивает в учителе это главное учительское начало. Нагрузка в полторы-две ставки – это, конечно, хорошо – больше заработаешь. Но когда ты работаешь на износ, а организм человека не молодеет с годами, он требует отдыха, ломается от перегрузок, качество образования, безусловно, страдает. Поэтому у многих на первый план выходит чувство самосохранения, чтобы не рассыпаться на кусочки, сохранить себя для семьи.
ВОСПИТЫВАЕТ ВСЁ: ЛЮДИ, ВЕЩИ, ЯВЛЕНИЯ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ДОЛЬШЕ ВСЕГО – ЛЮДИ. ИЗ НИХ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ – РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ. Антон Макаренко, «Педагогическая поэма». 1935 г.
Читайте Макаренко – «Педагогическую поэму». У него и времена, и дети были посложнее наших. И у него тоже не всё получалось. Но если проанализировать, не получалось не с детьми, а именно административная часть – взаимодействие с какими-то курирующими организациями, с теми, кто требовал от него каких‑то отчётов, стандартов… А детей в стандарты не загонишь. Учитель должен учить, заинтересовывать, зажигать своим предметом. И не только предметом, страстью к учёбе. Администрация школы должна помогать. Тогда и детям будет интересно, и всё у нас получится.
Фото: из архива Ильсура Зиганшина; кадр из фильма «Педагогическая поэма», 1955 г.
Добавить комментарий