Сегодня нет, завтра будет
Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», о том, как «ересь» становится рутинным миропорядком и почему то, чего вчера не было, сегодня есть.
25 августа 2017
После долгого перерыва я сел на велосипед во вполне зрелом возрасте. Назывался он «Кама» (а река эта плавно несёт свои воды как раз в Татарстане), был складным, тяжеленным, но сильно увеличивал мобильность. Время было позднесоветское. С обычным великом никуда не сунешься, только виляй среди машин и пешеходов. А «Каму» при желании и определённом физическом минимуме развития можно было таскать на манер багажа. В электричке. В метро.
То, что теперь творится, у меня лично в голове не укладывается: вот, скажем, в Иннополисе (это не Греция, не древняя, а опять‑таки современный Татарстан) запущена «умная» велосипедная дорожка. Smart Track. Процитирую. «Высокотехнологичный городской велопроект Smart Track – «умная» велодорожка, оборудованная велосчётчиками, парковками, зонами отдыха, велокафе. При создании проекта были учтены все потребности спортсменов. Безопасность велосипедистов в тёмное время суток обеспечивает интеллектуальная программируемая световая система. Кроме того, благодаря замедлению и ускорению скорости мигания контурной подсветки велосипедисты могут проходить тренировки заданной нагрузки. «Наш город – идеальная площадка на развития велопроекта Smart Track. Спорт и здоровый образ жизни – приоритеты развития человека в современном обществе, а технологичность «умных» велодорожек в сочетании с экологичностью велосипедов – это то, что отражает дух Иннополиса», – считает Руслан Шагалеев, мэр этого татарского наукограда.
Я, если честно, не мог это читать без слёз. «Мигание контурной подсветки». «Велокафе». «Интеллектуально программируемая». Слушайте, я и представить себе такого не мог ещё несколько лет назад! Когда в Москве начиналась эта велодвижуха, я, человек транзитный из СССР в неизвестность, вообще полагал её вредной. Тут мегаполис, ларьки, ежесекундные автопробки, гудки, градирни, троллейбусы, утренние насупленные миллионы, стиснутые в метровагонетках этой грохочущей человечьей шахты – а тут человек в обтягивающих трусах. В шлеме. Перчатках без пальчиков. Экологичный. Он едет по специальной дорожке. Да откуда ей взяться, тут «КАМАЗу» (опять Татарстан) развернуться негде!
Но надо признать, что ретрограды, вроде нас, уже много где посрамлены. Даже в Москве. Мои добрые знакомые, подсевшие на велосипед (он теперь лёгкий, прочный, стильный), совершают многокилометровые поездки, для них в современных электричках выделены места в специальных вагонах (не исключаю, что с «контурной подсветкой»). Когда эти люди решили учинить велопробег в крещенский мороз, их и тут поддержали, окружили заботой, горячим чаем, машинами скорой помощи (не понадобились), перекрыли улицы, хотя в этакую холодрыгу большинство автомобилистов сидело дома, и чудаки проехали-таки, выдыхая пар и символизируя будущее.
Собираюсь ли я догнать их? Увы, нет. Просто не смогу. Слишком уж я укоренён в другой среде. Да и года не те. Но тот факт, что ересь, как ей и полагается, сначала потихоньку пробивает себе дорогу, потом дорога становится мейнстримом, потом нормальным таким, отчасти рутинным миропорядком, – он не оспорим. Хотя из палитры новостей, которые проходят по ранжиру «сегодня нет, а завтра будет», мне больше важна не про велосипед, а про грозную боевую машину. Простите, старика.
На Казанском авиационном заводе начинают модернизировать красу и гордость нашей оборонной сферы. Я почему-то уверен, что слова «интеллектуально программированная» подойдут и к этой чудо-технике, а не только к велодорожке. По-моему, оборонный потенциал – тоже «приоритет развития в современном человеческом обществе» и очень хорошо защищает экологию: без него весьма хреновая экология воцарилась бы на планете. Ни зон тебе отдыха. Ни велокафе. Такая морозная ядерная зима бы началась – велосипедист носу не высунет, не то что шофёр. И чаем бедняг не отпоишь, и скорая не поможет. Скорее всего, просто не приедет.
Конечно, это не особо изысканно – получается, чтобы нежный велосипедист мог ехать себе по «умной» дорожке, наверху должен летать брутальный и оснащённый смертоносным боезапасом пилот. И так пока устроена в целом наша планета. И Татарстан в частности. Может, это изменится когда-то. Съездим, кто в исламский Болгар, кто в православный Свияжск, помолимся об этом: этих историко-архитектурных заповедников, религиозных святынь в таком великолепии тоже вчера не было.
Сегодня есть.
* Смарт Трак
Иллюстрация: cda.pl
Добавить комментарий