Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
ГУСИХА. ХРАМЫ РОССИИ

ГУСИХА. ХРАМЫ РОССИИ

Продолжая гусиную тему, отправляемся в Гусиху. И хоть, по словам местных жителей, с гусями там не густо, зато есть прекрасная достопримечательность – церковь Воскресения Словущего (Воскресенская в просторечии). Вернее, останки этой церкви.

26 мая 2024

ФОТОЗЕВАКИ И ФОТОСЕССИИ

Видна она издалека, и каждый мимопроезжающий, восхитившись, непременно останавливается пофотографироваться на её хоть и утратившем былую стать, но всё ещё величественном фоне.

Гусихинцы на эти фотосессии уже даже не обращают внимания – привыкли к «фото- зевакам и всяким блогерам». А те, кто живёт рядом с церковью, порой даже негодуют: «Кого угораздило построить эту церковь рядом с нашим домом?! Вечное столпотворение тут из‐за этого!», забывая в праведном гневе, что дом‐то, конечно же, появился гораздо позже. Ведь год рождения трёхпрестольной церкви – 1875‐й. А датой основания церкви, согласно сайту «Храмы России», считается 1795 год. В 1875 было завершено строительство последнего здания.

Возводили церковь на средства помещиков Звягина и Болховского, от которых в анналах истории остались только фамилии да этот выдающийся памятник культовой архитектуры.

ЦЕРКОВНАЯ ТЕМА

...По центральной – Школьной – улице Гусихи с палочкой тихонько движется мужчина в камуфляже. Знакомимся.

– Это церковь давнишняя, – поясняет Александр Александрович, гость из соседней Аргомаковки.

Он приехал в Гусиху в гости к своей сестрёнке – Матвеевой Вале. Отдыхает пока. Восстанавливается после операции. Чувствует себя хорошо.

– Поправляемся потихоньку, – улыбается он. И продолжает церковную тему: – У нас в Спасском районе вообще много таких красивых церквей. Какие‐то восстанавливают, какие‐то и не думают даже. Вот в Антоновке, например, церковь рабочая. А в моей АгромакОвке, – Александр Александрович делает ударение на «О», – нет никакой церкви вообще.

Воскресенская церковь видна издалека, и каждый мимопроезжающий, восхитившись, непременно останавливается пофотографироваться на её хоть и утратившем былую стать, но всё ещё величественном фоне.

Александр Александрович, гость из соседней Аргомаковки, приехал в Гусиху в гости к своей сестрёнке. Отдыхает пока. Восстанавливается после операции. Чувствует себя хорошо.

РАССКАЗ ПАСТУХА

На лавочке у дома напротив сидит‐греется на солнышке другой Александр. Он с удовольствием рассказывает приезжим о том, почему Гусиха Гусихой называется и как тут народ живёт‐поживает:

– Раньше тут гусей полно было! Я с малых лет тут живу, знаю. Родился, правда, в Хланеевке. Но сейчас там нет ничего, вымерла деревня давно уж, ещё в 60-х.

Мне самому уж 63 года будет. Сейчас нигде не работаю. А раньше пастухом тут был. Но с лошади упал – бедро ушиб. Вывих сустава бедра был – загипсовали по самое не хочу. Болит ещё. Не могу пастушить пока...

Щас мало народу в Гусихе. Хотя молодёжи полно – приезжают в клуб на выходные из города, из соседних деревень. Клуб-то у нас новый, красивый, отремонтированный. Раньше там садик был...

– А школа есть?

– Школы нет, – отвечает житель улицы Школьная. – Детей в Антоновку учиться возят – пять километров, на автобусе. Детей тут мно-о-ого! Приёмных набрали полно. Щас уж выросли многие, по 18 лет, в город уехали учиться. А которы маленьки ещё...

СРЕДА. ПОЛДЕНЬ

Клуб в Гусихе и вправду на загляденье. Новенький, аккуратненький, расписанный детсадовскими зайчиками, балалайками и утятами. На запертой двери – график работы гусихинского сельского клуба, который гласит, что работает он по утрам строго

с 8:00 до 9:00. И по вечерам: с 20:00 до 22:00. Ещё по вторникам и пятницам здесь бывают «кружковые работы». В общем, ознакомиться с работой сельского клуба в среду днём нет никакой возможности.

Зато открыт гусихинский фельдшерско-акушерский пункт. Дверь с предупреждением «Не курить» даже призывно приоткрыта. На следующей двери ещё одна табличка: «Снимайте обувь, пожалуйста!».

Снимаем. Но тут же надеваем вновь, ибо дверь заперта.

ПОДАРОК МЕЦЕНАТА

– Обед у них, – поясняет женщина, переходящая улицу по яркому свежевыкрашенному в бело-жёлтую полосочку пешеходному переходу.

Такой дороге, оформленной по всем правилам ПДД, любой пешеход позавидует. Новенький асфальт, все дорожные знаки в наличии, лежачие полицейские тоже рядком лежат – не шевелятся, синенькая остановка с лавочкой и мусорной урной оформлены в едином стиле... И лишь одна машина, сиротливо стоящая на обочине, – наша – омрачает этот тихий дорожный пейзаж.

– Эту дорогу нам какой-то меценат построил, – говорит женщина, отследив наше городское восхищение деревенской дорогой. – Но какой – не скажу, не знаю. Говорят, будто бы он здесь когда-то жил, вот и построил, в благодарность.

Такой дороге, оформленной по всем правилам ПДД, любой пешеход позавидует. Новенький асфальт, все дорожные знаки в наличии, лежачие полицейские тоже рядком лежат – не шевелятся, синенькая остановка
с лавочкой и мусорной урной оформлены в едином стиле...

ОБЕД ПО РАСПИСАНИЮ?

Дверь сельского магазина встречает крепким таким железным засовом – вор не пройдёт!

Соседний магазинчик проделывает с нами тот же фокус, что и медпункт. Первая дверь призывно распахнута – заходите, гости дорогие, берите что хотите! Вторая дверь – на замке.

Видимо, здесь тоже обед. Не солоно хлебавши двигаемся дальше.

ВСТРЕЧАЮЩИЕ СТАДО

На краю деревни в ожидании возвращения стада с поля беседуют две дамы приятной наружности. Одна – Ольга Михайловна Комарова – восседает на велосипеде. Вторая – Лена Васильевна Манурина – на лавочке вместе с сыном-первоклассником.

– Мы тут самые постоянные жители! – гордо говорит Ольга Михайловна.

– Ну, не совсем уж постоянные, – мягко уточняет Лена Васильевна. – Как замуж вышли, так здесь и живём...

– Я-то уж тридцать лет с лишним здесь живу, это разве не постоянно? – вопрошает Ольга Михайловна. – Вот уж и на пенсии я. А Лена Васильевна у нас в магазине работает.

– Это в котором из закрытых?

– Закрыла пока, – отвечает продавец. – Стадо-то надо встречать. А то коровы домой не придут. Забредут куда-нибудь... Вот так и встречаем каждый день.

Пока стадо ещё не пришло, узнаём, что Гусиху не в честь гусей назвали, а в честь какого-то помещика.

– Я уж не помню подробностей, но в интернете есть – поищите там и найдёте, – обещает Лена Васильевна.

– А церковь как называется?

– Тоже искать надо. Я читала, но забыла. – Церковь у нас XVII века, – приходит на помощь Ольга Михайловна. За ней было кладбище, там всех баринов хоронили. Его разрушили в те времена, когда церкви разоряли да колокола снимали. А потом, в войну, колокол наш на переплавку пустили. И зерно в церкви хранили, и стены, где роспись церковная была, закрашивали по сто раз... Тут раньше открыто всё настежь было: козлы, лошади, коровы ходили внутри церкви. Потом волонтёры приезжали, почистили всё, убрались и закрыли церковь, чтоб не ходил кто попало. Крест упал, сломанный вон лежит. А внутри – я, когда заходила, видела – роспись на стенах чуть-чуть видать...

– Все, кто мимо проезжает, видят церковь издалека, фотографируют её, – добавляет Лена Васильевна. – Красивая она у нас.

– Деревня живая! Слава Богу! Асфальт есть. Мост через Каму есть – езжай куда хочешь – любота! Все живы-здоровы, спасибо президенту! – подытоживает Ольга Михайловна и, ловко запрыгнув в седло своего железного коня, мчится встречать своих коровушек – Утрянку, Малютку и Малыша.

КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани до Гусихи 163 км. Едем в сторону города Болгара – специальные красивые коричневые указатели, указывающие на татарстанские города-достопримечательности, вам в помощь.
Также можно добраться до Гусихи из Болгара – 42 км на юго-восток.

 

НА ЧТО ПОЛЮБОВАТЬСЯ:
Любуются тут все исключительно на Воскресенскую церковь. А любуясь, представляют три её престола: Воскресения Словущего, Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, – выполненных в стилях эклектики и русско-византийском.

 

ЧТО ЗАГУГЛИТЬ:
Так как жители Гусихи мало что помнят о днях, давно минувших, лучше заранее почитать о Гусихе в интернете. Сведений не так много, но можно узнать, что село основано в XVIII веке. Что изначально село называлось Воскресенское и в 1811–1816 годах многих помещичьих крестьян перевели в Башкирию. Оставшиеся крестьяне до реформы 1861 года занимались земледелием, разведением скота и шорным промыслом, то есть изготовливали различные элементы конского снаряжения, воинской и охотничьей амуниции.
Ещё можно узнать, что в начале XX века в селе были созданы волостное правление и пожарная дружина. Земская школа была открыта в 1882 году. Были в селе и библиотека, и детский приют, и три мельницы, крупообдирка, кузница, две пивные лавки, казённая винная и пять мелочных лавок. До 1920 года село являлось центром Гусихинской волости Спасского уезда Казанской губернии.
В 1782 году здесь проживало 566 душ мужского пола. Самое большое количество народу – 1383 души мужского пола – зарегистрировано в «ревизских сказках» в 1859 году. Далее население в Гусихе стало уменьшаться, особенно это заметно в годы репрессий: в 1938 году осталось в селе всего 425 гусихинцев. А сегодня и того меньше – около 200 человек обоего пола.
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: