Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Три озера: Осторожно! Тонкий лёд!

Три озера: Осторожно! Тонкий лёд!

Атаманское. Чистое. Безымянное. Про деревню, в которой целых три озера

09 января 2020

В Спасском районе есть что посмотреть и есть кому всё это показать. Туристы едут в эти края толпами. И не только к свя­тыням Великого Болгара. Здесь в каждом населённом пункте – свои святыни и свои чудеса. Как, например, в селе Три Озера.
 
 
 img_1101
 
Из всех названий сёл и дере­вень, которые мы повстречали на своём журналистском пути, это самое понятное. Село рас­положилось около трёх озёр – Атаманского, Чистого и Безымянного – и многие века этим соседством счастливо. Во-первых, потому что жить в таком живо­писном месте – это красиво. Во-вторых, здесь знатная ры­балка: особенно вкусные караси ловятся, сазанов вот ещё запусти­ли в прошлом году... В-третьих, все три озера объявлены памят­никами природы Республики Татарстан и внесены в кадастр особо охраняемых природных территорий, поэтому с экологией здесь полный порядок.
img_1095
ЧИСТОЕ
Вокруг озёр вьются туда‑сюда аж 16 улиц и 4 переулка! Двигаясь вдоль да по одной из них, кажется, по Школьной, оказываемся около озера Чистого. Оно в центре села. Чистоту воды оценить нет ника­кой возможности, озеро замёрзло и покрылось снегом, слившись с прибрежным ландшафтом. По­нятно лишь, что оно имеет почти идеальную форму круга. Главное украшение зимнего Чистого – цер­ковь Рождества Пресвятой Бого­родицы – такая же белоснежная, как озеро.
img_1139
– Это старинная церковь, – рас­сказывает Наталья Емелюшина, глава поселения. – Она построена в 1775 году на средства помещика Молоствова.
img_1132
img_1134
img_1096
img_1136
– Так он же в Долгой Поляне, в Тетюшском уезде, жил?
– Там другой Молоствов, Вла­димир Германович. А у нас Лев Иванович и все его потомки. Между собой они, кстати, тоже все родственники, друг к дру­гу в гости ездили, собирались на праздники… Их много было – Молоствовых, это старинный дворянский род, – развеивает сомнения Наталья Владимиров­на и продолжает: – Богослужения в храме проводили до 1932 года. Потом настоятеля храма репрес­сировали, здание церкви отдали под зернохранилище. Но сейчас церковь действующая, её восста­новили, реставрировали на соб­ственные средства сами жители. Сюда приезжает очень много на­рода, потому что в церкви есть чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, её называют «Ча­доподательница». Она бездетным парам всегда помогает. Семьи, которым она помогла, переезжают к нам жить в село насовсем, даже из городов. У нас сейчас 27 мно­годетных семей!
Конечно же, нам захотелось по­смотреть на чудотворную икону. Но не удалось. В связи с сокраще­ниями и уплотнениями местный батюшка разрывается между тре­мя приходами и как раз находился в другой деревне.
img_1112
БЕЗЫМЯННОЕ
По дороге к озеру Безымянному узнаём, что оно не всегда без име­ни было. Раньше его именовали Курышевским. Это название за­фиксировано в «Списке населён­ных мест Казанской губернии» за 1859 год. И только в советские времена оно вдруг по непонятной причине превратилось в Безымянное. Безымянное от Чистого зимой мало чем отличается, такое же белое и круглое, разве только поменьше на 1 га. Да и лёд тут, согласно предупреждающей та­бличке, тонкий.
– Зато летом здесь очень кра­сиво, – уверяет Наталья Влади­мировна. – Вокруг Чистого озера ромашки растут, все там фотогра­фируются, а здесь всякие разные другие цветы.
Едем вслед за трактором, расчи­щающим дорогу от снега, к следу­ющему озеру. Бесконечность улиц впечатляет. Будто нет им ни конца ни края.
– Когда трактор чистит улицы от снега – 40 километров по селу набегает у него, – с гордостью го­ворит глава поселения.
– И 40 километров обратно! – добавляет её водитель. – Итого 80! Иногда не успевает один – из другого села трактора вызы­ваем. А травы косить здесь летом сколько, представляете?!
Мы представили, впечатлились, ужаснулись и предложили трёхозерцам, чтобы не мучились, ко­ров выпустить пастись в деревню. И животные будут сыты, и на ко­сарях сэкономят.
– Так нельзя! – охладила наш ра­ционализаторский пыл Наталья Владимировна. – Коровы на паст­бище должны пастись. В деревне запрещено.
– А раньше паслись и травы не было… – вздыхает о былом водитель.
 
 
1-2
Усадьба Молоство­вых сохранилась только на картине художника Крюко­ва, который нари­совал её в 1830‑х годах.
 
 
3_%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0
Кто хочет работать – тот работу себе найдёт! Вон у нас люди с Севера приехали и начали гостиницу частную строить – трёхэтажную!
 
4_%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0
В 10–11-й классы школьников автобус возит из деревни Урняк и из Болгара. У нас в старших классах очень хороший учитель математики – Алсу Мансуровна, к ней ездят сюда учиться.
 
img_1099
 
АТАМАНСКОЕ
Почему Атаманское озеро Ата­манским зовётся, из местных не знает никто. Вроде никаких атаманов история села не при­помнит. Зато все помнят, что Три Озера – самое древнее село в Рос­сии, и отсылают нас аж к книге историка-востоковеда А. Ковалев­ского о путешествии Ибн-Фадлана на Волгу в 921–922 гг. Мол, там все подтверждения и самые первые сведения о Трёх Озёрах. Фотокопия рукописи, найденной в 1923 году в одной из библиотек иранского города Мешхеда, была передана в 1937 году Академии наук СССР, после чего Ковалевский издал книгу. В ней рассказывается о пу­тешествии посольства багдадско­го халифа в Волжскую Булгарию и подробно описана церемония принятия ислама у трёх озер:
«Когда мы прибыли к царю, мы нашли его остановившимся у воды, называемой Хеллече, а это три озера, из которых два боль­ших и одно поменьше. Однако, из всех их нет ни одного, в кото­ром дно было бы достижимо»; «...Приехали исламские священ­нослужители, привезли денег на постройку мечетей, каждому новому правоверному давали по Корану». И в мае 922 года Волж­ская Булгария официально провоз­гласила ислам государственной религией.
Есть и другие мнения на этот счёт: мол, исправленная ре­конструкция маршрута багдад­ского посольства показывает, что Ибн-Фадлан на территории современного Татарстана не был, потому что в «Записке» Ибн-Фад­лана сказано, что дно всех трёх озёр было недостижимо, а у Атаман­ского, Чистого и Безымянного со­всем небольшая глубина. Но в Трёх Озёрах вышеприведённые мнения совсем непопулярны – мало ли что могло измениться за столько-то лет! Некоторые реки и озёра (как и динозавры) совсем пропали с лица земли, но это не значит, что их не было! И не поспоришь.
В общем, датой основания села Три Озера принято здесь считать 922 год – и точка.
img_1100
7
img_1122
МОЛОСТВОВСКОЕ
Три Озера принадлежало Мо­лоствовым 226 лет. Во ввозной грамоте, выданной в 1691 году дворянину И. И. Молоствову, в от­писанных ему землях упоминалось «урочище Три Озера». Он привёз сюда переселенцев из Нижегород­ской губернии, Свияжского уезда и Казанской губернии. В 1763-м у Молоствовых было 280 душ и три помещичьих дома. Когда‑то глав­ный фасад их усадьбы выходил на Атаманское озеро, к которому вела липовая аллея. Три другие стороны усадьбы окружал «англий­ский парк» – дубы, вязы, липы. Они и сейчас растут, разлапистые и могучие, поэтому некоторые укромные местечки села находятся будто в вековом дремучем лесу.
В 1795 году Три Озера счита­лось самым крупным поселением Спасского уезда. Когда Порфирий Львович Молоствов умер, поме­стье досталось его сыновьям. Стар­ший сын, Владимир Порфирьевич, знаменитый наказной атаман Оренбургского казачьего войска, генерал-лейтенант и участник Отечественной войны 1812 года, получил главную усадьбу. Может, в честь этого атамана озеро на­звали Атаманским?
Его брат, Орест Порфирьевич, поселился в доме на Чистом озе­ре – его называли «Орестов двор». А Модест Порфирьевич, чья дочь Зинаида когда‑то вскружила го­лову 23-летнему графу Льву Тол­стому, стал жить на берегу Безымянного озера, его дом окрестили «Генеральским двором», хотя ге­неральское звание носил не он, а опять‑таки Владимир. Модест Порфирьевич был предводителем дворянства Спасского уезда.
После революции помещичьи дома использовали то как боль­ницу, то как детский сад, то как конюшню, то как клуб… «Гене­ральский двор» этой участи избе­жал, потому что его ещё до этих превращений, в 1906 году, сожгли крестьяне. В общем, усадьба сохра­нилась только на картине худож­ника Крюкова, который нарисовал её в 1830‑х годах.
