Похож ли Гагарин на Брэда Питта?
Юрий Нефедьев, директор Астрономической обсерватории им. Энгельгардта КФУ, - о том, как космос побеждает колбасу.
12 апреля 2016
На самом деле космонавтом хочет стать каждый нормальный человек. Просто потому, что люди - космические существа. Как и все живое на планете, мы созданы из углерода, который образовался не на Земле и даже не в Солнечной системе. Он образовался при взрыве сверхновых звезд и затем распространился по Вселенной, то есть мы состоим, по большому счету, из звездного вещества. И вся наша жизнь, хотим мы того или нет, связана с космосом. Нужно помнить, что даже выпивая стакан воды, вы поглощаете кусочек кометы - вода на Земле образовалась изо льда, принесенного падавшими на нее небесными телами.
С другой стороны, не будем забывать, что Россия – это космическая держава, где были специалисты не просто мирового уровня, а от Бога! Где, в свое время, читали лекции по астрономии партийным чиновникам для повышения их образовательного уровня. Где при вступлении в комсомол заставляли зубрить имена всех космонавтов и их заслуги. Американцы до сих пор летают в космос на наших двигателях. Поэтому сейчас все, что связано с освоением космоса, становится приоритетом нашего государства. И то, что у нас наработано, нужно не просто сохранить, - это нужно развивать всеми возможными средствами.
Как именно? Конечно, прежде всего в школах нужно восстановить полноценный курс астрономии. Невозможно изложить ее основы за несколько часов в рамках курса физики, как это сейчас происходит. И в этом курсе должна красной нитью проходить роль России в освоении космического пространства.
Потому что сейчас, бывает, доходит до смешного. Пришли к нам как-то школьники старших классов. Наш научный сотрудник показала им журнал 60-х годов с изображением Юрия Гагарина и спросила: вы знаете, кто это? Все задумались. И один вдруг сказал: «Очень похож на Брэда Питта». Вроде бы курьез, но на самом деле такое просто страшно слышать от наследников великой космической державы.
Если у нас будет современный школьный курс астрономии, первое, что мы получим, - это как раз стремление многих детей стать космонавтами или как-то еще участвовать в освоении космоса (пойти в астрономию, космическую геодезию и так далее). Но самое главное в том, что они станут современными образованными людьми. Сегодня нельзя быть образованным человеком и не представлять себе, что такое космическое пространство, какие имеются небесные тела, какими свойствами они обладают. Наконец, это еще и обороноспособность страны. Не случайно же наш военно-воздушный флот называется теперь Воздушно-космическими силами. Представьте, туда пойдет служить человек, не имеющий элементарных знаний по астрономии или не знающий современных достижений космической отрасли!
Проблем в обеспечении такого образовательного процесса нет. Есть специалисты, есть разработанные образовательные курсы, есть такие объекты, как наша Астрономическая обсерватория с планетарием, а это всегда большое подспорье для системы образования.
…Пару десятилетий назад было немало тех, кому, условно говоря, колбаса казалась чем-то более важным, чем космос. Но сейчас мы получаем огромное количество информации об открытиях, совершаемых исследователями космоса – и рядовых, и глобальных, как, например, недавнее обнаружение гравитационных волн. Спросите сегодня любого жителя Земли, имеющего об этом хотя бы малейшее представление: важное ли это занятие - освоение космического пространства? И он непременно ответит утвердительно.
Добавить комментарий