Порядок действий
Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», о тайном недуге, которым страдают дети, и не только…
19 сентября 2016
Так уж вышло, что довелось присутствовать (и немного помогать) при дополнительных занятиях по математике. На каникулах занимался внук, ученик начальной школы. Очень хотел догнать школу, в которую возвращался – там программа посложнее и требования повыше.
Столкнулись с задачкой. Комната имеет форму куба. Высота комнаты 3 метра. Видимо, сталинка. Вычислите площадь стен. Раз куб, то высота равна ширине. Трижды три - девять. Девять на четыре – тридцать шесть. Таково мое решение. У внука получилось пятьдесят четыре. Потому что в условии куб. И вычислить надо площадь всех его граней.
То есть я представляю при решении реальную комнату. Сверху люстра, по полу кошка бегает. И эти грани куба называются не стены, а пол и потолок. Внук же упирал на то, что им не так объясняли. Тогда я предложил: давай напишем два ответа. Один, если верна логика про куб. И второй, если верна логика про конмнату. Хуже не будет, считал я. Учитель увидит, что мы размышляли, поставит пять с плюсом. Не надо, упорствовал внук, поскольку правильным является один ответ: так им объясняли.
Отметим это: на данном этапе ребенок уверен, что правильный ответ должен быть один. И это верно для таблицы умножения. Но если ты и дальше пойдешь по жизни с уверенностью, что пол с потолком – разновидность стен, а больше знать ничего не обязательно и думать нечего, тебя ждут немалые трудности. И надо признать, что я на каждом шагу вижу людей, которые по уши в этих трудностях.
Недавно прочел об исследованиях, проведённых в далеком уже 2003 году среди 15-летних школьников. Не уверен, что с тех пор ситуация улучшилась. Лишь четверть из них оказалась способна соотносить текст с собственным жизненным опытом, самостоятельно сопоставить информацию из разных источников, вылущивать смысл, представленный в неявном виде. А что такое жизнь, если не поиск смысла, представленного в «неявном виде»? Парадоксальный выход тут один: под это поколение надо жизнь переделывать, упрощать, сводить к однозначным формулам и примитивным лозунгам. Впрочем, тут беспокоиться не стоит, процесс идёт сам по себе, естественным порядком, самопродуцируясь.
Ещё из моего собственного опыта: на собеседовании в престижном вузе многие абитуриенты совершенно терялись, едва им задавали вопрос, предполагавший минимальное размышление. Поскольку там мы идём от простого к сложному (кто Президент России, что такое НАТО, а может, и про Нормандскую четверку слыхал…), то самым приятным сюрпризом была девочка, которая на ходу вычислила подвох в вопросе, граничит ли Россия с Польшей, вспомнила про Калининградскую область, сопоставила – и ответила «Да». Но с ней мы очень высоко забрались, определяя потолок знаний. Большинство ломается на дальних подступах к Калининграду. И на любой вопрос «за рамками» отвечает: ой, не знаю, мы готовились к ЕГЭ. И надо признать, по ЕГЭ их баллы довольно высокие, насобачились тесты заполнять.
И на этом фоне теперь уже не педагоги, а врачи обращают внимание на глубокие дисфункции, которые демонстрируют некоторые современные дети. Допустим, вы заметили, что едва ребенок открыл книжку, как у него заболела голова, резь в глазах и всё такое прочее. Старшее поколение диагностирует это как лень-матушку, воспаление хитрости, прописывает (хотя бы на словах) ремешка. Но постепенно подросло поколение детишек, которые реально страдают, пытаясь прочесть сколь-нибудь протяженный кусок текста. Натыкаясь на необходимость поразмыслить. Это действительно их недуг.
Да что детишки! Уже подросли поколения взрослых, которые, не освоив, учёно выражаясь, основ эвристики, абсолютно теряются в реальной жизни, принимают кучу неправильных решений, теряются при первой трудности – и перекладывают вину в любой своей неудаче на других – на дворника, на маму, на мужа, на президента... Мой любимый пример из «Фейсбука» - тест на порядок действий, математика начальных классов. Оказывается, больше 70 процентов не справляются с этим тестом. То ли забыли, то ли не зазубрили, то ли показался тогда ненужным... Вывод ясен для меня: эти люди точно так же ошибаются в «порядке действий», каждодневно решая не только задачки по арифметике, а житейские уравнения. Принимая решения, которые могут в дальнейшем вывести их ракетами на орбиту. А могут – загнать в тупик, как старый паровоз.
...Спросите, кто же был прав в задачке со стенами и кубом? Не знаю пока, учительница обещала проверить попозже, там в школе ремонт завершается, переезд, стены недокрашены, потолки от ливня подтекли; некогда им, со строителями разбираются. Строители задачку неправильно решили, это уж точно.
Добавить комментарий