Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Новые усы всегда лучше старых

Новые усы всегда лучше старых

Загадки сельской глубинки: почему жители Новых Усов усов не носят

05 декабря 2019

Муслюмовский район нынче впереди планеты всей: чего тут только нет! И набережная, на месте которой паслись в доисторические времена шерстистые носороги, а сегодня ей позавидует любой крупный город. И сказочные детские садики, в которых растят счастливых детей для счастливого муслюмовского будущего. И милые деревеньки, в которых хочется жить, променяв шум большого города на их первозданную тишину... В одну из таких мы и десантировались.
 
dsc_1579
Новые Усы заманили к себе сво­им загадочным названием. Во­просов к этим Усам накопилось много. Почему усы? Может, жи­тели села сплошь усаты? Почему новые? Куда подевались старые? И т. д., и т. п.
Первый встречный новоусинец оказался без усов – гладко выбрит, ладно скроен, очень вежлив:
– Что случилось? – спросил по­лицейский, выглядывая из окна служебной машины. – Помощь нужна?
Видели вы где-нибудь такую по­лицейскую заботу? И мы не ви­дели. От помощи мы отказались, а от информации – нет. Стали рас­спрашивать участкового Рустема Бухарова об истории села.
МАСТЕР ЛЕСА
– Сергей, иди сюда! – крикнул он мужчине, который припарковал свой автомобиль на обочине и с любопытством наблюдал за нашей с участковым встречей. – Расска­жи-ка журналистам, почему наши Новые Усы так называются! – по­велел страж порядка.
И безусый Сергей Романов, чело­век с редкой специальностью – ма­стер леса, с готовностью рассказал:
– Если смотреть на село сверху, с высоты птичьего полёта, то вид­но, что лес наш в виде усов растёт. Так говорят. Сам не видел.
– Надо вас к Николай Николаичу Николаеву отправить в Бикмесь. Он очень начитанный, всё про всё знает, – добавил участковый.
– Это кто такой? – поинтересо­вался мастер леса. – А! Коляма… Да, он наш старожил, ветеран Аф­гана. Он мариец. Марийцы тоже сначала здесь жили, потом пере­селились в Бикмесь. А у нас тут и татары, и кряшены, и марийцы, и русские – все живут. Дружба на­родов. Вон ту улицу так и называ­ем – Русская. Тихо‑мирно живём.
– Молодёжь только уезжает, – сокрушается участковый, – манят их огни больших городов, тут уж никуда не денешься – возраст такой. А так у нас все условия. Вот дорогу сделали – это гравий­ное покрытие. Мост по самообло­жению отремонтировали через речку Усинку.
– А написано «Река Казанчин­ка», – предъявляет на фотоаппара­те доказательство наш фотограф.
– Это никто не знает, почему так написали, – разводит рука­ми Сергей. – Всегда речка наша Усинкой называлась. У нас же Усы! А деревня Казанчи – она вообще в Башкирии находится. Непо­нятно, короче. Но это не глав­ное. Главное, что администрация на нас средств не жалеет: лампоч­ки, провода поменяли – освеще­ние везде. Пекарня у нас теперь есть. Магазин хороший работает. В школе в прошлом году ремонт сделали – и внутри, и снаружи. И в садике ремонт.
– Получается, мы попали в об­разцово-показательное село?
– У нас весь район такой, все школы отремонтировали, все садики… Вы в Муслюмово-то были? Съездите, посмотрите.
1-8
 
dsc_1573
 
1-4
– Расскажи-ка журналистам, почему наши Новые Усы так называются! – повелел страж порядка.
 
С ПОРЯДКОМ ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК
– А как с порядком? – интере­суемся у участкового. – Хулига­ны-преступники есть?
– Я курирую четыре сельских поселения, – говорит Рустем. – С порядком у нас полный порядок. Население взрослое, много пенси­онеров, местный фермер и лесни­чество есть на территории. Все друг друга знают, зачем хулиганить?
 
1-5
БИБЛИОТЕЧНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
По указанному Сергеем направ­лению отправляемся в школу. Там идут уроки, тишина. На цы­почках прокрадываемся в школь­ную библиотеку. Нас встречает библиотекарь и учитель истории в одном лице Елизавета Алексе­евна Митюшкина. Первым делом она обращает наше журналистское внимание на книжные полки: кни­ги здесь стоят весьма необычным образом – то вдоль, то поперёк, то прямо, то наискосок… Но общая картина вполне себе аккуратная.
– Моё изобретение, – с гордостью комментирует ноу-хау Елизавета Алексеевна, – так удобнее книги с полки брать.
– И берут? Читают-то сейчас не особо…
Ответ не заставляет себя долго ждать. В библиотеку просовывается голова школьника, он просит «Сказ­ки Пушкина». Елизавета Алексеевна показывает нужную полку – и уче­ник ловко, за корешок, вытягивает свою книгу и, довольный, убегает восвояси.
 
1-2
– Моё изобретение, – с гордостью комментирует расположение книг Елизавета Алексеевна, – так удобнее книги с полки брать.
1-6
КАЗАЦКИЕ УСАЧИ
Мы же возвращаемся к Усам. Библиотекарь подтверждает вер­сию мастера леса Сергея Романова. И добавляет ещё две.
– Наше село находится на окра­ине Татарстана. С востока – Баш­кирия. В XIX веке сюда высылали нагайбакских казаков. Все казаки были усачами, но у одного были уж очень большие усы, поэтому его и прозвали Усы, а потом и деревню в честь него назвали. А Новые – по­тому что в соседнем Башкортостане была деревня Старые Усы. Отсюда третья версия – к нам переселились люди из той башкирской деревни и создали Новые Усы.
В основном кряшены живут в на­шем селе. Церковь вон строится имени Козьмы и Демьяна. Но есть и татары, и русские, и мишари, и цыгане… Вернее, один цыган. Он уж лет 30 здесь живёт.
– Будулай?
– Нет, Николай, – улыбается Ели­завета Алексеевна.
И посвящает нас в учебный про­цесс Новоусинской школы.
ПОЧТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
– В школе 28 детей в этом году учатся, 11 учителей преподают. По­лучается почти индивидуальное обучение. Ни одной тройки не было по ОГЭ в этом году!
– Да уж, в городе на репетиторах можно лишиться целого состоя­ния… – завидуем мы.
– У нас никаких репетиторов. На­пример, в 8-м классе один ребёнок, с ним сидим до победного, учим. Главное, чтобы всё понял. Резуль­тат, конечно, другой сразу. Самый большой класс – 6 детей в этом году.
Молодёжи мало в селе, в ос­новном на выходные приезжают. В Челнах работают, в Муслюмово работают – тут всего 12 километров, в Казани учатся. Но клуб не пустует, сами в клуб ходим – те, кому за 30. Почему нет? Концерты к праздни­кам готовим, костюмы у нас кра­сивые национальные. У кряшен праздники как у русских, только поём по-кряшенски.
Я здесь родилась, своё село ни на какой город не променяю. Городские приезжают, говорят, как здесь хорошо. Красота тут – лес, речка, грибы, ягоды, рыба. В лесу кабаны водятся, их подкармливают в лесничестве, ухаживают, берегут. Ещё лоси есть, косули…
 
 
КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани до Новых Усов – 325 км. Ехать надо по Челнинской трассе. Далее – на Муслюмово. От Муслюмово до Новых Усов – 12 км.
1-3
ГДЕ ПОДЗАРЯДИТЬСЯ ПАТРИОТИЗМОМ:
В Новоусинской школе, конечно. С патриотическим воспитанием здесь всё в полном порядке на­чиная со времён Великой Отече­ственной войны. В 1942–1951 го­дах школой руководил Ахматсафа Забарович Салихов, заслужен­ный учитель ТАССР. В 1946 году он получил благодарственное письмо Сталина за воспитание детей в патриотическом духе и организацию помощи фронту. Новоусинская школа выпустила немало известных личностей, среди них преподаватель пер­вого космонавта Юрия Гагарина! Педагог, учёный – полковник Никон Романович Егоров – заведо­вал кафедрой политэкономии Военно-воздушной академии им. Жуковского, обучал космонавтов. Школа ежегодно отмечает день его рождения. Конкурсы и викторины перемежаются воспомина­ниями его сестры Галины Романовны, чтением его писем. Через уважение к великим людям родного края воспитывают здесь у школьников чувство патриотизма.
dsc_1572
ГДЕ БРОСИТЬ КУРИТЬ:
Лучшего места, чем Новые Усы, для избавления от этой пагуб­ной привычки не придумаешь. Всё потому, что здесь прожи­вает замечательный фельдшер Альберт Тимашев. В 2011 году он одержал победу в номинации «Медицинский работник года» на Республиканском конкурсе «Ак чэчэклэр –2011». Одна из его заслуг – пропаганда здорового образа жизни.
– В прошлом году в нашем селе бросили курить пять человек и столько же отказались от алкоголя! Думаю, что и я приложил к этому руку, что это результат почти ежедневных моих бесед, встреч с односельчанами по поводу и без повода, в которых убеждаю их изменить образ жизни, привожу примеры, куда людей заводит выпивка или курение, – рассказывает Альберт Николаевич. – Ведь у пьющего нет никакой перспективы в жиз­ни: на работу не берут, семья распадается. Смотрю, как реагирует человек на мои беседы, покраснел – значит, понимает, уж потом начинает вопросы задавать, как выйти из такого положения. К каждому подхожу индивидуально.
 
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: