Сила морского притяжения
Болезнь? Морская! Что заставляет мужчин уходить в кругосветку
Алмаз Алеев, яхтенный капитан океанского плавания, – про свою привязанность к морю и тягу к путешествиям.
- Парус - это образ жизни. Это большое количество специфических навыков. И адреналина, и эндорфинов, и серотонина…
Нагрузки огромные. В прошлом я лётчик, небо и вода для меня чем-то очень схожи. На море – с ветром и водой – ты тоже становишься частью некой энергии. Находишься посередине её и согласовываешь действия. В этом и есть кайф моря. Это болезнь какая-то. Ты начинаешь этим жить.
Помню, в 1988 году я впервые в жизни участвовал в парусной регате в Японском море. Живности в нём водится полно. Идём мы своим курсом, а в толще воды светится дрейфующий планктон. Красота неописуемая! Только спать охота! Не зря всё-таки предрассветную вахту называют собачьей. Сидим мы на ней с 15-летним сыном владельца яхты, чуть не засыпаем. И тут метрах в десяти вода разверзлась и отчётливо так: «Ф-ш-ш-ш-ш…» – фонтан брызг. Кит, что ли? Только успокоились, как буквально через несколько минут справа от борта опять: «Ф-ш-ш-ш-ш…»
Ничего страшного не произошло, но напугались мы тогда сильно. Случаев, когда киты атакуют яхты, – больше чем достаточно. В такие минуты понимаешь, кто хозяин в море – человек или животное. Но море от этого не становится менее притягательным. Я отправился в кругосветное путешествие в 71 год, вернулся домой в 72. И по-прежнему продолжаю мечтать об одиночной кругосветке. Почему бы и нет? В жизни возможно всё.
В начале 90-х годов я пришвартовался в марсельском порту. На кормовом флагштоке – зелёно-бело-красный флаг. Подходят к моей яхте моряки военно-морской части: что, мол, за флаг, какое государство? Пришлось объяснить, кто я и откуда. «А навигационное оборудование откуда?» – спрашивают. Протягиваю им свои карты и «бычий глаз» – компас, снятый с самолёта…
- Oh mon dieu! C’est fantastique!*
Французы были обескуражены настолько, что куда-то мигом испарились. Вернулись уже с ящиками вина. Сидели и пили в честь меня – татарина, дошедшего до Марселя с «бычьим глазом», в общевойсковом защитном комплекте вместо яхтенного костюма…
Такие же, как я, «старички»-яхтсмены хорошо помнят то время. Это были самые романтичные годы. Без виз можно было зайти в любой порт любой страны. Оплачиваешь стоянку и ходишь как свободный человек мира. А сейчас мир стал жёстче, прагматичней, кругом бюрократия, бумажки, везде нужно оформляться через агента, за деньги.
В том, что время морских романтиков в прошлом, я убедился в кругосветке, из которой вернулся только что, в июне. Поверьте, от осуществления мечты, к которой шёл тридцать лет, получаешь огромный кайф!
В конце января 2021 года экипаж нашей яхты задержала полиция Вануату за то, что мы, не предупреждая, зашли в её территориальные воды, чтобы пополнить запасы пресной воды и топлива. Береговая охрана сопроводила нас в порт столицы республики – Порт-Вилы и направила на карантин. Неделя времени коту под хвост, но зато в Вануату мы смогли разжиться сухарями.
Таких эпизодов в кругосветке было немало. Перед закатом мы натыкались на бесхозную рыбацкую лодку, длиной превышающую половину нашей яхты. Не хочется думать, что могло случиться, если бы это произошло после наступления темноты.
Несколько неприятных минут ожидало нас и в Аденском заливе Аравийского моря, когда к нам подошла лодка с шестью упитанными арабами на борту, при этом никаких рыболовецких снастей у них не было. На вид – либо пираты, либо контрабандисты. На ломаном английском спрашивают: «Можно подняться на борт?» Я ответил: «Нет, конечно, это территория России». Пытались дальше завязать разговор, просили закурить – так, ни к чему не обязывающий, но довольно тревожный разговор. Я уже наготове держал ракеты – самое действенное оружие для атаки, они бы спалили их деревянное судно. Но всё обошлось после моего: «Всё, ребята, гудбай, нам надо дальше идти». Видимо, наши небритые много дней лица и поношенная одежда дали им понять, что с нас взять нечего.
Можно ли меня назвать зависимым от путешествий? Скорее, это спортивный интерес меня влечёт в море. В любом другом виде спорта можно сойти с дистанции. Но если ты вышел в море, то достичь своей цели – дело чести. От этого возникает чувство той самой эйфории, счастья и… усталости. Бывает, что всё достало: шторма, нехватка провианта, морская болезнь, однообразие… Думаю, хорош, больше ни-ку-да. Так рассуждаешь во время плавания. Но проходит несколько месяцев на земле и начинается тоска по солёной воде. Однако в море с такой же силой меня тянет домой к близким. Вот как это называется?
Кругосветное путешествие, приуроченное к 100-летию ТАССР, завершилось 15 июня в порту Турции вблизи Мармариса. Яхтой «Милонга» управляли три человека: мастер спорта, яхтенный капитан океанского плавания и руководитель парусной школы при Федерации парусного спорта Татарстана Алмаз Алеев, помощник капитана Ильфат Миннибаев и боцман Виль Сагитов, которого позже сменил Иван Поликасов. За всё время моряки прошли более 45 тысяч километров. Их маршрут проходил через Средиземное море, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Добавить комментарий