Якты-Куль: родные – ближе нет
Якты-Куль – единственная в Азнакаевском районе чувашская деревня.
14 августа 2017
Заехав в девяностолетний Якты-Куль, пытаемся найти дом Зиновия Степанова – о нём здесь легенды ходят. Местные машут рукой вдоль единственной деревенской улицы:
– Езжайте прямо, увидите самый большой дом, так это и есть его хозяйство.
«Большой дом» оказывается большим преуменьшением. На самом деле он ОГ-РОМ-НЫЙ! Хозяин, выйдя навстречу, будто давнишних друзей заводит нас к себе во двор. На вопрос: «Зачем такие масштабы?» – улыбается:
– Так родни много. Чтобы места всем хватало.
СОЛОВЬИ ПОЮТ. И МАМА РЯДОМ
«Зачем ты это сделал?», – недоумевали многие друзья, когда Зиновий Степанов, несмотря на то, что много лет жил‑не тужил в больших городах, взял да и переехал к предкам, в «родовое гнездо». В деревню Якты-Куль.
– Некоторые напрямую интересовались: «У тебя с головой всё в порядке?». Да, с тех пор прошло уже 23 года, но вам-то, наверное, тоже любопытно, зачем мне всё это было нужно? – смеётся хозяин огромного коттеджа на конце деревни.
Ещё как любопытно.
– Здесь настоящая жизнь. Соловьи поют. И мама рядом.
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ – УГОЩЕНЬЕ ОТ ДОЛГОЖИТЕЛЬНИЦЫ
Мама, протягивая для приветствия свои натруженные крепкие ладошки, улыбается:
– Чачбика Петровна Паймуллина. В девичестве Владимирова. Давайте я вас чаем напою. С вареньем яблочным. Сама варила.
К яблочному быстро пристраиваются малиновое и смородиновое, конфетки шоколадные и печеньки вкусные. «Зиновий купил».
– Люблю вкусно чай попить. Давеча вон картошку окучила, траву в огороде полола. Устала, а чай попила – и сил прибавилось. А если после баньки да с веничком! Ух…
– Да, мама у нас ещё, слава Богу, и парится, и с огородом справляется, и газеты читает, а ведь ей 93 года, – подмигивает Зиновий Давлетбаевич. – Газеты и журналы читает. Я тут решил ей подписку подарить на местную газету «Маяк», а она возьми и выиграй главный приз – путёвку в санаторий «Азнакаевский».
ДЕРЕВНЯ ОДНОЙ УЛИЦЫ
Деревня Якты‑Куль состоит из одной длинной улицы, дома которой двумя стройными рядами расположились по обе её стороны. Постройки и усадьбы здесь все красивые, чувствуется вкус, умение и самобытность хозяев. С каждого подворья выглядывает колодец-журавль, а землю здесь мягким ковром застилает трава-мурава, хочется сбросить босоножки и пройтись по ней босиком. С севера к деревне примыкает светлый берёзово-дубовый лес. На западе, среди поросших ольхой берегов, протекает речка с серебристой водой, разливается, упираясь в плотину. В пруду, говорят жители Якты-Куля, можно увидеть диких уток и наловить карасей. Красота!
Видимо, именно прелесть и умиротворение этого заповедного пейзажа позвали сюда на переселение чувашей из деревни Бусеряк (ныне Новое Суркино) Альметьевского района. А в Бусеряк их предки-язычники, не желая принимать крещение, перебралисьа аж в 16‑м веке с территории нынешней Чувашии.
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
– В Бусеряке у селян были скудные наделы, прокормиться с них было очень трудно. Всю жизнь они мечтали об урожайных угодьях и стремились жить на благодатной земле, – рассказывает Зиновий Давлетбаевич, – И появилась мечта о переселении. Совет жителей Бусеряка послал сюда делегацию на осмотр земель прежних помещиков. Мужики вернулись с твердым намерением освоить новое место жительства. Самыми первыми в эти края весной 1927 года переселились шесть человек со своими семьями. В их числе и мой прадед Степан Паймуллин. От его имени и пошла наша фамилия – Степановы. Старожилы рассказывали, что привезли его сюда в повозке. Ллежащим в сколоченном его собственными руками гробу, в чистой праздничной рубашке…
Умер он в том же 1927 году и стал первым похороненным на яктыкульском кладбище. «И на том свете я вести вас буду!» – сказал прадед перед смертью.
ТАТАРО-ЧУВАШСКАЯ ДРУЖБА
Вспомнив о прадеде, Зиновий Давлетбаевич продолжает рассказ об истории родной деревни:
– Осмотрев окрестности на берегах реки Ик, первые переселенцы остановились вблизи озера на том месте, где сейчас располагается деревня Якты-Куль. Старейшина произнес: «Друзья мои, братья, мы не сможем найти места, более красивого, чем это, давайте здесь и обоснуем своё поселение». Приехавшим позже эта местность тоже очень понравилась. Думаю, из‑за близости с красивым озером его и назвали Якты‑Куль (Светлое Озеро, Çутă-Кÿлĕ). Почему-то в народе это озеро называют еще Байкалом. После в течение ещё двух лет сюда перебрались еще 24 семьи. Переселенцы в своих повозках привезли с собой пожитки и инструменты – столько, сколько поместилось в их телегах. Обустраивались кто как мог. Из камней и кирпичей соорудили печь и по очереди выпекали в ней хлеб. На гористом участке новой земли устроили баню – в землянке, обложив стены камнями и обмзав глиной.
И… начали поднимать целину, обрабатывать выделенную землю, засеяли её зерновыми, посадили картофель. Жили в землянках, и когда начались холода, многие заболели. На помощь пришли соседи из села Учалле. Многие наши семьи перезимовали в их домах. А летом 1928 года во всех подворьях были окончательно достроены дома, и началась новая жизнь на новом месте. С тех пор между жителями Учалле и Якты‑Куля закрепились особые дружеские связи. Мы и сегодня вместе празднуем все праздники, делим между собой радости и невзгоды. Такая вот многолетняя татаро-чувашская дружба…
ВСЕ ВМЕСТЕ
– Удивительно дружны и мы, деревенские, между собой, – продолжает рассказ сына Чачбика Петровна. – Помню тот день, когда началась война, – первым эту весть на поле принёс Пуяндай Юлтимиров – мальчишка двенадцати лет. Он мчался верхом на лошади без седла, махал рубахой и что‑то очень громко кричал. Когда все, наконец, услышали страшную весть, мужчины и молодые ребята побросали орудия труда, сели верхом на лошадей и поскакали в районный военкомат. Думали, что врага мы одолеем быстро, и через две‑три недели все будут дома. А затянулось вон оно на сколько лет. Среди уроженцев деревни Якты-Куль, призванных на фронт, 20 человек погибли и пропали без вести. В этом году в деревне открыли новый памятник погибшим землякам. Все – от самых маленьких до самых пожилых людей деревни что‑то сделали: убрали территорию, разбили клумбы... В прошлом году родник привели в порядок. Никто никогда не отлынивает, не остается в стороне от деревенских дел.
ГЛАВНОЕ – СЕМЬЯ
Чачбика Петровна на вопрос, помнит ли, как её предки основали здесь деревню, отрицательно кивает:
– Откуда? Маленькая я совсем была. Так всю ж историю деревни Зиновий раскопал! Ветку нашего рода до восьмого колена, других деревенских семей‑кого до пятого, кого до шестого-седьмого колена. Я этому очень рада. Хотя и немногие остались жить на родной земле предков, все‑таки ценность семьи выше всего остального. И знать о её истории надо, и защищать надо семью, а не политические идеи. Ведь мы родные – ближе нет.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Деревня Якты‑Куль расположена в Азнакаевском районе, в 23 км к северо-востоку от города Азнакаево. Если проехать по асфальтированной дороге из Учалле в сторону села Тумутук, вас встретит красивый смешанный лес, состоящий в основном из берез, дубов и сосен. Миновав лесок, дорога уводит к востоку прямиком к деревне Якты-Куль.
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
Говорят, в начале века в Яктыкульский магазин пришёл мужчина с огромной сумкой за плечами. Продавец Чикеспи пригласила его на чай, гость зашёл в дом. В деревне быстро разошлась весть о страннике. И вскоре сюда пришёл урядник, поскольку было подозрение, что это сбежавший из Японии революционер. Но гостя не выдали. Он провёл здесь три ночи. В 1906 году деревенские увидели газету, где был изображен Владимир Ильич Ульянов. Говорят, как две капли воды – то самый гость…
Добавить комментарий