Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Байряка: быль, которая краше вымысла

Байряка: быль, которая краше вымысла

Село Байряка, как и его жители, – с характером, это понимаешь сразу.

14 марта 2018

Пока не изъездишь село вдоль и поперёк, не посетишь все памятные места, не выслушаешь все истории, оно тебя не отпустит. Но, честно говоря, не очень‑то и хочется сопротивляться его воле, так здесь интересно.
РАЗНЫЕ ЛОЖКИ
Рассказывают, что первопоселен­цами Байряки были татары, в XVI веке пришедшие на эти земли с той стороны, где сейчас находится Кук­мор. Бежали от Ивана Грозного и от его новых порядков. С собой при­несли язык, несколько отличавший­ся от языка, на котором говорили в близлежащих деревнях. Кое‑какие слова байрякинцы употребляют и сегодня. Например, вместо рас­пространённого «кашык» – (лож­ка)  – у них «калак».
Вообще, жители села выглядят и ведут себя так, будто им известен какой‑то секрет. Так ведёт себя, тот, кто заглянул в конец интересной и волнующей книги и узнал, что всё будет хорошо. А гостям как будто позволено заглянуть в её начало...
1-3
1-2
1-1
ВСЕ УШЛИ, А МЕСТО ОСТАЛОСЬ
В Байряке действует замечатель­ный музей, точно бабушкин сун­дук полный самых разных вещей и историй. Одна из них‑про то, как на протяжении века с лишним хранителями благополучия села были члены одной семьи. Её ро­доначальник, Ибрагим хазрат, прибыл в Байряку из Башкирии в конце XVIII века. В то время на­селение села было около 15 тысяч человек! Здесь действовали семь мечетей. Ибрагим хазрат стал има­мом центральной мечети и начал строить первое медресе. Стро­ительство в 1812 году закончил его сын, Губайдулла. «Губайдия», так называлось медресе, стало одним из самых крупных мусуль­манских учебных заведений в По­волжье. Его здание – единственное уцелевшее из целого комплекса каменных и деревянных построек, располагавшихся некогда в центре села. После революции медресе стало советской школой. Учителя медресе, продолжившие работать в школе, писали, что теперь об­разование – бесплатное, девочки и мальчики учатся вместе, и девоч­кам разрешено теперь обучаться письму. А ещё в классе появились парты... Байрякинский музей расположен в самом здании «Гу­байдии». Парты стоят здесь, как и раньше, так что каждый желающий может почувствовать себя учени­ком начала XX века.
1-9
1-10
1-8
1-5
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГУБАЙДУЛЛИНОЙ
В начале 2000‑х в Байряке случи­лась сенсация. Сюда приехала се­стра великого композитора Софии Губайдуллиной Ида Губайдулли­на. И привезла с собой документы, по которым выходило, что часть байрякинской земли принадле­жит её семье… Документы, правда оказались дореволюционными. Но они подтверждали, что Софья и Ида – праправнучки того само­го имама Губайдуллы. Оказалось, в годы советской власти семья по­кинула Байряку. Судьбы её членов складывались по-разному, но в 50‑е годы все они встретились в Казани. В последние годы своей жизни отец сестёр, Асгат Губайдуллин, писал биографию – свою и своей семьи. Все эти материалы были обнаруже­ны уже после его смерти.
ОТСЮДА ДО ИРАНА – ПОЛТОРА СТОЛЕТИЯ
– К сожалению, Софья Асгатовна к нам не приезжала. Но мы не те­ряем надежды, – говорит директор музея Рушания Камалеева. – К бай­рякинским корням возвращаются из самых разных стран!
Несколько лет назад село и мест­ное кладбище посетила целая деле­гация из Ирана. Оказывается, пре­док гостей, Мухаметшариф Ишан, был выслан отсюда в 1841 году. На его надгробии после имени – приписка, обозначавшая его проис­хождение – «Альбайряки». Её про­читали учёные из КФУ, посещавшие Иран с научными целями. Так по­томки Мухаметшарифа узнали, что в их жилах течёт татарская кровь...
1-7
ЛЕНИНСКИЙ ПОДАРОК
Вообще, с байрякинцами про­исходило много интересного. Во время гражданской войны (линия фронта проходила через село) местные крестьяне уходили воевать на стороне красных. Один из них, Самат Гареев, вступил в от­ряд Азина и участвовал в боях с белыми за Казань. Был ранен и отправлен на санитарном поезде в Москву. Некоторое время спу­стя бойцов в госпитале навестила целая делегация – Дзержинский, Каганович, Калинин и... Ленин. Рассказывают, что вождь мирового пролетариата положил спавше­му Самату на грудь собственные карманные часы. Когда Самата разбудили, гости уже вышли из па­латы, но вскоре Ленин вернулся и долго расспрашивал байрякин­ца о его службе и здоровье. «По­сле этого, – пишет Самат своим родным, – раны мои перестали болеть, и я выздоровел...». Часы у него, правда, почти сразу изъяли и отправили в музей в Москву. Взамен оставили их фото. И фото­графия, и письмо бойца хранятся в байрякинском музее.
ЗДЕСЬ ВАМ БРОСЯТ ПОД НОГИ ЦВЕТЫ
Совсем немного нужно Байряке, чтобы стать новой точкой на ту­ристической карте, интересной не только гостям Татарстана (до Башкортостана отсюда – рукой подать), но и самим жителям республики. Свой рукодельный бренд у села уже есть. Несколько лет назад жительница Байряки Зулейха Газизова (недавно ей ис­полнилось 90 лет) возродила тра­дицию ручного ткачества.
– Ткать я научилась ещё в дет­стве и занималась этим ремеслом всю жизнь. Однажды муж узнал, что от этой работы у меня болят спина, руки и ноги. И сжёг ста­нок! – рассказывает Зулейха аби. – Но потом ко мне пришли из музея и попросили обучать ткачеству на музейном, отреставрирован­ном станке.
Сейчас Зулейха аби вместе с по­мощницей Танзилёй апой ткут на нём паласы и ковровые дорож­ки. Фирменный знак – крупные геометрические цветы. Одина­ковых изделий не бывает, потому что они сотканы из разных ниток разных цветов и с разными мыс­лями… Ни один высокий гость не уезжает из Ютазинского района без такого подарка!
ПОЕЗД ПРОЕХАЛ МИМО
В километре от Байряки есть источник-долгожитель. Возраст его перевалил за сто лет – столько лет брёвнам, из которых был сло­жен колодец, найденный во время благоустройства родника. Но счи­тается, что первой колодец здесь построила семья Губайдуллиных ещё 200 лет назад.
Одно из брёвен выставлено около родника – историю можно потрогать руками. И попробовать на вкус – вода в роднике свежая, чуть сладковатая.
Такой водой не стыдно было бы угостить и императрицу, Екатерину II, например. Так и представляешь себе, как слуги, торопясь, наливают ледяной ко­лодезной воды в ковшик, бегут к карете, стараясь не расплескать, подают его в окно… Попробовав байрякинской воды, императрица одобрительно кивает… Но чего не было – того не было! Екатерина здесь не проезжала, но в Байряке её всё равно почитали – за от­мену запрета на строительство мечетей. Неподалёку от родника возвели мост, который сейчас зо­вётся Екатерининским. По одной из версий через него должна была пройти железная дорога. Но бога­тые люди из соседних деревень испугались, что вся торговля уй­дёт в Байряку, и проект не состо­ялся… А Екатерининский мост стоит как новенький.
1-6
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Чтобы добраться до Байряки, нужно сначала до­браться до центра Ютазинского района Татарстана – Ютазов – это 360 километров от Казани. От район­ного центра до искомой деревни – 10 километров в сторону села Малые Уруссу.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Ближайшая гостиница – в Уруссу. Она, конечно, обде­лена звёздами, но не обделена удобствами – туалет, телевизор, чайник – всё, что настоящему туристу нужно.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
- Несколько лет назад неподалёку от Байряки жила настоящая целительница, Зайнап аби, – рассказал Раис Галимов, начальник отдела по работе с поселе­ниями ютазинского исполкома. – Лечила от серьёз­ных недугов людей из окрестных деревень и сёл. Однажды сказала: «Моё время пришло!». И уехала в Среднюю Азию. Напоследок пообещала, что её место займёт другой. Так и вышло. Новый целитель теперь живёт в Байряке, его зовут Рамиль. Раньше работал трактористом, а теперь порчу снимает. Око­ло его дома всегда несколько машин – приезжают избавляться от этой самой порчи.
…Внезапно какая‑то «порча» занесла нашу машину в кювет и нам стало не до разговоров о паранор­мальном. Помощь прибыла стремительно – в лице главы сельского поселения Альбины Ахметшиной. В считанные минуты на своей полноприводной «Ниве» она вытащила нас из кювета и провезла прямиком через заснеженное поле. Вот это мы по­нимаем, чудеса!
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: