Байряка: быль, которая краше вымысла
Село Байряка, как и его жители, – с характером, это понимаешь сразу.
14 марта 2018
РАЗНЫЕ ЛОЖКИ
Рассказывают, что первопоселенцами Байряки были татары, в XVI веке пришедшие на эти земли с той стороны, где сейчас находится Кукмор. Бежали от Ивана Грозного и от его новых порядков. С собой принесли язык, несколько отличавшийся от языка, на котором говорили в близлежащих деревнях. Кое‑какие слова байрякинцы употребляют и сегодня. Например, вместо распространённого «кашык» – (ложка) – у них «калак».
Вообще, жители села выглядят и ведут себя так, будто им известен какой‑то секрет. Так ведёт себя, тот, кто заглянул в конец интересной и волнующей книги и узнал, что всё будет хорошо. А гостям как будто позволено заглянуть в её начало...
ВСЕ УШЛИ, А МЕСТО ОСТАЛОСЬ
В Байряке действует замечательный музей, точно бабушкин сундук полный самых разных вещей и историй. Одна из них‑про то, как на протяжении века с лишним хранителями благополучия села были члены одной семьи. Её родоначальник, Ибрагим хазрат, прибыл в Байряку из Башкирии в конце XVIII века. В то время население села было около 15 тысяч человек! Здесь действовали семь мечетей. Ибрагим хазрат стал имамом центральной мечети и начал строить первое медресе. Строительство в 1812 году закончил его сын, Губайдулла. «Губайдия», так называлось медресе, стало одним из самых крупных мусульманских учебных заведений в Поволжье. Его здание – единственное уцелевшее из целого комплекса каменных и деревянных построек, располагавшихся некогда в центре села. После революции медресе стало советской школой. Учителя медресе, продолжившие работать в школе, писали, что теперь образование – бесплатное, девочки и мальчики учатся вместе, и девочкам разрешено теперь обучаться письму. А ещё в классе появились парты... Байрякинский музей расположен в самом здании «Губайдии». Парты стоят здесь, как и раньше, так что каждый желающий может почувствовать себя учеником начала XX века.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГУБАЙДУЛЛИНОЙ
В начале 2000‑х в Байряке случилась сенсация. Сюда приехала сестра великого композитора Софии Губайдуллиной Ида Губайдуллина. И привезла с собой документы, по которым выходило, что часть байрякинской земли принадлежит её семье… Документы, правда оказались дореволюционными. Но они подтверждали, что Софья и Ида – праправнучки того самого имама Губайдуллы. Оказалось, в годы советской власти семья покинула Байряку. Судьбы её членов складывались по-разному, но в 50‑е годы все они встретились в Казани. В последние годы своей жизни отец сестёр, Асгат Губайдуллин, писал биографию – свою и своей семьи. Все эти материалы были обнаружены уже после его смерти.
ОТСЮДА ДО ИРАНА – ПОЛТОРА СТОЛЕТИЯ
– К сожалению, Софья Асгатовна к нам не приезжала. Но мы не теряем надежды, – говорит директор музея Рушания Камалеева. – К байрякинским корням возвращаются из самых разных стран!
Несколько лет назад село и местное кладбище посетила целая делегация из Ирана. Оказывается, предок гостей, Мухаметшариф Ишан, был выслан отсюда в 1841 году. На его надгробии после имени – приписка, обозначавшая его происхождение – «Альбайряки». Её прочитали учёные из КФУ, посещавшие Иран с научными целями. Так потомки Мухаметшарифа узнали, что в их жилах течёт татарская кровь...
ЛЕНИНСКИЙ ПОДАРОК
Вообще, с байрякинцами происходило много интересного. Во время гражданской войны (линия фронта проходила через село) местные крестьяне уходили воевать на стороне красных. Один из них, Самат Гареев, вступил в отряд Азина и участвовал в боях с белыми за Казань. Был ранен и отправлен на санитарном поезде в Москву. Некоторое время спустя бойцов в госпитале навестила целая делегация – Дзержинский, Каганович, Калинин и... Ленин. Рассказывают, что вождь мирового пролетариата положил спавшему Самату на грудь собственные карманные часы. Когда Самата разбудили, гости уже вышли из палаты, но вскоре Ленин вернулся и долго расспрашивал байрякинца о его службе и здоровье. «После этого, – пишет Самат своим родным, – раны мои перестали болеть, и я выздоровел...». Часы у него, правда, почти сразу изъяли и отправили в музей в Москву. Взамен оставили их фото. И фотография, и письмо бойца хранятся в байрякинском музее.
ЗДЕСЬ ВАМ БРОСЯТ ПОД НОГИ ЦВЕТЫ
Совсем немного нужно Байряке, чтобы стать новой точкой на туристической карте, интересной не только гостям Татарстана (до Башкортостана отсюда – рукой подать), но и самим жителям республики. Свой рукодельный бренд у села уже есть. Несколько лет назад жительница Байряки Зулейха Газизова (недавно ей исполнилось 90 лет) возродила традицию ручного ткачества.
– Ткать я научилась ещё в детстве и занималась этим ремеслом всю жизнь. Однажды муж узнал, что от этой работы у меня болят спина, руки и ноги. И сжёг станок! – рассказывает Зулейха аби. – Но потом ко мне пришли из музея и попросили обучать ткачеству на музейном, отреставрированном станке.
Сейчас Зулейха аби вместе с помощницей Танзилёй апой ткут на нём паласы и ковровые дорожки. Фирменный знак – крупные геометрические цветы. Одинаковых изделий не бывает, потому что они сотканы из разных ниток разных цветов и с разными мыслями… Ни один высокий гость не уезжает из Ютазинского района без такого подарка!
ПОЕЗД ПРОЕХАЛ МИМО
В километре от Байряки есть источник-долгожитель. Возраст его перевалил за сто лет – столько лет брёвнам, из которых был сложен колодец, найденный во время благоустройства родника. Но считается, что первой колодец здесь построила семья Губайдуллиных ещё 200 лет назад.
Одно из брёвен выставлено около родника – историю можно потрогать руками. И попробовать на вкус – вода в роднике свежая, чуть сладковатая.
Такой водой не стыдно было бы угостить и императрицу, Екатерину II, например. Так и представляешь себе, как слуги, торопясь, наливают ледяной колодезной воды в ковшик, бегут к карете, стараясь не расплескать, подают его в окно… Попробовав байрякинской воды, императрица одобрительно кивает… Но чего не было – того не было! Екатерина здесь не проезжала, но в Байряке её всё равно почитали – за отмену запрета на строительство мечетей. Неподалёку от родника возвели мост, который сейчас зовётся Екатерининским. По одной из версий через него должна была пройти железная дорога. Но богатые люди из соседних деревень испугались, что вся торговля уйдёт в Байряку, и проект не состоялся… А Екатерининский мост стоит как новенький.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Чтобы добраться до Байряки, нужно сначала добраться до центра Ютазинского района Татарстана – Ютазов – это 360 километров от Казани. От районного центра до искомой деревни – 10 километров в сторону села Малые Уруссу.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Ближайшая гостиница – в Уруссу. Она, конечно, обделена звёздами, но не обделена удобствами – туалет, телевизор, чайник – всё, что настоящему туристу нужно.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
- Несколько лет назад неподалёку от Байряки жила настоящая целительница, Зайнап аби, – рассказал Раис Галимов, начальник отдела по работе с поселениями ютазинского исполкома. – Лечила от серьёзных недугов людей из окрестных деревень и сёл. Однажды сказала: «Моё время пришло!». И уехала в Среднюю Азию. Напоследок пообещала, что её место займёт другой. Так и вышло. Новый целитель теперь живёт в Байряке, его зовут Рамиль. Раньше работал трактористом, а теперь порчу снимает. Около его дома всегда несколько машин – приезжают избавляться от этой самой порчи.
…Внезапно какая‑то «порча» занесла нашу машину в кювет и нам стало не до разговоров о паранормальном. Помощь прибыла стремительно – в лице главы сельского поселения Альбины Ахметшиной. В считанные минуты на своей полноприводной «Ниве» она вытащила нас из кювета и провезла прямиком через заснеженное поле. Вот это мы понимаем, чудеса!
Добавить комментарий