Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Дорогой судьбы

Дорогой судьбы

45 лет своей жизни Валерий Барсуков посвятил дорожному строительству. – Не считали, сколько дорог за это время построили, отремонтировали, реконструировали? – спрашиваем его. – Недавно прикинул – больше 3,5 тысячи километров получилось. – Да это же как из Казани до Красноярска доехать! В общем, история №5. Как Валерий Барсуков проложил 3 тысячи километров дорог

17 ноября 2022

Говорят, литературные критики не могут отдыхать за книгой, а театральные – смотреть премьеры просто так, для души. Интересно, а как строители трасс и магистралей ощущают себя, будучи за рулём?
– Стоит сесть в автомобиль, как во мне просыпается критик дорожный, – смеётся Валерий Игнатьевич. – Даже когда остальные восхищаются комфортной ездой, я невольно подмечаю недочёты: «Вот здесь можно было сделать ещё лучше, вот тут бы совсем немного подтянуть».
НА СТРОЙКАХ ВЕКА
В 1970‑е с дорогами было плохо. Одним из первых глобальных проектов, в которых довелось участвовать ещё молодому инженеру предприятия «Каздорстрой» Валерию Барсукову, стало строительство дороги Казань – Набережные Челны.
– Строить в те годы было непросто, – вспоминает он. – Возводили асфальтобетонные заводы, щебень везли с Урала, и порой это было той ещё задачей. Что касается техники, была она довольно незатейливой, всё делалось вручную, без автоматики. И никакого тебе 3D-оборудования!
Работы эти продлились почти десять лет, а затем «Каздорстрой» взялся за другие проекты. Такие, как Северный обход Казани или ещё одна «стройка века» – мост через Каму между селом Сорочьи Горы и Алексеевским. К слову, именно в Алексеевском судьба Валерия Игнатьева сделала новый поворот – команда только что созданной тогда компании «Алексеевскдорстрой» на долгие годы стала его трудовой семьёй. Вместе они принимали самые дерзкие вызовы, которые ставила перед ними республика, – решали дорожную проблему в 32 её районах.
ХАРАКТЕР – ОСОБЕННЫЙ
– У дорожников менталитет особый, – рассказывает Валерий Игнатьевич. – Только подумайте, каждый раз они начинают работу с чистого поля! Значит, нужно организовать для них все условия – от уборной до столовой. Предусмотреть, где будут жить. Так что нам приходилось не только организовать производственный процесс, внедрять современные технологии, новые материалы, повышать качество дорожных работ, но и о людях заботиться.
Порой строители дорог не видят свои семьи по нескольку месяцев. Только терпеливые и преданные своему делу люди способны на такой труд. И, как правило, за каждым таким строителем стоит такая же терпеливая и преданная семья.
– То была работа на износ?
– В шесть утра ты уже на работе, домой - в десять вечера. Выходные в основном зимой. Но не «износился», живой, – смеётся Валерий Игнатьевич. – Это была норма нашей жизни – мы, дорожники, к такому привычны. Да и с мотивацией у нас всё было в порядке – платили хорошо, советская идеология тоже помогала. А ещё мне очень повезло расти под началом больших профессионалов – Владимира Ивановича Усатенко, Рината Хабибовича Шафикова, Игоря Васильевича Ярцева и, конечно же, Фоата Валиевича Валиева...
_A060206
ПО СЧАСТЛИВОЙ СЛУЧАЙНОСТИ…
А ведь всё могло сложиться по-другому. О карьере дорожника новоиспечённый выпускник школы Валерий вовсе не мечтал – в его планах было сразу же пойти работать. Но друзья уговорили поступать в Казанский инженерно-строительный институт. За компанию. В итоге из всей компании поступил только он один.
– Да, начинал свою карьеру вот с такой случайности, – говорит Валерий Барсуков. – А, оказалось, нашёл дело своей жизни! Очень полюбил я эту работу.
– ПОРОЙ СТРОИТЕЛИ ДОРОГ НЕ ВИДЯТ СВОИ СЕМЬИ ПО НЕСКОЛЬКУ МЕСЯЦЕВ. ТОЛЬКО ТЕРПЕЛИВЫЕ И ПРЕДАННЫЕ СВОЕМУ ДЕЛУ ЛЮДИ СПОСОБНЫ НА ТАКОЙ ТРУД. И, КАК ПРАВИЛО, ЗА КАЖДЫМ ТАКИМ СТРОИТЕЛЕМ СТОИТ ТАКАЯ ЖЕ ТЕРПЕЛИВАЯ И ПРЕДАННАЯ СЕМЬЯ.

Он же стал родоначальником семейной династии: по стопам Валерия Игнатьевича пошёл и его родной брат Юрий, а также три племянника. Впрочем, Барсукову удалось создать династию не только семейную, но и трудовую.
– Изначально я должен был организовать учёбу и повышение квалификации инженерно-технических работников – такую задачу поставил передо мной «Алексеевскдорстрой». Работа должна была занять не более двух лет. Но в итоге я задержался там почти на двадцать. Будучи главным инженером, всегда думал, что нам нужна достойная смена. Те молодые ребята уже давно превратились в опытных грамотных специалистов, способных строить дороги качественно. Даже не побоюсь сказать, на века! Так что смена получилась действительно достойная.
Фото: Александр Ефремов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: