Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
БОЛЬШИЕ БУТЫРКИ

БОЛЬШИЕ БУТЫРКИ

Большие Бутырки каждый путешествующий по Татарстану проезжал хоть единожды вдоль, а иногда и поперёк. Всё потому, что одна из улиц этого села является достаточно оживлённой трассой, известной в народе как Мамадышский тракт, – она ведёт путешественников в Тюлячи, Богатые Сабы и далее, согласно выбранному маршруту.

29 февраля 2024

ИСТОРИИ ПРО ИСТОРИЮ

– А раньше она вела на каторгу, в Сибирь, – уверяет нас первый встречный житель Бу- тырок. – У меня мама – историк, она мне рассказывала много историй про эту дорогу. И политзаключённых по ней гнали по этапу. Думаете, просто так здесь рядом тюрьма, в Пановке? Да что далеко ходить – вон в Ле- нино-Кокушкино сам Ленин в ссылке жил!

СИБИРСКИЙ ИЛИ МАМАДЫШСКИЙ?

– Вроде на каторгу-то по Сибирскому тракту попадали... – сомневается водитель «Татарстана». – Через Карадуван на Мал- мыж... Там и музей про это есть...

– Сначала эта дорога здесь проходила, по этому самому месту, – топает ногой
для пущей убедительности по заснеженному асфальту Мамадышского тракта наш первый встречный.

Далее следует интересный и местами известный рассказ про декабристов и их жён, которые следовали к месту ссылки на подводах по этой дороге, про количество заключённых, которые шли по ней пешком, про «екатерининские» берёзы, посаженные вдоль дороги по приказу Её Величества, что- бы путники не заблудились во время снежных заносов...

Вроде всё так оно и было, только, если смотреть по карте, вроде не здесь. В общем, решение вопроса решили оставить на потом, чтобы не обижать рассказчика – уж больно интересно рассказывает.

УЛИЦЫ ЧИСТЯТ ХОРОШО, ПЕРЕУЛКИ – НЕ ОЧЕНЬ

Вдоль да по улице Осипова, которая как раз по Мамадышскому тракту и пролегает, машины снуют туда-сюда – дорога расчищена, и только гигантские сугробы по обочинам трассы напоминают, что зима нынче везде суперснежная. Однако на другие улицы – Тукая и Кирова – попасть оказа- лось затруднительно.

– Переулки вообще плохо чистят, – пожа- ловался наш рассказчик. И добавил к своему рассказу подробности про плохочищенные переулки: – На улицу Тукая попасть можно только в объезд, а это чуть ли не до Ленино-Кокушкино придётся ехать. А отсюда даже не суйтесь туда, застрянете!

ЛЕВЫЙ И ПРАВЫЙ

Было бы сказано. Соваться не стали. Тем более что вся жизнь Больших Бутырок протекает тут, в центре, на улице Осипова. Вот и магазины – целых два: один – справа, другой – слева. Но тот, что слева, «нежилым» оказался: тропинки к нему не протоптаны, на дверях висит хороший такой амбарный замок. Зато к правому магазинчику все под- ступы расчищены – хоть пешком туда иди, хоть на машине подъезжай – чистота, порядок. Бутыркинцы нестройными рядами тянутся именно в этот магазин, потянулись и мы.

БУТЫРКИ ИЛИ БУТЫЛКИ?

По пути, как положено, помогаем бабушке с палочкой перейти через дорогу и заодно интересуемся у старожила, почему Бутырки Бутырками величают.

– Вот именно почему? – вопросом на вопрос грозно отвечает бабушка. – Надо было бутылками назвать! Кроме бутылок тут никого и ничто не интересует! Пока в магазине бутылки эти проклятые стоят, так и будут пить! – И забрав у нас журнал: – Не за деньги? Нет? Тогда давайте! – бабушка бодро зашагала к магазину.

Кстати, версию про бутылки подтверждают лингвисты, которые любят докапываться до самых недр смысла каждого отданного им на растерзание слова. Вот что они говорят:

«Слово «бутырки» имеет основу бутыр-, от которой происходит диалектный глагол «бутырить, бутыркать» в значениях «переворачивать, мешать, перемешивать, перебивать, приводить в беспорядок».

Дома на окраинах крупных сёл в пригородных слободах обычно располагались в беспорядке, не в ряд, вразнобой. Именно такой «хаос» и отражает слово «бутырки». Свои Бутырки были почти в каждом старинном русском городе.

Кстати, от того же корня бутыр- происходит и слово «бутылка». Такой сосуд из стекла первоначально использовался для взбивания сливочного масла. В бутылку заливали сливки и болтали, бутыркали и бутылкали смесь до тех пор, пока она не разделится на фракции».



В ЧЕСТЬ БУТЫРСКОЙ ТЮРЬМЫ?

Однако наш первый встречный, который категорически отказался представиться, как и остальные бутыркинцы, которые «чай не блогеры, чтобы про нас весь интернет знал», с объяснениями лингвистов не согласен. И снова поворачивает наше внимание в тюремно-каторжную сторону:
– Бутырки назвали в честь Бутырской тюрьмы, которая в Москве находится. Знаете? – Как не знать! От тюрьмы да от сумы не зарекаются...
– Вот из-за тех же заключённых, которых по этапу гнали в кандалах, они ассоциирова- лись с той тюрьмой...

На самом деле Бутырок, как больших, так и маленьких, по белу свету раскидано превеликое множество: есть они и в Саратовской, и в Рязанской, и в Ярославской, и в Московской областях... И да, история возникновения всех этих Бутырок так или иначе связана с заключёнными – мол, селились в этих местах со своими семьями бывшие заключённые Бутырской тюрьмы. В народе этих переселенцев называли «бутыряне»...

МАМАДЫШСКИЙ ИЛИ ЗЮРЕЙСКИЙ?

Наслушавшись «кандальных» историй к счастью давно минувших, двигаемся ближе к современности.
Взоры упираются в памятник, который белым силуэтом возвышается напротив одинаковых бутыркинских домиков из красного кирпича.
– Это дома ипотечные у нас, – поясняет мужчина со снегоуборочным скрепером. – А памятник – он Герою Советского Союза Осипову.
Пробраться к памятнику нет никакой воз- можности: подступы заметены по самые буквы «Никто не забыт...». Слова «ничто не забыто» надёжно спрятаны под снежным покрывалом.

Что мы знаем про рядового Василия Ивановича Осипова? К стыду своему, пожалуй, ничего. И Гугл, который всегда нам в помощь, не торопится с ответом – не грузится: с интернетом в Бутырках сегодня, похоже, проблема.

На помощь приходит та самая бабушка, которая аккурат, груженная сумками, выходит из магазина. Помогаем донести ей продукты до дома и узнаём, что Василий Иванович Осипов сам не местный. Родился не в Больших Бутырках, а в деревне Неялово.

– Она была справа от Зюрейского тракта – от вот этого нашего, значит, ежели отсюда смотреть, – пояснила бабушка. – Это сейчас он Мамадышским называется, раньше Зюрейская дорога это была.

УЛИЦА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

– У Василия Ивановича было ещё три брата и две сестры – Мария и Дуня. Все братья ушли на фронт, а сёстры здесь жили, в Бутырках. Самому Василию Ивановичу 20 февраля стукнет 111 лет, потому как родился он в 1913 году. Это мы ещё в школе проходили. Когда школа была, – недовольно пробурчала она себе под нос. – Он был настоящий герой, хоть и рядовой. В Курской битве сра-жался, Украину освобождал. Когда Днепр‐то они переплывали, первым до другого берега доплыл и в рукопашную дрался с немцами, они уж там поджидали наших. Погиб на той Украине в 44‐м году, прям аккурат на женский праздник – 8 Марта. Тогда, правда, его не праздновали. Вот в честь него, в честь Василия, и памятник, и улица, и ещё колхоз так раньше назывался – имени Осипова.



ДЕНЬ КРАСНОЙ АРМИИ

Славную историю местного колхоза, ко- торый до 1950 года назывался «День Красной Армии», затем «Боевик», потом «Путь к коммунизму» с перенесением центральной усадьбы в ту самую ныне не существующую деревню Неялово, из которой родом герой Осипов, затем в колхоз его имени, сегодня продолжают фермерские хозяйства. Их в Больших Бутырках несколько, и все успешно развиваются.

СЕМЕЙНАЯ ФЕРМА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Одно из них – семейная ферма имени Героя Социалистического Труда Надежды Галочкиной. Фермер Алмаз Фасхутдинов на- звал своё КФХ в честь землячки Надежды Галочкиной – знаменитой доярки района, Героя Социалистического Труда и обладательницы ордена Ленина за успехи в развитии сельского хозяйства. Семья Фасхутдиновых занимается молочным животноводством, судя по количеству и внешнему виду коров, дела на ферме идут хорошо.

Семья фермера Геннадия Семёнова занимается лошадьми – мохноногими русскими тяжеловозами. О нём не раз писали местные газеты, да и его рыжие богатыри частенько становятся героями телепередач – больно уж хороши!

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Из Казани выезжаем по Мамадышскому тракту, никуда не сворачиваем, сразу за Ленино-Кокушкино, километра через три, ждёт вас искомый указатель – Большие Бутырки. Всего от Казани до них 44 км.

НА ЧТО ПОЛЮБОВАТЬСЯ:

Любоваться местными красотами, а также закатами и рассветами здесь лучше летом, на реке Ушня. Рыбалка тут, говорят, хорошая. До музея Ленина, что в Ленино-Кокушкино, – рукой подать. Тем, кто хочет увидеть, как выглядит настоящая тюрьма, ещё 13 км до Пановки.

ЧТО НЕ ТРОГАТЬ:

Гуляя по Большим Бутыркам, главное – не трогать руками здание семенного склада. Объект находится под охраной Росгвардии, которая вежливо красными буквами предупреждает: «Просьба здание не трогать!».
Мы не трогали. И вам не советуем.
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: