Татарстан

Общественно-политическое издание

Монда «Татарстан» булды
Святой Христофор с лошадиной головой

Святой Христофор с лошадиной головой

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», о «приключениях» лошадиной головы и о всей полноте русско-татарской истории, какая нам, умникам, досталась.

26 сентября 2017

Мне доводилось не раз встре­чаться с мудрым человеком, Минтимером Шаймиевым, ко­торый, отслужив Президентом Татарстана, возглавил фонд «Возрождение» и посвятил себя воссозданию святынь – городов Болгар и Свияжск. Исламской и православной. Мы с делегацией белорусских и российских жур­налистов этим летом посетили два этих уникальных места. А по­том в Казанском кремле опять повидались с Минтимером Ша­риповичем.
Он беседовал с нашей делегаци­ей на все злободневные и истори­ческие темы, и в виде интервью всё это вышло в Беларуси и России, на сайтах и страницах газет участ­ников встречи. Но был один эпи­зод, который мелькнул вроде незаметно, а мне запомнился.
Минтимер Шарипович спро­сил, были ли мы в соборе Успения Пресвятой Богородицы Свияж­ска, который ЮНЕСКО в этом году включила в Список всемир­ного наследия. «Нет», – ответили мы честно. «Как же это? – ис­кренне расстроился Шайми­ев. – Почему?» Мы рассказали, что законопослушно повинова­лись экскурсоводу. Дело в том, что в этом удивительном соборе, хранящем неприкосновенно фре­ски шестнадцатого века (а именно этот век представлен в истории русской иконописи скуднее всего; так уж вышло, что время именно их не щадило, отнеслось безжа­лостнее, чем к тем, что до и по­сле), ещё идут реставрационные работы. И строгие хозяева никого внутрь не пускают.
1-1
Минтимер Шарипович посе­товал, что не знал этого зара­нее, а то замолвил бы словечко. Чтоб мы глянули на росписи хоть одним глазком. А дальше начал рассказывать про Свияжск, про со­бор, про его историю, держа в па­мяти обвальное количество цифр, фактов и сопутствующих искро­мётных историй, но, главное, сохраняя градус благоговейного и отчасти даже юношески востор­женного отношения к предмету.
Так вы и святого Христофора с лошадиной головой не увиде­ли? – спросил нас Минтимер Шарипов.
1-3
«Нет», – развели мы рука­ми. Нам, разумеется, поведали об этом редком портрете свято­го, который, по некоторым дан­ным, вышел из племени кино­цефалов-людоедов, голову имел, скорее, пёсью, чем лошадиную, но уверовал, искоренил в себе пагубные пристрастия. Имел он гигантский рост, благоприоб­ретённый добрый нрав и ничем его, словно коня-тяжеловоза, не­возможно было сдвинуть с добро­детельных устоев. Послали к нему язычниц-блудниц – они вернулись христианками. Послали воинов, не менее шести взводов, приве­сти его к императору – вернулись те ни с чем, но пацифистами.
Как, почему время оказалось милостиво в этому портрету и другим росписям собора Успения – в голове не укла­дывается. После революции Свияжск, рукотворный сказоч­ный остров (водохранилищем его обнесло, хорошо, хоть не за­топило), отражающийся в реке белыми колокольнями и баш­нями, превращали поочерёдно в приют, колонию, подразделение ГУЛАГа, психиатрическую лечеб­ницу, склады и конторы. Троцкий расстреливал здесь проштрафив­шихся бойцов, дезертировавших с фронта мировой революции. В мощах первого настоятеля мо­настыря ковырялись штыками.
Святой же Христофор сохра­нился – единственный такой во всём мире! А ведь мог ещё задолго до Троцкого попасть в опалу: церковники-то тоже подвержены бывают соблазну подправить историю. В какой‑то момент лошадиная голова стала казаться ересью. Предрассуд­ком. И тогдашние лакировщики действительности постанови­ли: никогда более Христофора пёсьеглавцем (а равно и коне­главцем) не писать. А старинные изображения изъять. Снести, соскрести – ну сносят же аме­риканцы памятники генералу Ли. Ну расстреливают же экстре­мисты «языческие» статуи в Си­рии. Почти везде непреклонному Христофору пририсовали новую, человеческую голову, осуждая неразумных предков за их сме­хотворную, вредную и опасную веру в киноцефалов. И не слу­шали мудрых людей, которые го­ворили: не надо, уж что было, то было. Наше оно. Неотъемлемое. Нет, соскребём. Пририсуем кудри вместо гривы.
1-2
И сегодня есть мудрые люди – и их иногда слушают. Восста­навливают в Татарстане Болгар и Свияжск со всей полнотой русско-татарской истории, ка­кая нам, умникам, досталась. С Иваном Грозным. С Батыем. Со взлётами Постника (а храм‑то строил тот же мастер, что и собор Василия Блаженного в Москве). С кровавой жатвой Троцкого. С па­мятью о жертвах. О военных по­ходах. О святых паломничествах. Шаймиев рассказал, что, учреждая фонд, ходил к Владимиру Пути­ну, чтоб часть денег под проект была федеральная, часть – респу­бликанская, а часть – пожертво­вания, что теперь пофамильно занесены в толстенную, любовно переплетённую книгу. Путин со­гласился.
Короче, взял с нас Минти­мер Шарипович слово, что ещё раз приедем – любоваться фре­сками. Святым Христофором – в особенности. Мы слово дали.
 

Добавить комментарий

Номер темасы
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: