Такталачук: аж дух захватывает!
Татарстан, конечно, богат на красивые места. Но на очень красивые он богат ещё больше. И когда окажешься в таком месте, как деревня Такталачук, осознаёшь это как никогда.
- Давайте я покажу вам камни! У нас есть уникальные камни! Таких больше нет нигде! – так, с места в карьер, приветствует «Татарстан» Марс Мансуров – первый встреченный нами житель Такталачука.
КАМЕННЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
И мы отправляемся смотреть камни. Два могильных камня, испещрённых старинными арабскими письменами, установлены в самом центре села, аккуратненько огорожены заборчиком…
– Так хоронили мурз (высший слой татарского дворянства. – Прим. ред.), – поясняет наш экскурсовод.
Рядом так же аккуратненько пристроены два памятника. Первый – одному из основателей деревни, известной с 1702 года, родоначальнику рода Мутиных – старшине Гирейской волости, участнику Семилетней войны и защитнику вотчинных прав башкирского народа – Тимеру, покинувшему этот мир ещё в 1759 году. Второй – представителю этого же рода – Ильдархану Мутину, члену башкирского правительства и Башревкома, председателю Башкирского военного совета.
– Хочу здесь сделать аллею славы или аллею героев нашего села, – признаётся Марс Мансуров. А ещё он признаётся, что является главой этого поселения и что сделать это место лучшим на земле – его мечта с детства.
СЛЕДУЯ ЗА МЕЧТОЙ
Отправляемся к следующему историческому камню, который Марс Тимерханович с помощью каких‑то неведомых сил водрузил на гору из щебня.
Камень символизирует собой место школы, которая когда‑то здесь находилась. Глава поселения вспоминает, как здесь учился, где какой кабинет был, какие проделки он совершал, будучи юным и беззаботным школьником. Подобные ностальгические воспоминания всегда бередят душу, хочется вернуться в детство… Такое «возвращение» организовать, при желании, не сложно – считает экс-ученик Такталачукской школы Марс Мансуров и показывает детскую площадку, которую обустроили на месте бывшей школы сельчане. Качели, карусели, горки… И куча будущих строений и проектов ещё в голове у главы, а значит, впереди.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ВОРОТА В ДЕТСТВО
– Это мои виртуальные ворота на детскую площадку, – смеётся глава поселения. Смысл «виртуальности» в символичности: ворота – вот они, как бы есть, и даже ступеньки к ним ведут. А ни стен, ни заборов к этим воротам не прилагается – заходи откуда хочешь, играй где хочешь… Но все всё равно заходят на площадку через ворота.
– Когда строили, многие говорили, зачем, мол, это надо. Дети будут бегать тут, шуметь, сорить… Ничего подобного – всё за собой убирают, специально для этого урны поставили на площадке. А что шумят – на то они и дети! Раньше они вообще все к нам домой приходили, к моим детям. По 25 человек приходили! Целый детский сад на дому. Каждый здоровался со мной по-взрослому, мальчишки – за руку. И я с каждым здоровался – 25 раз. А как же! Это ж наши будущие взрослые – им всё достанется, они будут здесь жить, работать, строить, руководить! Так чего ж их за деревню куда‑то выселять? Пусть здесь играют, под моим присмотром!
– Это мои виртуальные ворота на детскую площадку, – смеётся глава поселения.
Столько лет здесь сиял
Центр просвещения –
Волшебное место, раскрыв объятья,
Всё ещё привлекает к себе
Младое поколение.
(Перевод с татарского)
ЗА ОКОЛИЦЕЙ
Осмотрев достопримечательности рукотворные, отправляемся к природным.
От некоторых из них просто дух захватывает! Это вид с околицы деревни на майдан – место проведения Сабантуя. Ровное зелёное поле… Где‑то вдалеке, как на пасторальной картине, мирно пасутся коровы… Совсем у горизонта пейзаж окаймляют белые квадратики домов – что там?
– Это город Агидель, Башкирия, – объясняет наш экскурсовод. – Он стоит на берегу реки Белой, в честь которой и назван: «ак» переводится как «белая», «идель» – «река».
Переводим взгляд ближе – небольшое огороженное местечко со сценой, лавочками и столбом, на который во время Сабантуя все, кто не боится высоты, залезают за подарками...
НЕОЖИДАННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
И неожиданное дополнение встречает нас в сабантуевских владениях – очередной камень, огромный, круглый и, судя по всему, очень тяжёлый.
- Это мельничный жернов, – ласково поглаживая камень, говорит Марс Тимерханович. – Мне за него почти миллион предлагали, но я не продал. Потому что это история, а история не продаётся!
Глава поселения рассказал: как лежал этот камень на старой мельнице; как в начале семидесятых пытался его кто‑то украсть, но председатель колхоза, узнав про это, велел вернуть его на место; как случайно Марс Тимерханович нашёл этот камень на заброшенной мельнице, очистил от мусора; как везли его сюда на грейдере; как установили…
Теперь это место – главная фотозона на Сабантуе, все около него фотографируются. А местные поэты даже стихотворение сочинили, в переводе с татарского на русский оно звучит примерно так:
Через эпохи, через многие годы
Память соединяется с этим камнем.
Вместе с хлебом мой народ перемолол
И свою грусть-печаль через песни…
Г. Мусина
ГОСТИНИЦА ДЕРЕВЕНСКОГО МАСШТАБА
То, что в городе считается вполне себе обычной городской инфраструктурой, в сельской местности автоматически попадает в разряд достопримечательностей. Хотя, признаемся честно, объездив очень много деревень в Татарстане, городские «достопримечательности» на сельской земле встречались нам очень редко. Из них вспоминается фонтан в селе Нижняя Баланда Аксубаевского района. Вполне себе городское кафе – в селе Нырья Кукморского района. И вот вам, пожалуйста, – самая настоящая гостиница в селе Такталачук Актанышского района. И гостиница, и ресторанчик при ней – дело рук местных предпринимателей Гузель и Рустама Валиевых.
– Я руками работаю, а она – головой, – говорит Рустам, обнимая жену и демонстрируя гостям банкетный зал, стены которого оформлены в милом деревенском стиле из спилов деревьев…
– Хорошая голова попалась – творческая, – восхищается наш фотограф, не переставая щёлкать фотоаппаратом.
– Я сам с Актаныша. А супруга отсюда, местная, – продолжает Рустам. – Поженились, и перебрался сюда. Мне здесь интереснее. Там надо красиво одеваться и по парку гулять – это не моё. Я работать люблю, здесь много работы интересной. Сначала водителем «КАМАЗа» работал, а она – учительницей. Потом вот решили своё дело открыть…
ПОТОМКИ ОСНОВАТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ
Вообще, предпринимательскими талантами в деревне не обижен никто.
– Кто хочет работать, того работа всегда найдёт, ныть нам некогда, – мудро замечает Марс Тимерханович, показывая нам свои владения. Каждый дом здесь краше предыдущего, каждое хозяйство – крепкое, основательное, а главное, большое и современное. Колхоз «Тан», образованный в 1929 году, переживший смены эпох, политического строя, смены руководителей страны и руководителей колхоза, все дефолты, кризисы и прочие потрясения, до сих пор живёт и здравствует.
Да и стыдно было бы местным жителям загубить такое место и такой колхоз. Ведь основатели этой деревни отличались умом, сообразительностью и предприимчивостью во всех делах, за которые брались.
МУТЯ И МУТИНЫ
Родоначальником всех Мутиных считается Мутя Янурусов (Енурусов), старшина Гарейской волости, который известен с 1743 года. Бывало, на этого Мутю писали жалобы в вышестоящие органы власти о его противоправных действиях. Читаем документы:
«В 1743 г. башкир Гарейской волости Утеган Ичибаев писал о припуске в их общую вотчину русских крестьян, о незаконном сборе с них оброка, а также с рыбных ловель и вотчинных земель денег с 300 дворов башкир 120 руб. 20 пудов ореха, 2 пудов шерсти, 100 аршинов холста».
Потомки Мути в противоправных действиях замечены не были, «крутились-вертелись» законными способами:
«1751 г. сотник Темир Мутин (сын Мутю) с тов. д. Такталачуг Гарейской волости отдали в арендное владение дворцовым крестьянам Каракулинскои волости рыбные ловли в озере Закальи (Юрмалы) сроком на 10 лет с платой по 1 руб. 50 к. в год. Сын Темира тоже проявлял активность в общинных делах. В 1763 г. старшина деревни Такталачуг Гарейской волости Аднагул Темиров и 8 башкир, а также представители других деревень отдали дворцовым крестьянам Каракулинскои волости сроком на 20 лет озеро Шабык (Моховое) с уплатой ими по 12 руб. в год, где им разрешалось ловить рыбу «всякими ловецкими снастьми и неводами, как летную, так и зимную тянуть, ези и переимы городить».
«Второй сын Мутю Е (Я) нурусова не отставал в этом деле от родственников. В 1762 г., став старшиной волости, Кунур Мутин из д. Такталачук с тов. отдал дворцовым крестьянам в кортом – аренду на 20 лет рыбные ловли в оз. Кабан (ныне Краснокамский р‑н РБ), называвшийся в народе Ялан, оз. Иныш-Туба, за р. Белой оз. Карш-Арям»…
Начиная с Темира родоначальники деревни Такталачук мыслили шире, действовали глобальнее:
«Сын Мути – Темир (тот самый, памятник которому мы видели на будущей «аллее героев села») – в 1759 году был в составе делегации представителей башкирского народа в Санкт-Петербурге, выразившей верность императрице Елизавете Петровне. Он вместе с товарищами направил в Сенат донесение с просьбой запретить захват башкирских земель, купчие на них скреплять только при согласии населения всей волости. Тогда же Сенат, немедленно отреагировав на его прошение, приказал послать указ в Оренбургскую губернскую канцелярию с тем, чтобы «и впредь оному башкирскому народу отнюдь никому никаких обид и разорений не чинить, и в угодьях их насильством не селиться, и от того всего их, башкирцев, не токмо защищать, но притом показывать им и всякую благосклонность и надлежащее по указам охранение».
ТАКТАЛАЧУКСКИЙ СЛОВАРИК
Разбираясь в сословиях тех, кто некогда населял Такталачук, приходим к выводу, что нам нужен специальный словарик. Ибо здесь народу во все времена было намешано столько, что без словарика не разберёшься.
Итак, например, в 1795 г. в Такталачуке «в 67 домах проживали 422 БАШКИРА-ВОТЧИННИКА». Так называли со второй половины XVI в. до XIX в. население северо-западной части Южного Приуралья, обладавшее наследственными правами на владение землёй. В формировании башкир-вотчинников приняли участие различные этнические группы: иштяки, ногаи, татары, финно-угры и калмыки. Русская администрация называла словом «башкир» всех вотчинников, вне зависимости от их происхождения.
В 1902 г. в Такталачуке, «при 391 дворе проживали 1345 душ ПРИПУЩЕННИКОВ» – безземельных башкир, татар, чувашей, мари, которые переселялись на земли, принадлежащие башкирским общинам.
Кроме того, в Такталачуке проживали ТЕПТЯРИ. «Тептярей было в 1816 г. – 89, в 1834 г. – 119, в 1850 г. – 162 души муж. пола». Кто они и откуда взялись?
Татарская энциклопедия TATARICA даёт такое определение:
«В начале XVIII в. припущенники подразделялись на тептярей (татары, чуваши, башкиры) и бобылей (марийцы, удмурты, мордва).
Тептяри занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями и государственными крестьянами.
В 1790-е гг. тептяри были переведены в разряд военно-служилого населения, 2 тептярских полка существовали до 1835 г.
…Тептяри селились в основном по нижнему течению реки Белая, в западной части бассейна реки Ик, среди башкир-вотчинников, образовывали поселения («концы») в башкирских деревнях.
МНОГОБРАЧНЫХ СЕМЕЙ насчитывалось в Такталачуке «в 1816 г. – 14, в 1834 г. – 20». Итак, различные источники нас уверяют, что многобрачие – это «форма официального брака, при которой мужчина имеет несколько жён, а женщина несколько мужей». Однако в Такталучуке скорее было многожёнство, или полигиния, – «одна из форм полигамного брачного союза, при которой мужчина состоит в браке одновременно с несколькими жёнами». И это означает, что в деревне Такталачук проживали достаточно состоятельные мужчины. Ибо, вспомним хоть Коран, который разрешал многожёнство при условии, что всех жён надо одинаково хорошо содержать, хоть одного из основоположников марксизма Фридриха Энгельса, который подчёркивал, что «многожёнство – привилегия богатых и знатных». Эту точку зрения поддерживал и этнограф Пётр Кудряшев (1797–1827), который писал: «Редкие имеют более одной жены, потому что бедность не допускает пользоваться вполне дозволением религии». Российский географ и краевед Василий Черемшанский (1821–1869) уточняет: «Башкирцы, как и вообще все мусульмане, имеют достаточные по две и по три жены, а бедные по одной».
Татьяна Вафина
Фото: Александр Ефремов
Добавить комментарий