Агрызский район. Вперёд, в светлое будущее!
В сказки про принцев на белых конях сейчас уж мало кто верит. Мол, где они, эти принцы-кони?.. А зря не верят, между прочим! Вот мы совершенно неожиданно, например, нашли местечко, откуда они появились. На гербе Агрызского района вот он – настоящий принц на белом коне. Из описания герба узнаём следующее: «...Сидящий на коне всадник в национальной татарской одежде, отражает легенду об основателе поселения по имени Агрыз. Устремлённая вперёд рука всадника символизирует стремление жителей Агрызского района к светлому будущему, а расположенная вверху щита восьмилучевая звезда («роза ветров») также символизирует соединение усилий всех народов, населяющих район, в достижении общих целей». Что ж, это мы удачно заехали. Светлое будущее в таком районе, да с таким принцем нам обеспечено.
ЯГОДНЫЕ МЕСТА
Пять минут езды от крохотной деревушки Касаево – и мы на «южных» плантациях фер- мера Амины Ахмадиевой. Нет, это не персики или авокадо, но и не рапс или гречиха. В районе, который, по оценкам, является самым холодным и влажным в республике, Амина апа умудряется выращивать ягоды в промышленных масштабах. Плантации, уходящие к горизонту, – её клубничное поле.
– На варенье хватает?
– Побольше немного, – улыбается женщина. – С двух гектаров в этом году собрала три тонны ягод. В августе поспеет второй урожай, думаю, будет ещё столько же.
Клубника у Ахмадиевой сладкая, душистая, и со сбытом никаких проблем: помогает интернет. В основном товар уходит на «экспорт» – в Ижевск, Сарапул, приезжают за ягодами и из Набережных Челнов. Цены вполне рыночные, оптовики платят по 400 рублей за килограмм.
Сколько вкладывается труда, чтобы заработать эти 400 рублей за килограмм, полагаем, вам популярно объяснит любой садовод-любитель. Вырастить достойный урожай клубники на своих двух‐трёх сотках – уже сродни подвигу, на который не каждый способен. Амина апа же одна обрабатывает ягодное поле в два гектара.
– Да не совсем уж одна, – скромно уточняет Ахмадиева, – в сезон приходится брать помощников, четыре‐пять человек. Вместе работаем, вместе урожай собираем. Главное, чтобы погода дарила поменьше сюрпризов.
С погодой пришлось всерьёз повоевать, когда Амина Илгизовна начинала свой бизнес. В 2018 году отвела под клубнику первые восемь соток и получила 400 килограммов ягод. Решила, что дальше будет выращивать её в защищённом грунте, расширила площади. Вместе с сыновьями, которые приезжали помогать из города, наладила капельный полив, построила теплицы. Но они в итоге не устояли перед сильными ветрами... Год спустя новая напасть: зимой кусты не выдержали испытания морозами, помёрзли...
На ошибках учатся. Сегодня Ахмадиева знает, как обрабатывать, укрывать клубнику, чтобы она пережила самую суровую зиму, и разбирается в тонкостях подкормки, выращивания, в перспективных сортах не хуже профессионального агронома. В прошлом году собрала рекордный для себя урожай – шесть тонн ягод. А наладить серьёзный бизнес, убеждена, ей помогли гранты для начинающих фермеров – выигрывала их дважды, получила три миллиона рублей.
Всё верно, только не меньше грантов помогла делу фантастическая работоспособность этой худенькой энергичной женщины. Отдых, праздность, свободное время – это не про неё. Какое свободное время, если помимо гектаров клубники у тебя в хозяйстве ещё три коровы и поле, засеянное кормовыми культурами?
КФХ Ахмадиевой – лишь одно из 50 крестьянских фермерских хозяйств Агрызского района. КФХ и индивидуальные предприниматели обрабатывают почти сорок процентов пашни. В прошлом году они произвели примерно треть всей продукции растениеводства и животноводства в районе.
А якорным сельхозпроизводителем здесь является ООО «Навруз» – 70 процентов всей животноводческой продукции Агрызского района производится на этом предприятии.
– С двух гектаров плантаций в этом году собрала три тонны ягод. В августе поспеет второй урожай, думаю, будет ещё столько же, – улыбается Амина Ахмадиева.
МЕГАФЕРМА В ПЕРСПЕКТИВЕ
Проблемы? Они в районе примерно те же, что у любой сельской глубинки. Молодёжь всё больше выбирает города. Как бы ни была замечательна природа родных мест (Агрызский район – это и Кама, и Иж, а лесов здесь больше чем в любом другом районе РТ), необходимость работать от зари до зари, пусть и в собственном фермерском хозяйстве, прельщает не всех.
Но сетовать на общие тенденции и ничего не предпринимать – не в характере агрызцев. Здесь убеждены: у села есть будущее, а сегодняшние результаты в животноводстве и растениеводстве – лишь отправная точка для дальнейшего роста, и количественного, и качественного. И убеждение подкрепляют реальными действиями.
Сразу после клубничных плантаций нам показали поле с уже вымахавшей выше человеческого роста кукурузой. Показали не без умысла. Поле обещает хороший урожай, но в данном случае даже это не главное. Засеял его инвестор из Удмуртии, который приходит на агрызские земли всерьёз и надолго. Рядом с кукурузным полем – памятный камень, его заложили в июне на месте будущей агрофермы, которую инвестор, ООО «СобинАгро-Агрыз», планирует открыть уже в будущем году.
– Это будет мегаферма на шесть тысяч голов дойного стада с единовременным содержанием восемнадцати тысяч голов крупного рогатого скота, – с энтузиазмом рассказывает Ильгиз Салихов, руководитель исполкома Агрызского муниципального района. – Автоматизированные процессы, компьютеры, две доильные карусели, каждая из которых рассчитана на дойку сразу семидесяти двух коров... – современный высокопроизводительный комплекс.
Инвестор намерен вложить в проект порядка четырёх с половиной миллиардов рублей. Деньги серьёзные, но агрызцы считают, что будущие хозяева комплекса всё хорошо продумали. Поля, которые они берут в аренду с правом дальнейшего выкупа, идеально подходят для обработки, рынки сбыта продукции – в 50-100 километрах... Словом, это тот случай, когда выиграть должны все. Производство молока в районе вырастет в разы, а 100 рабочих мест на современном высокотехнологичном предприятии – это возможность привлечь сюда молодёжь. Весь комплекс планируется построить к 2027 году.
– Это будет мегаферма на шесть тысяч голов дойного стада с единовременным содержанием восемнадцати тысяч голов крупного рогатого скота, – с энтузиазмом рассказывает Ильгиз Салихов.
Сразу после клубничных плантаций нам показали поле с уже вымахавшей выше человеческого роста кукурузой. Поле обещает хороший урожай.
ШКОЛА КАК ТОЧКА РОСТА
Не одной работой жив человек. Побывав в расположенной неподалёку от будущей мегафермы деревне Кадыбаш, мы убедились, что с досугом у тех, кто пожелает связать своё будущее с сельским хозяйством, проблем здесь точно не будет. Дом культуры, который вот‐вот откроется после капитального ремонта, по‐хорошему удивил. Сцена, зрительный зал, гримёрки, спортзал – всё по‐столичному удобно, современно, всё со вкусом.
– Современные типовые клубы, конечно, удобные и компактные, но этот строилсятв советское время. Большой, помпезный, с высоченными потолками. Поэтому решились на капитальную реконструкцию, – рассказывает Халил Закиров, глава Кадыбашского сельского поселения. – В результате получился настоящий дворец. Посмотрите, такой зрительный зал есть не в каждом городе. Откроется ДК – и к нам будут чаще приезжать театры, артисты. Концерты, форумы районного масштаба – всё здесь можно проводить. Кружки по интересам, секции... И всё это не только для кадыбашцев – для жителей окрестных сёл и деревень.
Кадыбаш – не самое большое село района, в нём сегодня меньше 400 жителей, и до райцентра отсюда больше пятидесяти километров. Но назвать его бесперспективным язык не повернётся. ДК, новенький ФАП, магазин, хорошие дороги – для нормальной жизни есть всё, что необходимо. Школа? Кадыбашская средняя школа, отметившая не так давно своё 125‐летие – это украшение села, и его опора, и его будущее.
Украшение – потому что сад, который сообща разбили учителя и ученики перед своей школой, – настоящий образец сельского ландшафтного дизайна. А десятки, сотни цветов разных видов – подарок каждого из выпускников разных лет: такая здесь традиция. Сад, к слову, именной – в память об учителе биологии Мунире Закировой, когда‐то его заложившей, его назвали «Сад Муниры».
Сад, который разбили учителя и ученики перед своей школой, – настоящий образец сельского ландшафтного дизайна. Сад именной – в память об учителе биологии Мунире Закировой, когда‐то его заложившей, его назвали «Сад Муниры».
Говорят, село живёт, пока есть школа. Школа Кадыбаша – действительно опора для села. Да, в ней сегодня всего 35 учеников (ещё шесть детишек ходят сюда в садик). Но педагогический коллектив, который почти тридцать лет возглавляет Фания Рашитова, такой, что никто из родителей и не подумает перевести чадо в другую, посильнее и комфортнее. Во‐первых, посильнее школу вы вряд ли найдёте – победы учеников в олимпиадах по физике, химии, математике говорят сами за себя, так же как и стабильно высокие результаты ЕГЭ. Больше того, здесь в рамках федерального проекта «Современная школа» открывается центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Появляются новые возможности для реализации программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей, проведения опытов и экспериментов с применением современного лабораторного и робототехнического оборудования. Так что наше будущее – оно тоже здесь, в стенах Кадыбашской средней школы.
Сельская школа и высокотехнологичное будущее, глубинка и грандиозные планы. Насколько всё это реально? Жизнь доказывает: даже самые фантастические планы могут стать реальными, если за дело берутся настоящие подвижники. Хотите в этом убедиться? Тогда вам нужно обязательно побывать в Иж-Бобье.
Кадыбашская средняя школа, отметившая не так давно своё 125‐летие, – это украшение села, и его опора, и его будущее.
– Дом культуры получился как настоящий дворец, – рассказывает Халил Закиров.
– Жизнь доказывает: даже самые фантастические планы могут стать реальными, если за дело берутся настоящие подвижники, – убеждён Ленар Нургаянов, глава Агрызского района.
Новенький ФАП.
ИЖ-БОБЬЯ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
Богатый деревянный особняк с резными наличниками. Когда‐то жилой дом купца первой гильдии Мухамеджана Ахмеджанова. Дом, не переживший войн и революций, в наше время восстановили по старинным чертежам и фотографиям. Обязаны были восстановить: медресе, основанное Мухамеджаном, его дети: Губайдулла, Габдулла и Мухлиса – превратили в передовой образовательный центр, известный во всём тюрко‐мусульманском мире.
Это здесь, в Иж‐Бобье, в конце XIX – на‐ чале XX века внедрялись революционные по тем временам методы преподавания, учили светским наукам. Здесь шакирды осваивали тригонометрию, геометрию, изучали русский, французский, арабский языки. Здесь появилось первое в России мусульманское училище для женщин. Здесь преподавала легендарная Мухлиса Буби – позже она станет первой и единственной женщиной‐казыем в мусульманском мире...
В Иж‐Бобью в начале XX века приезжали за знаниями мусульмане из всех городов Российской империи: из Москвы и Санкт‐Петербурга, Казани и Бухары, Самарканда и Ташкента... Приезжали не в столичный город – в глубинку, откуда даже до ближайшего провинциального Сарапула было почти пятьдесят вёрст!
Богатый деревянный особняк с резными наличниками – когда‐то жилой дом купца первой гильдии Мухамеджана Ахмеджанова.
Раиф Гараев, директор музея истории села Иж-Бобья, рассказывая гостям о подвижничестве Мухамеджана Ахмеджанова и его детей, не устаёт напоминать: они делали всё, чтобы из стен медресе выходили образованные люди, способные быть успешными в светском мире. Показывает любопытный документ: недельную сетку часов для мужского медресе, датированную 1909 годом. Судя по ней, на русский язык отводилось
12 часов в неделю – больше, чем на арабский и татарский вместе взятые. Такой факт.
– А ещё купцы привносили в сельскую глубинку многие технологические новации, – рассказывает экскурсовод. – В начале XX века в их доме были водопровод и даже... беспроводной телефон, о чм свидетельствует... сохранившийся донос «доброжелателя» уездным властям. В селе работали две водяные мельницы, две кумысолечебницы, двенадцать лавок и два кирпичных завода – на каждый кирпич ставилось клеймо изготовителя…
Возможно, эти кирпичные заводы и явились одной из причин того, что в Иж-Бобье до наших дней дошло немало памятников старины – их здесь, пожалуй, больше, чем в любом другом селе. Вот и родилась идея сделать всю Иж-Бобью сельским музеем под открытым небом – туристической Меккой. Грандиозный замысел, оформленный в виде большого красочного стенда, сегодня можно увидеть в стенах купеческого особняка.
Думаете, нереально? Упорства и трудолюбия агрызцам не занимать. И подвижники здесь не перевелись.
Недельная сетка часов для мужского медресе, датированная 1909 годом.
Лавка купца.
Добавить комментарий