Берлибаш. Грачи прилетели…
Деревенский год театра. Кто следит за развитием демографической ситуации в Берлибаше
30 апреля 2019
– На родину вернулись, – сглотнул подступившую к горлу скупую мужскую слезу наш романтичный водитель, да так и застыл у огромного тополя считать птичьи гнёзда, иногда прерывая счёт, чтобы сфотографировать саврасовское грачиное великолепие на телефон.
БЕРЛИБАШСКИЙ АИСТ
Средь грачей неожиданно возник аист – явление совсем уж нереальное в столь снежную, хоть и весеннюю погоду.
– Аист – к детям! – изрёк, направив на птичку фотоаппарат, наш мудрый фотограф.
И был, как всегда, прав: замёрзший хвост аиста указывал как раз на школу, где детей, как и грачей, должно быть видимо-невидимо. Туда мы и отправились с целью собрать у любопытных школьников как можно больше информации об этом чудесном весеннем местечке. Но в школе было чисто, тихо и пустынно – не иначе как и сюда добралась школьная оптимизация...
– Каникулы же! – развеяла наши страхи уборщица и отправила налево – в учительскую.
БЕРЛИБАШСКИЕ АРТИСТЫ
В учительской полным ходом идёт… репетиция спектакля. Три милые учительницы (нам бы таких в нашем детстве!): Талия Ильдузаровна – по математике, Эльмира Рашитовна – по биологии, химии и географии и Людмила Николаевна – учительница начальных классов – обсуждали свои роли, костюмы и реплики.
– У нас ведь Год театра, – ввела нас в курс дела Эльмира Рашитовна, – вот будем в нашем новом клубе спектакль ставить «Айлы кичлэр» (Лунные вечера. Перевод с татарского).
Учителя оживляются и рассказывают нам сюжет будущего спектакля. Вкратце это выглядит так: в саду беседуют три поколения: группа молодых людей, компания среднего возраста и старики. Рассказывают друг другу, как жили и живут. Сначала одни, потом другие и третьи. Одна группа ссорится в процессе беседы: смотрят то на стариков, то на молодых, думают, с кого взять пример… Такой вот поучительный спектакль от учителей берлибашской школы для своих односельчан.
БЕРЛИБАШСКИЕ ПАРНИ
От будущего спектакля переходим к настоящему села. Берлибаш своими берлибашцами особо любим. К сожалению, не каждое село может такой любовью похвастаться. Если уж любят жители свою малую родину, то готовы для неё на всё, и значит, село не умрёт никогда. Будут холить его и лелеять, восстанавливать, ремонтировать школу, облагораживать кладбище, писать книгу, в которую соберут воспоминания всех-всех- всех односельчан. Такую книгу берлибашцы написали общими усилиями. И получилась она у них почти художественная – душевная и тёплая. «В трудные минуты, когда я сталкиваюсь, казалось бы, с неразрешимыми жизненными задачами, я только на миг останавливаюсь и говорю себе: «Ты не имеешь права опускать руки, отступать от поставленной цели – ты же берлибашский парень!» И вдруг я чувствую в теле прилив жизнетворной энергии, озарения в сознании, кажущиеся запутанными проблемы становятся в тот миг такими простыми, понятными... А всё дело в том, что в тот момент, когда мы обращаемся за помощью к родной земле, пропитанной кровью и потом предков, в наших жилах пробуждаются их опыт и знания, мудрость и смекалка, накопленные веками. Человек в этом мире не одинок, в его генах продолжают свою жизнь десятки, сотни прадедов, прабабушек» – эти совсем не банальные слова главы Кайбицкого района Альберта Рахматуллина открывают книгу неспроста. Не потому, что он глава и так положено. А потому что он прежде всего простой берлибашский парень, который здесь родился, вырос и пригодился.
БЕРЛИБАШСКИЕ ГОНЧАРЫ
Кто был в Берлибашской школе, тому и в музей ходить не надо – историю тут знают и умеют хранить. Например, о том, что предки нынешних школьников были гончарами, свидетельствует целый стеллаж разномастной старинной глиняной посуды, расположенный прямо в кабинете истории. Такая вот глиняная связь с XIX веком. Эльмира Рашитовна, хоть и не учитель истории, в курсе основных вех и событий родного края:
– В то время, это примерно год 1885-й, в Берлибашах было 46 «заводов» по производству глиняной посуды. Заводом называлась отдельная изба с земляным полом, гончарным кругом и горном. Берлибашские мастера изготавливали глиняную посуду трёх видов: обварную, обливную и синюю.
В общем, мы теперь знаем, чем все эти виды друг от друга отличались. Но сохраним интригу: если хотите узнать и вы – езжайте в Берлибаш, там вас любой школьник на эту тему просветит.
Учительница математики Талия Ильдузаровна рассказала, каким красивым становится Берлибаш в мае, когда цветут черёмуха и сирень. А летом Берлибаш превращается просто в райское местечко в окружении знаменитых кайбицких дубрав и речки Берля.
– Именно благодаря этой реке село получило своё название. Берлибаш переводится как «начало Берли». Мы ведь живём у её истока, – пояснила она.
БЕРЛИБАШСКОЕ СЧАСТЬЕ
В общем, в Берлибаше нам понравилось. Грачи сюда прилетают, артисты приезжают, молодёжь своё село обожает – строится вовсю, пользуясь республиканской программой по поддержке молодых специалистов, а персональный берлибашский аист круглогодично следит за развитием демографической ситуации на вверенной ему территории. Что ещё нужно для счастливой сельской жизни? 215 местных жителей ни о чём сверхъестественном не мечтают. Лишь бы все поколения односельчан жили дружно, бережно относясь друг к другу и заимствуя как у старших, так и у младших только хорошее, как в спектакле берлибашских учителей «Айлы кичлэр».
КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани до Берлибаша – 113 километров. Выезжаем из города по Горьковскому шоссе, на трассу М-7, поворачиваем в сторону Буинска. Далее следуем на Большие Кайбицы, от которых до искомого села около восьми километров.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ:
Сравнением. Нафотографировав всласть жизнь берлибашских грачей, сравните свои фотографии со знаменитой картиной Саврасова «Грачи прилетели». И вы сделаете однозначный вывод: художник рисовал её здесь, в Берлибаше.
Добавить комментарий