Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
66 лет преподавательского счастья

66 лет преподавательского счастья

Поколение, которое, не обращая внимания на суровые времена, на тяжёлые реалии, на порой невыносимые условия жизни, не ныло, не жаловалось, не сдавалось, а, преодолевая любые трудности на своём пути, шло вперёд, делая этот мир лучше, краше, комфортнее. Они строили дороги, возводили мосты, электростанции, заводы, защищали родину в боях, восстанавливали разрушенную войной мирную жизнь. «Татарстан» продолжает собирать своих героических земляков и слушать их полные приключений истории жизни. Итак, история №4. Как Надежда Сафарова «заработала» 66 лет преподавательского счастья

17 ноября 2022

Путь от голодной второклассницы, в один день решившей стать учителем, до заслуженного учителя школы РСФСР был полон тягот и испытаний. Но сама Надежда Саидовна Сафарова (Исмаилова) в свои 85 обо всех пережитых трудностях отзывается легко: «Это всё ерунда и чепуха!» Потому что в её жизни было и есть главное – любовь к детям и их ответная любовь.
Хороший учитель – это проводник во взрослый мир, позволяющий найти юной, неокрепшей личности правильные ориентиры и точки опоры. А был ли у самой Надежды Сафаровой такой проводник в жизни?
772
ПРОВОДНИК ВО ВЗРОСЛЫЙ МИР
– Мне тогда было лет восемь… Таджикский город Регар, 1946 год. В один холодный – просто ледяной! – зимний день сосед дядя Коля достал где‑то бидончик керосина и отправил меня его продавать. А у меня из одежды только мужской пиджак, подвязанный верёвкой, тряпки на ногах (носков не было) и галоши 41‑го размера. Стою с этим керосином на рынке – чувствую, как мороз добирается до самых внутренностей. Вдруг слышу: «Девочка, почём керосин?» Отвечаю полумёртвыми от холода губами: «50 рублей…» Денег у мужчины при себе не оказалось, и он попросил меня пойти с ним домой. Дверь барака открывается – и меня тотчас оглушает невероятным запахом. Это был борщ с укропом, но я тогда даже не знала, что это такое. Хозяйка посмотрела на меня и сразу всё поняла. Усадила меня за стол и налила полную миску борща. И дала кусок хлеба. Этот вкус я никогда в жизни не забуду… Я буквально очумела от тепла и сытости! А потом женщина порылась в шифоньере и достала пару шерстяных носков, размотала тряпки на моих ногах и надела на меня эти носки. Счастью моему не было предела! Уже потом я узнала, что мужчина, приведший меня к себе домой, – учитель русского языка и литературы. В тот день я поняла, что нет людей более добрых, тёплых и человечных, чем учителя русского языка и литературы. И решила, что и сама буду такой.
4 (2)
0098
ПАРИЖАНКА ИЗ СТАЛИНАБАДА
Надежда до сих пор помнит свой первый урок в одной сталинабадской школе, куда её направили на практику после окончания третьего курса пединститута. Это был десятый класс – урок, посвящённый творчеству Маяковского.
– Вызываю я к доске ученика – он выходит и начинает читать стихотворение о советском паспорте. Я подхожу ближе, и класс вдруг взрывается хохотом. Не могу понять, в чём дело! А потом догадалась: я едва достигала ученику до уровня груди, и со стороны это действительно выглядело комично. Вечером со смехом рассказываю о случившемся сестре. Она, ни слова не говоря, достаёт из шкафа обувную коробку, а в ней китайские замшевые босоножки на 10-сантиметровом каблуке. Вот так я немного сравнялась в росте со своими учениками. И с тех пор шпильки уже не снимала! Наверное, именно благодаря им ученики за глаза называли меня «парижанкой».
00
АВАНТЮРА ЧИСТОЙ ВОДЫ
Четыре года проработав в Таджикистане, Надежда вместе с мужем и маленьким сыном переезжает на родину супруга – в Татарию. И здесь её постигает первое испытание: в городе Лениногорске, где обосновалась семья Сафаровых, не оказалось вакансии учителя русского языка и литературы…
– Чтобы не сидеть без дела, я пошла работать в редакцию газеты «Заветы Ильича» – переводчиком с татарского языка на русский. Это была авантюра чистой воды, ведь, родившись в Златоусте и живя в Средней Азии, я слышала татарский язык только из уст моих родителей – сама не говорила на нём. Два огромных словаря стали моими настольными книгами на тот период. Язык изучала, как говорится, в полевых условиях. Не обошлось, конечно, и без казусов. Однажды мне в работу поступил материал о том, как колхозы готовятся к весенней посевной. И вот в тексте мне попадается предложение о том, как «карданваллар эшлилэр* ». Я не знала о существовании слова «карданвал» и перевела буквально: «из снега делают валы». Вы не представляете, какой втык я получила за безграмотный перевод! Но у меня была своя логика: валы из снега – это чтобы удерживать на полях снег, чтобы воду для полива экономить… Период работы в редакции стал для меня настоящей школой татарского языка, и без ложной скромности скажу, что я с блеском сдала этот экзамен, ведь спустя годы меня пригласили преподавать татарский в гороно!
ВАЖНЫЙ УРОК
Прошло время, и Надежде удалось устроиться на работу по специальности – воспитателем в школе-интернате, которая была сформирована из двух детдомов. И в первый же день работы наша героиня получила урок, который помог ей стать учителем не по диплому, а по жизни.
– Мне достался 4‑й класс, и он был очень разношёрстным: одному ребёнку 10 лет, другому – 15… Трудные дети со сложной судьбой – все сироты. И вот первый рабочий день подходит к концу. Дети поужинали, уроки сделаны, гигиенические процедуры пройдены – сначала я захожу в спальню девочек, чтобы пожелать им спокойной ночи. Там уютно: на каждой тумбочке куколка или яркая картинка, девчата переговариваются, хихикают. Желаю им добрых снов, выключаю свет, выхожу. На очереди – мальчики. Захожу, а у них не спальня, а казарма – одни стриженые головы торчат из‑под суконных одеял. Сердце сжалось… Спрашиваю у ребят, как у них дела. Один из них (до сих пор помню его имя – Ахнаф) просит подойти. Просто поговорить. О какой‑то ерунде… Укрываю его, глажу по плечу, желаю доброй ночи. Собираюсь выключить свет, как вдруг слышу: «А ко мне?» И так сорок раз… Помню, как вышла из спальни и расплакалась. И поняла, что жизнь только что преподала мне очень важный урок – эти хулиганистые, сильные и, казалось бы, неуязвимые мальчики нуждаются в любви, внимании и тепле гораздо больше, чем девочки.
8(1)
ЧЕРЕЗ 20 МИНУТ ПОСЛЕ ПЕНСИИ
После школы-интерната Надежда Сафарова несколько лет преподавала язык и литературу в разных школах Лениногорска, пока её не пригласили директором в одну из них. А затем, уже в конце трудовой деятельности, попросили возглавить методкабинет в гороно. Казалось бы, достойное окончание достойной карьеры. Но наша героиня даже не догадывалась, какая жирная запятая последует после этой точки!..
– Итак, 1992 год. Я только что оформила пенсию, собрала личные вещи и грустная возвращаюсь домой. Вставляя ключ в замок, слышу телефонный звонок в глубине квартиры, быстро вхожу, беру трубку. Оказалось, звонят из педагогического института – там только что открылось два новых отделения и остро не хватает кадров. Не могла бы уважаемая Надежда Саидовна взять курс старославянского? А древнерусского? Ой, а может, и логики? А как насчёт курса этики? А эстетики? А что по поводу диалектологии? Так, может, и введение в языкознание тогда и культурология? Ну и зарубежная литература – да, все четыре века…
Так, побыв на пенсии ровно 20 минут, я стала преподавателем целых 17 предметов. Конечно, это был подарок судьбы. Мне пришлось не просто работать, а пахать, чтобы восстановить и нарастить объём университетских знаний. Ведь я хотела, чтобы мои студенты не просто отсиживали часы, а сидели разинув рты и уходили с лекций буквально оглушённые. В тот период я вообще разучилась спать! Было так интересно, захватывающе, волнительно – это был настоящий вызов! Я наслаждалась, наблюдая процесс превращения талантливых студентов в моих коллег – учителей. И именно тогда я поняла, как Бог любит и охраняет меня – через работу… Ведь в 95‑м году погиб мой сын. Я бы не вынесла этого удара, если бы у меня не было работы. А ещё через 10 лет ушёл из жизни муж – и тогда меня тоже спасла работа…
ПРАВИЛЬНЫЕ КНИГИ
Если вы думаете, что, 20 лет «отпахав» в институте, Надежда успокоилась, то глубоко заблуждаетесь! После завершения преподавательской работы началось десятилетие, посвящённое репетиторству.
– В «наше время» репетиторов не было. Потому что не было в них необходимости. Не секрет, что уровень образованности современных детей снизился по сравнению с теми временами, когда мы были «самой читающей страной в мире». Да-да, дети перестали читать и стали заложниками иллюзии, что всю необходимую информацию они могут получить одним движением пальца – в интернете. Но информация не равняется знаниям! Чтобы она стала знанием, мозг должен проделать огромную работу: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. И есть только один способ сделать это – книги. Более того, я вам скажу, возможно, крамольную для учителя вещь: грамоте не нужно учиться специально – достаточно много читать. Я своих учеников не просто заставляла читать – я давала им литературу, привязав её к историческому контексту. Так у ребёнка и пробуждается интерес к содержанию книги, и расширяется кругозор. Поразительно наблюдать, как человек, открывший для себя радость чтения, меняется внешне: распрямляются плечи, более живым и острым становится взгляд, а главное – речь становится связной и богатой. Была у меня одна ученица, которая разговаривала только междометиями. И в классе она, соответственно, была изгоем. Но не прошло и полугода наших занятий, как одноклассницы, которые игнорировали девочку, начали искать её общества – так увлекательно она рассуждала на любую тему! И всё это благодаря правильно подобранным книгам.
– ТАК, ПОБЫВ НА ПЕНСИИ РОВНО 20 МИНУТ, Я СТАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ЦЕЛЫХ 17 ПРЕДМЕТОВ. КОНЕЧНО, ЭТО БЫЛ ПОДАРОК СУДЬБЫ. МНЕ ПРИШЛОСЬ НЕ ПРОСТО РАБОТАТЬ, А ПАХАТЬ.

В 2020 году я выпустила во взрослую жизнь своего последнего ученика. То есть мой преподавательский стаж длился – страшно сказать! – 66 лет. И я с гордостью могу сказать, что не зря жила. Мне постоянно звонят ученики, приходят в гости. И часто говорят, что при встрече с одноклассниками вспоминают только мои уроки… Есть ли бОльшая награда для учителя? Я счастливый человек!
Фото из архива Надежды Сафаровой

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: