Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Уважаем тех, кого любим

Уважаем тех, кого любим

Ксения Сенцова, преподаватель каллиграфии, о том, как учитель и ученик могут лучше понять друг друга.

16 ноября 2022

НЕДЕЙСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЁМ
Дети учатся, когда им интересно. И когда им интересно с тобой, они, скорее всего, уважают тебя как педагога. Но ни того, ни другого не будет, если ты сам не уважаешь своих учеников. По крайней мере, так мне запомнилось из моей собственной школьной жизни.
ПРЕДМЕТУ – ДА! ПЕДАГОГУ – НЕТ…
Дети очень тонко устроены и улавливают кучу нюансов того, как к ним относятся взрослые. У нас была учительница, которая хорошо знала свой предмет, рассказывала по нему много интересных вещей, иногда старалась дать материал, выходивший за рамки школьной программы, но адресатами этих её выступлений были несколько человек – те, кого она считала достойными своего внимания. Мы, все остальные, были безликой массой, не желавшей и не умевшей, по её мнению, учиться. Я искренне любила её предмет (и даже отчасти связала с ним свою профессию), но терпеть не могла её саму. До сих пор не могу понять, почему она считала, что демонстрировать семиклассникам своё интеллектуальное превосходство – действенный педагогический приём.
МОЙ ЛУЧШИЙ СОБЕСЕДНИК
Зато другую учительницу любили мы все. Она вела себя совершенно обычно, не блистала выступлениями, не боялась ошибаться и всегда внимательно и дружелюбно относилась к каждому из нас. Мы уважали её – не с первого дня, но по-настоящему. Однажды она помогала мне готовиться к ОГЭ по литературе в девятом классе. И я получила то, чего, наверное, хочется каждому подростку, – собеседника, готового говорить на интересные мне темы.
Письмо Онегина к Татьяне, конфликт отцов и детей у Тургенева – все эти «классические» до отвращения сюжеты открывались с новой стороны, потому что она объясняла мне, что там на самом деле происходит. Когда эта учительница ушла в декретный отпуск, мы продолжали занятия у неё дома, а после она проверяла мои сочинения сидя на скамейке возле роддома. Она никогда не брала деньги за дополнительные занятия, поэтому я приносила ей фрукты и сладости. Благодаря ей многие из нас хорошо написали ЕГЭ по русскому языку, а правила, которые она объясняла через игру, я помню до сих пор.
ФЕНЕЧКА – ЭТО УСПЕХ
Сейчас, когда я сама стала педагогом, я понимаю, что чувствует учитель, пытаясь добиться внимания и концентрации от учеников. Иногда заинтересовать и замотивировать ребёнка очень тяжело (читай – невозможно). Часто это не связано с его отношением к предмету, а в принципе с его отношением ко многим вещам, со стрессом, которого немало даже в жизни малышей. Некоторые методы, те же игры, я заимствую из классической педагогики, некоторые приходится придумывать самой. Система баллов (по сути, это знакомые любому ребёнку «лайки») за дисциплину, максимально быстрая, «экологичная» смена видов упражнений и, конечно, дружелюбие и открытость – вот мои главные помощники сейчас. С одной девочкой мы плетём из бисера фенечки и другие поделки в конце каждого занятия, и она рассказывает мне о том, как прошли выходные, какие предметы в школе ей не даются, как ей нравится учиться в музыкальной школе. Мне нравится, когда детям комфортно на моих уроках, я рада их прогрессу. Мне кажется, мы с ними уважаем друг друга.
Фото: из архива Ксении Сенцовой

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: