Счастье как подвиг
Анастасия Ветлугина - биограф, о том, что в поисках жизненной гармонии может заменить тысячу коуч-сессий и тренингов.
09 мая 2016
Человек — это то, что мы о нём помним. Моя профессия сохранять воспоминания началась в детстве, с незнакомого и колючего слова «репрессирован», которое я услышала от старожила поселка под Мурманском, моей малой родины. Безликая история страны вдруг превратилась в судьбы реальных людей, живущих по соседству.
Беседы с представителями старшего поколения выросли в дело жизни, когда на последнем курсе филфака КГУ я познакомилась с Маратом Бикмуллиным. Он начинал проект «Аярис», мы создавали фонд биографических фильмов об участниках войны. Для меня не было в новинку работать с пожилыми людьми: мой школьный учитель истории не столько велел зубрить даты, сколько доверял своим ученикам сохранять историю еще живших фронтовиков – и набралось их на целую книгу. Свою ценность, а вернее, бесценность записи воспоминаний и мыслей людей объявили очень быстро: мои «хрустальные» люди умирали стремительно.
Мы с Маратом запечатлели на видео 500 ветеранов и детей войны. Я очень люблю этих, уже таких моих, бабушек и дедушек. Поколение победителей – поколение созидателей, вот это и притягивает к ним. Эти люди – хозяева своей судьбы. Они не причитают и не жалуются: нам-то досталось... Фронтовики из татарских деревень не умели и писать по-русски, отдали фронту по 5-7 лет, а после сели за учебники, поступили в вузы. Дети войны, сироты стали блестящими искусными мастерами своего дела. Стали счастливыми. Никто из них не сказал: что я мог без родителей, что я мог, когда я - ребенок? Они просто созидали - новые семьи, новые дома и города.
Счастью меня научила Вера Бакаева. О ней я думаю каждый день. После концлагеря, она попала в Казань, вышла замуж, родила троих детей – и потеряла их всех. Сказались последствия медицинских опытов, проведенных над ней фашистами. Вера Георгиевна – один из самых жизнерадостных людей, которых я встречала, и, узнав ее историю, я не могла понять: как она не винит судьбу? Почему она считает, что в жизни ей повезло: ее мать сожгли заживо на ее глазах, отца повесили, сама она с перебитыми ногами каждый день отдавала кровь немецким солдатам, а в девять лет осталась абсолютно без зубов? Так почему ей повезло? Потому что она выжила. Потому что у нее есть внук, которого удалось отстоять у соцслужб. Так мыслить, так чувствовать, так жить – это ее личный подвиг. Подвиг, понимание которого может спасти от уныния жизнь тех, кто сетует на нее, не вникая, сколь многое дано ему для созидания и счастья. Для тех, кто ищет себя, путь к успеху и гармонию с миром на бесконечных коуч-сессиях и тренингах, я рекомендую лишь одну встречу с Верой Бакаевой – бесплатно. Нам нужны истории очевидцев и участников войны, как камертон для чистоты звучания жизни каждого из нас. Поэтому вместе с Союзом ветеранов РТ мы создали газету «Почет» – «голос третьего возраста», точку соприкосновения школьников и ветеранов. Весомая часть материалов – личные истории свидетелей войны. И я с удовольствием публикую исследования школьников о земляках, заставших это эпохальное событие. По себе знаю, как важно соприкоснуться с судьбами поколения Победителей.
Добавить комментарий