СОВРЕМЕННОЕ
Закончив с осмотром досто­примечательностей – природных и исторических, отправляемся к достопримечательностям ру­котворным. Одним из таковых в Трёх Озёрах является яркий и солнечный Дом культуры, отре­монтированный в рамках нацио­нального проекта «Культура».
– В клуб‑то кто-нибудь ходит? Или некому?
– Как это некому? – возмущает­ся глава поселения. – У нас в селе 600 человек живут. Молодёжи полно. В школе 66 детей учатся. В 10–11-й классы школьников ав­тобус возит из деревни Урняк и из Болгара. У нас в старших классах очень хороший учитель математи­ки – Алсу Мансуровна, к ней ездят сюда учиться.
Детсадовцы подрастают – 30 че­ловек ходят в три группы разно­возрастные. Нам обещали постро­ить новый детский сад на 40 мест. Ждём. Совсем маленьких у нас 76 детишек!
– Благодаря Чадоподатель­нице?
– Думаю, да. На своём примере могу рассказать. У меня сыну 17 лет и дочери 14 было. Я к той иконе пошла в первый раз, когда как раз стали ходить крёстным ходом по селу. И я присоединилась. Ду­маю, ну, вроде бы уже 36 лет мне и дети у меня есть... А заберемене­ла и сейчас у меня их трое!
– Чудеса!
– День Тихвинской иконы Божи­ей Матери мы празднуем 9 июля. Большой праздник бывает. При­езжают из Ульяновска, Самары, Казани... В этом году после службы мы кормили 400 человек гостей! А ещё своих сколько!
– Все жалуются сейчас, что люди из деревень в город уезжают, деревни вымирают, ра­боты нет… А у вас будто всё на­оборот происходит. Поделитесь секретом: что нужно сделать, чтобы сохранить село?
– Надо, чтобы зарплата достой­ная была у людей и чтобы было где её заработать. Ну и заинтере­совать чем‑то сельчан. Тогда ни­кто не уедет. Мы очень интересно живём. Два танцевальных кол­лектива в клубе занимаются, дет­ский и взрослый. Мамы, которые приводили детей в танцевальный кружок, свой коллектив организо­вали. Выступаем, сами костюмы шьём. И у нас ещё есть ансамбль «Трёхозёрские девчата». Есть ВИА «Славяне» свой – он с 1973 года существует. Кружки разные. Пенси­онеры трёхозёрские хотят создать шумовой оркестр. Вчера только подходили с этой идеей. Что каса­ется работы: кто‑то своим хозяй­ством занимается, кто‑то в Бол­гар ездит – 7 км туда на автобусе. Муж у меня в горгазе там работает, многие в гостиничном комплек­се «Кол Гали» работают. Кто хочет работать – тот работу себе найдёт. Вон у нас люди с Севера приехали и начали здесь, в деревне, гостини­цу частную строить – трёхэтажную! Говорят, не все туристы, которые едут на святыни Великого Болгара посмотреть, могут позволить себе королевский люкс снять. Дорого там. А здесь дешевле будет.
Вы не смотрите, что у нас тут коттеджей-то больно нет. В прин­ципе, село благоустраивается по­тихоньку. По программе «Чистая вода» 10 км водопровода замени­ли нам и водонапорную башню. Живём вполне себе современно, но главное, спокойно и красиво.
 
img_1162
 
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Выезжаем из Казани в сторону Болгара. Перед въездом в город, на кольце, уходим налево. Через 5 км надо повернуть направо, не прово­ронив поворот. И ещё через 2 км вы в деревне. Расстояние от Казани до Трёх Озёр – 186 км
ЧЕМУ УДИВИТЬСЯ:
Количеству детей. Их здесь действительно много, и все они румяные и здоровые. Появив­шихся на свет с помощью Тихвинской иконы Божией Матери чадушек в Трёх Озёрах назы­вают «тихвинятами». Специально для них пря­мо около церкви устроена прекрасная детская площадка.
 
ВО ЧТО УГЛУБИТЬСЯ:
В воспоминания Льва Толстого об уроженке этого местечка Зинаиде Модестовне Молоство­вой. Эта муза сумела подарить молодому гра­фу-повесе всего лишь «минуту любви упованья, минуту без мысли дурной, минуту без тени же­ланья, минуту любви неземной». Но он пронёс это чувство через всю свою жизнь и увековечил в своих произведениях «После бала», «Война и мир», «Святочная ночь», «Воскресение».
 
 
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: