Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Тихий Плёс. Очень тихий

Тихий Плёс. Очень тихий

В деревню с красивым названием Тихий Плёс лучше ехать летом. Кто ж знал, что это местечко, облюбованное для проживания нашими праотцами ещё в 1565 году, давно перешло на сезонное житьё-бытьё!

06 апреля 2022

НЕ СЕЗОН
Солнечным мартовским деньком никто нас в Тихом Плёсе не ждал. Да и не только нас – вообще никого. Трубы не дымились, печки в избах не топились, пироги не пеклись, дорог внутри деревушки никто не чистил, петухи не кукарекали, кошки-собаки и те будто вымерли, подобно динозаврам в ледниковый период… Тихо, пусто, стыло, безлюдно. Потому как давно превратился Тихий Плёс в садовое товарищество, а дачники в снежную пору на дачи не ездят, в городе сидят – помидорную рассаду на подоконниках выращивают, потому что скоро сезон.
КРАСОТА ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА
тихий плес1
Ну, да Бог с ними, с дачниками. В Тихом Плёсе и без них есть на что посмотреть. Вот на эту церковь, хотя бы. Величественное строение, сберёгшее свою красоту аж с позапрошлого века. На покосившемся кресте колокольни рядком сидят вороны и с любопытством взирают на пришельцев, утопающих по колено в снегу – человекоподобных они не видели в этих краях с октября прошлого года – неужели уже сезон начался?
ХРАМ ЗАКРЫТ! – ХРАМ ОТКРЫТ!
тихий плес5
Обходя памятник прошлому по периметру с удивлением видим, что церковь вовсе не так позабыта-позаброшена, как видится издалека. В правом её крыле вставлены новые окна, а там, где не вставлены, оконные проёмы аккуратно закрыты полиэтиленом, законопачены, чтоб не дуло. На дверях – вполне себе новые замки, а на одной неприметной дверце, прямо на надписи «Храм закрыт!», приклеено объявление, которое гласит, что «Храм открыт!», и что собирается здесь народ каждое воскресенье с 13.00 до 15. 00, и что по возникающим всем вопросам надо звонить Георгию.
Звоним.
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ЗВОНИТЬ ГЕОРГИЮ
Георгий Белан («как Дима Билан, только через «Е», – уточняет обладатель звучной фамилии) рассказывает, что работать над восстановлением Храма положения Ризы Господней они начали всего полгода назад.
«Они» – это православные добровольцы, участники проекта «Куда ведут ручьи», которые занимаются восстановлением и консервацией разрушенных церквей Татарстана.
– Церковь Ризоположения построена в 1882 году, – говорит Георгий. – Она даже 1937 год пережила, когда все храмы закрывали. Но в 1940 ‑м её всё‑таки закрыли и осквернили – в ней хранили химикаты и удобрения. Тем не менее, здание достаточно хорошо, по сравнению с другими храмами-ровесниками, сохранилось. Мы недавно установили новые деревянные окна – копии тех, которые были утрачены в советское время. Помогали ребята из столбищенской столярной мастерской, местные жители собрали деньги. Монтировали окна мастера бесплатно. Сейчас столяры делают окна для второго этажа…
тихий плсе4
КУДА ВЕДУТ РУЧЬИ
За подробностями Георгий отправляет нас к консультанту проекта Галине Владимировне Опря, которая может рассказать не только о храме, но и обо всех неравнодушных к делу его восстановления. Оказывается, вот такими хорошими делами у нас в Татарстане занимается молодёжь – парни и девушки от 18 до 35 лет, всё восстановленное – дело их рук. Мы узнаём об Артёме Гаранине, руководителе молодёжного отдела Казанской Епархии, который является инициатором направления деятельности молодёжи. Об Анне Стойловой, руководителе проекта «Обретение». О краеведе Артуре Тумакове, тщательно изучающем все архивные документы – без этого в деле восстановления ли, консервации ли памятников – никак. Об Отце Пимене, благочинном Верхнеуслонского района, с назначением которого оживилась вся деятельность по восстановлению храмов в районе. И конечно же, о Владиславе Ларкине, молодом строителе-предпринимателе, который занимается восстановлением храмов:
8_Владислав Ларкин
– Понимаете, – объясняет Владислав свою позицию, – церковь – это дом Божий. И если мы находим время на поддержание порядка в своем родном доме, то должны найти его и для храма. Нужно стараться жить, выполняя заповеди Божьи и беречь православные традиции Руси.
Павел Марьин, директор «Центра устойчивого развития сельских территорий», возглавляет движение «Куда ведут ручьи»:
– Если в деревне восстановить церковь, наладить её работу, то деревня начнёт возрождаться, – говорит он. – Люди начнут объединяться вокруг храма. Такие случаи уже есть – в Юматово, например, тоже здесь недалеко, в Верхне - услонском районе – начали храм восстанавливать и приехали в деревню люди.
9_Павел Марьин
НЕПРИСТУПНОЕ КЛАДБИЩЕ
Сразу за храмом – кладбище. Пробраться к нему нет никакой возможности – подступы к нему завалены снегом, в который проваливаешься сразу по пояс, а то и выше. За кладбищем дом, во дворе которого тоже виднеется клад - бищенский крест. Кого ‑то похоронили прямо во дворе?
На этот вопрос Галина Владимировна ответа не знает.
– Эта деревня для меня такая же загадка, как и для вас. Знаю, что было такое, когда старинные памятники с кладбища некоторые увозили себе на участки, как ‑то их там приспосабливали в хозяйстве… Бог им судья. Я только про церковь рассказать могу…
И рассказывает. История действительно интересная.
КУПЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Оказывается, Ризоположенская церковь принадлежала общине старообрядцев. Они вон и ремонт кровли сделали. На большее средств не хватило. Но с 2010 года храм был заброшен. В 2019 году начались работы по возрождению.
Нынешний вид церковь получила стараниями казанского купца Павла Александровича Прибыткова в 1877 году. За помощью к нему обратились крестьяне, которым не хватало денег на ремонт старой деревянной, но очень известной по тем временам церкви.
Купец помог, чем мог – и средства выделил и проект заказал. А вот этот самый красный кирпич, неподвластный времени и погоде, пожертвовал для храма свияжский купец Федор Тихонович Каменев. Купцы средств не жалели, потому как главной святыней этого храма была частица Ризы Господней, помещавшаяся в серебряном кресте, которую завещал скончавшийся в Тихом Плёсе инок.
– И где сейчас та частица? – Там же, наверное, где серебряный крест, в котором она помещалась… – разводит руками Галина Владимировна. – Незнамо где.
ПРО ЧУДЕСА РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ
Подробности про ту самую чудотворную святыню рассказывает Артур Тумаков, исследователь православных приходов:
– Частица Ризы Господней с незапамятных времён хранилась в Тихоплёсском храме в серебряном вызолоченном крестике, – говорит Артур и зачитывает описание святыни: «Мера крестика в вышину не более одного вершка, частица весьма малая, продолговатая, и как бы тёмно-коричневого цвета, утверждена внутри крестика в мастике». Историю её появления в храме записал в 1873 году священник Иоанн Можаровский со слов старожилов: «Сия частица ризы Господней принесена сюда одним неизвестным иноком, который на пути из Москвы в Свияжск якобы заболел в Тихом Плёсе, и, чувствуя приближение своей смерти, пригласил к себе для напутствования местного священника, и на духу открыл ему, какая при нём находится святыня, приобретённая им в московском Успенском соборе, и в случае своей смерти завещал эту святыню в приходскую оного села церковь, с тем, чтобы тело его было похоронено при церкви. Инок скончался и был погребён на церковном погосте, а частица ризы Господней поступила в дар церкви».
Она долгое время привлекала в храм богомольцев и паломников из различных уголков Казанской и соседних с ней губерний. В 1870‑ых отмечалось, что в день престольного праздника во время молебнов нерукотворённому образу Спаса, крестик с ризою Господнею погружали в воду и ту воду пили, твердо веруя в спасительную силу сей освящённой воды.
Благодаря священнику Иоанну Можаровскому мы имеем возможность ознакомиться с чудом, записанными им лично со слов старожилов и участников: «Неизвестно по какому случаю, рассказывали старожилы, но только велено было взять из нашей церкви ризу Господню и перенести её не то в Казань, не то в Свияжск. Пришли посланные, подняли ковчег с ризою Господнею и понесли его из села; наши обыватели все от мала до велика плакали навзрыд, провожая из села святыню... Но вот какое Господь сотворил чудо: когда нёсшие ковчег стали приблизиться к реке Свияге, чтобы переправиться на ту сторону, вдруг всех их поразила слепота, и они ничего не могли видеть впереди себя; когда же обратились назад, лицом к селу, опять стали видеть по-прежнему, и эта перемена повторялась с ними до двух раз. Тогда, уразумев, что Богу не угодно, чтобы святыня вынесена была из села, посланные с честью возвратили её в церковь».
«ДЯДЕНЬКА МАТРОСКИН»
Почему дачники избрали Тихий Плёс местом своего отдыха понятно. Летом здесь очень живописно. Отсюда открывается чудесный вид на Свияжскую пойму‑на низменное левобережье, на заливные луга. От красоты панорамы захватывает дух.
Но не всегда Тихий Плёс был Тихим Плёсом. В незапамятные времена называлась деревня Тихое Плёсо Ягодное. И земли эти принадлежали Свияжскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю.
тихий плес
Эти сведения выдал нам «дяденька Матроскин» – именно так представился мужчина, подкативший к исходу нашей экскурсии, к пустынному посёлку на «Ниве».
– Посмотреть приехал – всё ли в порядке, а то скоро сезон начнётся, – поведал он. Почесал затылок, но даже на «Ниве» не рискнул штурмовать сугробы. – Подожду недельку, может, растает снег…
ДАЧНИКИ СПАСЛИ ТИХИЙ ПЛЁС
– Само село исчезло ещё в 70-х, – продолжил «дяденька Матроскин». – Как и все маленькие деревушки уж. Народ разъехался кто куда – работать-то негде, колхозы развалились: и «Спартак», и «Заря», и «Новая жизнь»… Ладно хоть дачники понаехали, а то бы совсем кирдык этим местам пришёл.
Про всё про это в книге написано – «Верхний Услон» называется. У меня в домике есть она, но не проберёшься ж туда никак, сами видите.
Книгу «Верхний Услон: Край родной, навек любимый …» мы нашли. Там написано, что первым жителем и владельцем деревни Тихое Плёсо Ягодное в 1565году был Гавриил Елизаров. И было тогда в деревне шесть дворов.
Много чего Тихий Плёс повидал на своём веку. До 1572года во время опричнины отправляли в эти края народ в «казанскую ссылку». Вот и сослал сюда Иван IV воеводу, боярина, князя Андрея Ивановича Катырёва-Ростовского, «даровал» ему с царского плеча эту деревушку. Но недолго княжил боярин в Тихом Плёсе, убили его вскоре.
Через двести с небольшим лет, во время реформы Екатерины II в Плёсе проживали 119 душ «экономических крестьян», то есть, крестьян, которые относились к специальному органу управления – «Коллегия экономики».
Потом правый берег Волги заселили старообрядцы – поповцы…
Потом красные пришли, потом белые, снова красные… Дальше вы знаете.
– Спокойные-то дни по пальцам пересчитать можно, – вздыхает «дяденька Матроскин». – Но у нас тут хорошо летом, тихо-спокойно. Никаких салютов, как в городе. Заслужила покой деревня. Да и название обязывает.
«ИЗ ПОРЯДКА И ТИШИНЫ В КАЖДОМ ДОМЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ПОРЯДОК  В МИРЕ»
Наслушавшись тишины и надышавшись кислородом, к вечеру возвращаемся домой и находим ВКонтакте группу «Куда ведут ручьи». А там прямо в тему дню сегодняшнему, от имени и по поручению тихого местечка Тихий Плёс:
• «Когда вокруг растёт хаос, важно, чтобы каждый из нас сохранил порядок вокруг себя. Буквально в том, до чего можете дотянуться рукой.
• Готовьте семье завтраки и делайте с детьми уроки. Творите чистоту в своём доме. Вяжите цветные свитера, месите тесто на пироги. Разберите бардак в шкафу, сортируйте отходы – это ваш вклад в мировой порядок
• Остановите вацап-безумие с пересылками новостей, не тревожьте сердца друзей и родных. Не множьте зло, не тащите в свою семью чад и панику бесконечной ленты новостей и комментариев. Это время потратьте на сотворение добра в своём доме. Молитесь за покой ушедших близких – они основа наших родов. Держитесь в желании повысить голос на детей‑не мните их души своей тревогой и страхом, они – будущее.
• Из порядка и тишины в каждом доме складывается порядок в мире. Из порядка внешнего равновесие войдёт и в мысли.
10
• Рядом с нами люди, для которых важно наше равновесие и наше внимание. Сейчас это наши дети, наши родители. Дальше этих людей будет больше. Мы для них – опора. Но что опора для нас? Наши корни, наше наследие, наши духовные истоки. Литой фундамент, который держит нас.
• Если вы перестали его ощущать, собирайтесь и езжайте в любой храм, где идут труды, работайте с нами. Берите в руки камни, которые прожили десять сроков ваших жизней. Читайте молитвы, которые прошли миллионы губ, сердец, горестей и благодарностей.
• Возможно, очень скоро наша помощь понадобится другим людям – тем, кому труднее нас. И поэтому важно сейчас самим удержать себя в порядке.
На фото мы, «Ручьи» – Влад, Алексей, Александр, Марина и Иван ‑ в Тихом Плёсе».
КАК ДОБРАТЬСЯ:
С автодороги М-7 Москва – Уфа, через 2,7 км после моста через Свиягу. Через 2 км после поворота на Татарское Бурнашево поверните налево. Через 4,5 км – Тихий Плёс. Опознать его можно по церкви, которая расположена справа от дороги.
КОГО ВСПОМНИТЬ:
Коренных жителей в Тихом Плёсе совсем не осталось. Но «дяденька Матроскин» назвал нам несколько фамилий тех, кто жил здесь в былые годы. – Их фамилии на крестах на кладбище написаны. Мы, как снег сойдет, ходим туда убираться. Имена у них старинные, сейчас так не называют: Мирон Караев, например. Или Варвара Лабутина. Тюнегин Михаил Никонорович – 150 лет ему было бы в прошлом году. Я почему запомнил? 100 лет ТАССР было в прошлом году, и глаз у меня автоматически вылавливал такие юбилеи. Вот Тюнегин был 1871 года рождения. Тюнегин Никонор Лаврентьевич – отец его, судя по всему – тоже там похоронен. У меня жена переписывалась в «Одноклассниках» с одной женщиной, которая родом отсюда. Она рассказывала про свою бабушку, которая говорила, что село было очень богатое, что она ходила в церковно-приходскую школу при нашей церкви и закончила её с похвальной грамотой. Что учила её учительница, которую за успехи этой самой бабушки (тогда ещё совсем не бабушки) наградили отрезом на платье. А в 1923 году она в этой церкви венчалась. Добрым словом ещё можно настоятеля храма иерея Димитрия Михайловича Шишокина, которого арестовали по доносу в 1918 году и расстреляли. Современники вспоминали об отце Дмитрие, как о добродушном и приветливом «народном батюшке». Реабилитировали батюшку через 81 год - 30 ноября 1999 года.
ЧЕМ ПОМОЧЬ:
3 мая - день поминовиния усопших Радоница. На кладбище соберутся родственники усопших сельчан и православные добровольцы. Будут наводить там порядок, вспоминать историю села. А 7 мая в храме Тихого Плёса состоится концерт инструментальной музыки. Говорят, в этой церкви уникальная акустика.
Татьяна Вафина

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: