Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Сарсак-омга: ворота в удмуртский мир

Сарсак-омга: ворота в удмуртский мир

Деревенек «Татарстан» на своём стотрёхлетнем веку повидал немало, но с такой самобытно- яркой, но в то же время по- современному деловой и активной деревней, как Сарсак-Омга, встречаемся впервые. Не случайно именно здесь в июне провели семинар «Повышение деловой активности сельского поселения» и за опытом сюда приехали 11 районов республики.

04 августа 2024

САМОБЫТНЫЕ ЯРКОСТИ

Яркость Сарсак-Омги видна с дороги – солнечно-жёлтые резные ворота приглашают в удмуртский мир, где переплетаются традиции крещёных удмуртов и удмуртов-язычников. Говорят, раньше такие въездные ворота, только плетёные, стояли на въезде в каждое удмуртское селение. И закрывались на ночь, чтобы чужой не зашёл.

За поворотом – следующий яркий объект – церковь с синей крышей, с золотыми куполами...

– На самом деле церковь у нас старая, построенная в 1903 году, – говорит Тамара Николаева, глава поселения. – Церковь Введения в Храм Пресвятой Богородицы была постро- ена в начале XX века и, как многие храмы, не избежала закрытия. Долгое время в ней находились то фельдшерский пункт, то библиотека, то клуб. Но жители села решили возродить храм – на субботниках, на воскресниках потихонечку-полегонечку восстанавливаем.

МЕСТНЫЕ БАБУШКИ КРУЧЕ БУРАНОВСКИХ

– Есть у нас свой ансамбль «Зарни сизьыл» – «Золотая осень» в переводе с удмуртского. Наши местные молодые бабушки организовали его собственными силами в 2000 году. Вышли на пенсию, без дела сидеть не приучены, вот и организовались. И ездили с выступлениями по всей Удмуртии, в Москве выступали, как «Бурановские бабушки». Но именно, глядя на наших бабушек, «Бурановские» и продвинулись, – уверена Тамара Сергеевна.

ЦЕРКОВЬ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

В нынешние времена в каждой приличной деревне есть свой музей. Есть он и в Сарсак-Омге. Да какой! Не в каждом районном центре такой найдёшь.

Подходим к старинному домику...

– Сейчас в этом доме музей, – говорит Тамара Сергеевна. – А раньше это здание было Богоявленской единоверческой церковью в деревне Сарсак-Арема. Потом её переделали под школу, под библиотеку... – всё по известному сценарию. А в 90-е годы деревня закончилась, все уехали из неё. А здание осталось, и его перевезли в нашу центральную усадьбу. И сделали в нём медпункт. А когда по федеральной программе построили в 2015 году новый медпункт, здание опять осталось не у дел. И мы решили сделать в нём музей.

– Посетители-то в музее есть?

– Ещё как есть! – хвастается Тамара Сергеевна, открывая дверь и приглашая войти в просторную чистую избу. – Народ ходит, смотрит, школьники ходят, из района приезжают. Посиделки устраиваем здесь, собираем бабушек, ансамбль фольклорный приходит…

За поворотом – следующий яркий объект – церковь с синей крышей, с золотыми куполами…

     

В собрании музея насчитывается около тысячи экспонатов.

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ИСТОРИИ

– Вот здесь у нас участники Великой Отечественной войны. Их около 500 человек. На каждого альбомчик решили делать... – как заправский экскурсовод рассказывает она. – А это уголок, посвящённый колхозу, сельсовету.

Вот Книга почёта. Это наш первый председатель Молчанов... Вот рассказы про всех, кто работал председателями сельсоветов…

– Кто всё это писал, собирал, систематизировал?

– Я сама собираю. Очень люблю всё старинное, историческое, поэтому я и решила создать этот музей. Когда у меня родители умерли, в 2013 году, и очень много чего осталось в их доме, я думаю: что делать? Надо музей создавать.

Вот видите, это рассказ одного отца председателя колхоза – он на Гражданской войне был, и, когда мы были детьми, проводили с ним встречу, на которой он очень интересно рассказывал, как с саблей сражался, отлично помню тот его рассказ...

– Какой почерк красивый, каллиграфический!

– Да, какой‐то писарь, наверное, специальный записывал. Вот сохранилось в альбоме, который нам достался от сельхозуправления. Жалко, конечно, что фотографии не все в альбоме сохранились. Тут ещё есть учётная карточка члена КПСС. Вот свидетельство о том, что наши сельчане были участниками ВДНХ в Москве. Вот сельские жители около церкви – она ещё не отреставрирована, как видите. Переходящее знамя... Всё это я нашла, когда старый сельсовет разбирали.

А здесь у нас история местного язычества. Это старинные родовые знаки – у каждого рода свой знак. Все эти рода по сей день живут у нас в деревне, входят в род прародительницы рода Омги.

УВЛЕЧЁННЫЕ ЛЮДИ

– Это старая земская школа – макет сделал ученик нашей школы – Филиппов Олег Петрович. Внутри печка, видите? Здесь вся история школы. Чтобы не забывали, как раньше было...

Похоже, Тамара Сергеевна сохранила всю историю Сарсак‐Омги. Такие увлечённые люди – настоящая находка для любой деревни.

– Мастер вот этих плетёных вещей, к сожалению, умер. Хорошо, что я успела у него выкупить кое‐что при жизни.

Эти куклы тоже самодельные – одна местная мастерица делает. Видите, сделала знаменитую троицу: Вицин, Никулин и Моргунов прямо с самогонным аппаратом! А потом она ко Дню Победы принесла в музей вот этих солдатиков.

Люди теперь сами несут всё в музей. Что несут – каску ли, почтовую сумку ли – всё беру.

Это наш знаменитый сельский литератор, песняр Леонид Лазарев. Он и на балалайке, и на всех инструментах играл – баян вот его, и машинка печатная, фотоаппараты. Писал песни, стихи, фотографировал – все мероприятия в деревне он снимал. Все фотоаппараты в музей его семья отдала.

Рядом с вещами Лазарева удачно примостились радиолы, магнитофоны, бюст Ленина...

– Это всё выкинули – я подобрала. Как можно выкинуть Ленина? Попробовали бы они раньше, – смеётся Тамара Сергеевна.

КУПЕЧЕСКАЯ КОМНАТА И УДМУРТСКАЯ ИЗБА

Переходим в другую комнату – она называется «Купеческая».

– В нашей деревне жили купцы Таракановы, которые сами были мастерами кузнечного дела. Сами всё делали. И потом уже, чтобы торговать не только своими изделиями, организовали лавку. Керосинка, весы, облигации – всё, что было, собрали.

Из купеческой комнаты переходим в «Удмуртскую избу». Вышитые в разных техниках полотенца, самотканый ковёр, сундук с приданым... Красота рукотворная!

– Удмуртская невеста обычно приданое сама себе вышивала, и его развешивали вот так по всему дому, чтобы показать людям, которые в избу приходят, какая она мастерица и на все руки умелица. С 12 лет девочки уже умели так вышивать.

Тамара Сергеевна открывает сундук, извлекает из его недр аккуратно уложенные вещи, примеряет на себя юбку, фартук, шапочку, платок... И вот уж перед нами настоящая удмуртская невеста – яркая и красивая.

– Такое только на праздники надевали. А это на работу – потому что без рисунка, – комментирует она. – А вот в этом устройстве, похожем на современный рюкзачок для младенцев, ребёнка носили, когда в поле работали...

А здесь, на потолке, видите?

– Деньги висят!

– Да. Те, кто уходил в армию, приколачивали молотком денежку к потолку – такой обычай. Молоток потом выбрасывали: в какую сторону он, упав, покажет, в ту и служить солдат пойдёт.

Провожают же солдат в армию старой рекрутской песней:

Ухожу я в армию, не на один год,
а в родном селе только мои следы останутся.
Вот берег речки, где ещё мальчишкой бегал,
вот поле, где с отцом-матерью траву косил.
Не забудь меня, родная сторонушка,

свидимся ли снова?..

А денежка должна дождаться своего солдата. А когда он вернётся, друзья его поднимают на руках к потолку и он должен зубами эту денежку отцепить. Сейчас у нас из деревни трое ребят ушли на СВО. Один уже вернулся. Вот ждём, когда он придёт за своей денежкой.

Красота рукотворная!

Тамара Сергеевна открывает сундук, извлекает из его недр аккуратно уложенные вещи, примеряет на себя юбку, фартук, шапочку, платок...

Те, кто уходил в армию, приколачивали молотком денежку к потолку – такой обычай.

ЛЮБИМЫЙ ЛИЦЕЙ

Из музея отправляемся в школу. Это особая страница в жизни главы поселения. Когда‐то эта школа была агролицеем, а Тамара Сергеевна была там директором. И учила она не абы кого – один из её выпускников сейчас глава Агрызского района.

– Когда я оканчивал лицей, у нас в классе было 30 выпускников. И все поступили в сельскохозяйственный институт! – с гордостью говорит глава района Ленар Нургаянов.

– Не скучаете по директорской работе, по школе? – интересуемся у Тамары Сергеевны.

– Скучаю, – улыбается она. – Но все мои ученики здесь, в Сарсак‐Омге, в районе, всех вижу, все помогают, если нужно. Слушаются, самое главное. Я у всех в друзьях. Люблю я наш лицей, – признаётся глава поселения.

– Она всё равно наполовину здесь, – говорит Лейсан Шайдуллина, нынешний директор лицея. Телом там, душой здесь. Это же школа, разве её забудешь?

Лицей, конечно, радует глаз. Рядом спорт‐ площадка, построенная по республиканской программе. Сцена. У детского садика свой отдельный вход.

– В школе у нас обучается 92 человека и 19 детей в дошкольных группах, – рассказывает Лейсан Маликовна. – 40 сотрудников, 25 педагогов и воспитателей.

Стены школы‐лицея увешаны плакатами с пожеланиями выпускникам 11‐го класса. Это такой сюрприз старшим товарищам, покидающим родные пенаты, от десятиклассников. Выпустилось в этом году из Сарсак‐Омгинской школы семь одиннадцатиклассников и 14 девятиклассников.

В школе учатся и удмурты (их большинство, так как деревня удмуртская), и татары, и русские. Дети учат и родной удмуртский язык, и родной татарский, и русский, естественно. Английский и немецкий в 7–8‐х классах изучают как вторые иностранные.

– Полиглоты тут у вас все?

– Ещё какие полиглоты! – с гордостью подтверждает Лейсан Маликовна.

Полиглотов сегодня в школе не наблюдается – у них законные каникулы. А учителя есть: Флёра Камиловна Зарипова, учитель литературы, ведёт нас в школьный музей.

Стены лицея увешаны плакатами с пожеланиями выпускникам 11-го класса.

– В школе у нас обучается 92 человека и 19 детей в дошкольных группах, – рассказывает Лейсан Маликовна.

Флёра Камиловна Зарипова, учитель литературы, ведёт нас в школьный музей.

ЕЩЁ ОДИН МУЗЕЙ

Его особенность в отличие от других школьных музеев – альбомы по каждому выпуску и династии.

– Каждый может прийти, найти папку со своим выпуском, посмотреть фотографии, вспомнить какие‐то школьные истории, своё детство, – рассказывает Флёра Камиловна. – В них хранятся альбомы выпускников начиная с 1954 года.

А династии учителей – вот они, на стене. Династия учителя математики Людмилы Леонидовны Маркитоновой, например, чей стаж работы в школе 44 года. И сын её работал в школе (он сейчас на СВО), и невестка работает учителем английского языка...

– А вот моя династия – это мой папа, моя сестра, моя дочь... – перечисляет Флёра Камиловна. – У нас династий очень много.

Старинные учебные пособия, старый похвальный лист – кругом уникальные и оригинальные документы. Счёты, приборы, которые раньше использовали на уроках физики... В Сарсак‐Омге очень бережное отношение к раритетам.
– Вот такой самодельный зеркальный шар, который висел под потолком на школьной дискотеке в 80‐е годы, и эту светомузыку учитель физики вместе с детьми сам делал, – с любовью глядя на предметы и своей юности, говорят учителя.

Отдельно в школе оформлена стена под портреты тех выпускников и учителей, кто ушёл на СВО.

– Это наш учитель Маркитонов Сергей Юрьевич, тот самый сын учительницы математики. Раньше он директором тут был, потом преподавал ОБЖ и физкультуру. Это подполковник Виктор Александрович – тоже сын учительницы нашей школы. Это Тихин Александр – старший прапорщик, сын нашего библиотекаря. Все наши дети.

Ещё в школе есть «Удмуртская изба» – можно сказать, «филиал» той самой «Удмуртской избы» из сельского музея. Им заведует учительница удмуртского языка. Там проводятся мастер-классы по различным национальным ремёслам, Лазаревские чтения, ведь Леонид Лазарев, о котором мы не первый раз уже слышим, был в лицее учителем истории.

А династии учителей – вот они, на стене.

– Вот такой самодельный зеркальный шар, который висел под потолком на школьной дискотеке в 80‐е годы...

У Людмилы Леонидовны Маркитоновой стаж работы в школе 44 года.

ГАЖАСА ПЫРЫНЫ КУРИСЬКОМ!*

Уходя со школьного двора, интересуемся у главы поселения, чем на её профессиональный директорско-руководящий взгляд народ Сарсак-Омги, в которой она прожила всю жизнь и никуда никогда не собиралась уезжать, отличается от других.

– Работящие мы, – говорит Тамара Сергеевна. – У нас очень крепкие хозяйства. Скотину многие разводят. Огороды большие. В крестьянско-фермерских хозяйствах работают. Вот на семинаре «Повышение деловой активности сельского поселения» мини-ферму открыли. 400 человек приезжали, 11 глав поселений из разных районов. Всех встретили хорошо, всё показали-рассказали-объяснили. Народ у нас приветливый, дружный. Когда к человеку относишься хорошо, и он к тебе относится так же. Всё у нас взаимно. Поэтому всем рады, всех всегда ждём – добро пожаловать! Гажаса пырыны куриськом!

На семинаре «Повышение деловой активности сельского поселения» мини-ферму открыли, 400 человек приезжали, 11 глав поселений из разных районов…

И вообще, с воротами в этих краях полный художественно-прикладной порядок: из Казани ли в Агрыз едешь, или обратно, только успевай смотреть по сторонам – ворота Татарстана на любой вкус!

КАК ДОБРАТЬСЯ:
Ехать надо в сторону Агрыза. Не доезжая до него 32 километра, вы попадаете в искомое селение. Расстояние от Казани до Сарсак-Омги составляет 293 км.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:
Кроме музея и церкви, в Сарсак-Омге можно посмотреть на ещё одну достопримечательность – Екатерининский мост Елабужско-Сарапульского почтового тракта, под которым, согласно легенде, Емельян Пугачёв точил свою саблю. Не сам, конечно, точил, попросил какого-то мужичка из деревни и очень, говорят, его хвалил за проделанную работу. Но сабля была его – пугачёвская – исторический факт. Мост строили для Екатерины, когда она собиралась в эти края, да, говорят, передумала, не поехала... Поверх исторического моста проходит современный бетонный мост: строители не стали разрушать старый. Так «два в одном» мосты и остались.
ЧТО СФОТОГРАФИРОВАТЬ:
Особенно хороши для фото ворота в Сарсак-Омгу. Селфи на их фоне разлетаются по всему свету. Да что фото! На местных пленэрах эти ворота – главная натура. В музее имени Мухаммаджана Ахметжанова, например, который находится в соседней деревне Иж-Бобья, картина с изображением этих ворот занимает одно из центральных мест в экспозиции. И вообще, с воротами в этих краях полный художественно-прикладной порядок: из Казани ли в Агрыз едешь, или обратно, только успевай смотреть по сторонам – ворота Татарстана на любой вкус.
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: