Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
«Я тоже жил тогда в блокаде, но помню плохо. Страшный сон»

«Я тоже жил тогда в блокаде, но помню плохо. Страшный сон»

Мемуары счастливых

18 марта 2019

В военные годы 101‑я казанская школа приняла на обучение детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. Теперь в ней находится уникальный для Татарстана музей, посвящённый той страшной странице истории нашей родины. В конце января здесь собрались ленинградцы – ветераны, пережившие блокаду.
Альберт Комяков, председатель местной Казанской городской общественной организации «Ветераны Великой Отечественной войны – жители блокадного города-героя Ленинграда», о тяжёлом детстве, о своей героической маме и вкладе ветеранов в военно-патриотическое воспитание.

– К счастью, я был слишком маленьким, чтобы помнить ужасы блокадного Ленингра­да. На тот момент, когда меня от­туда удалось вывезти – это было зимой 1943 года, мне было всего три года. На память о том времени, когда в домах не было отопления и люди жгли всё, что могли найти – от деревьев до паркета, чтобы хоть немного согреться, мне остался хронический бронхит.
Моя мать рассказывала, на каком пределе возможностей тогда выживали люди. Как‑то она шла по улице с работы и была совсем обессилившая, мимо про­ходил краснофлотец, вёз за собой на верёвочке пустые детские сан­ки. Полозья случайно задели её, и ноги мамы подкосились. Но она удачно присела на те самые санки. Ведь если бы она упала, то уже не смогла бы подняться – и тогда пропали бы и мы с братом. Во­енный её даже не сразу заметил, такая она была истощённая и лёг­кая, а когда обернулся, то спросил, где она живёт, и довёз до дома.
«Ты хилый, слабый, куда тебе на тяжёлую работу, иди на пред­приятие, учись и пробивай себе дорогу», – уговаривали меня мужчины в поезде, когда я после окончания школы, окры­лённый всеобщим послевоенным оживлением в стране, отправился добровольцем на целину. Поезд проходил через Челябинск, там я вышел и устроился на местный машиностроительный завод, по­путно обучаясь на заочном отде­лении техникума.
С восьмого класса я начал понимать, что нужно хорошо учиться, стал целеустремлён­ным. Поэтому после Челябинска поехал поступать в МГУ. Гулял по университету, мечтал и… ре­шил вернуться к матери, в Ле­нинград. Отправился на вокзал. И тут, на Ленинградском вокзале в Москве, встречаю своего давне­го школьного друга. Он уговорил меня поехать в Карелию, в Пе­трозаводск (тогда как раз везде играла песня «Долго будет Каре­лия сниться», звала нас за собой). Приехал, устроился механиком на завод и поступил на заочное отделение Петрозаводского госу­дарственного университета.
С супругой мы вместе уже 52 года, я познакомился с ней в международном лагере «Спутник» под Ялтой. Женив­шись, я привёз её в Петрозаводск. Но очень скоро она, беспокоясь об обострении моего ленинград­ского бронхита, уговорила пере­ехать в Татарию. Так мы здесь и обосновались, пустили корни.
К каждой должности я под­ходил ответственно. По-дру­гому наше поколение не мо­жет. Работал инженером, потом вёл партийную работу. На пенсию вышел замглавой администрации Московского района Казани, после чего мне предложили возглавить районный союз ветеранов, а затем избрали председателем организа­ции блокадников. Это тоже рабо­та по воспитанию патриотизма. Воспоминания очевидцев ценны.
С каждым годом всё меньше остаётся тех, кто мог бы прий­ти в школы и рассказать о том, что они пережили во время войны. Раньше чувство патриотиз­ма было гораздо сильнее, долгое время после войны память была жива, многие сами росли в войну и участвовали в ней. С 90‑х годов мы стремительно теряем очевид­цев того времени. Ориентиры ста­ли другими. Они меняются быстро и кардинально. Но сейчас ситуа­ция выправляется в лучшую сто­рону. Например, мой заместитель, Эльвира Турентинова, всю блокаду провела в Ленинграде и многое помнит. Только на февраль она за­планировала посещение 20 школ. Дети очень внимательно её слуша­ют, задают вопросы. Вся надежда на них – теперь уже они должны будут рассказывать своим потом­кам об ужасах войны, чтобы этого больше никогда не повторилось.
– 29 января Президент Татарста­на торжественно вручил нашему коллективу блокадников Благо­дарность за большой вклад в во­енно-патриотическое воспитание молодёжи и активную обществен­ную деятельность. Мы решили передать этот ценный документ нашей дорогой 101й школе. Спасибо им большое от бло­кадников за создание музея!
 1-2
 
Прошло уже 75 лет
С освобожденья Ленинграда.
Вот и название сменили,
Санкт-Петербургом окрестили,
Но всё же мы не позабыли,
Что сотворил геройский град…
Бомбёжки, голод и разруха,
Обстрелы частых канонад,
Но не сломили они духа
Твоих людей, мой Ленинград.
…Я тоже жил тогда в блокаде,
Но помню плохо. Страшный сон.
А в 43м вместе с братом
Нас вывезли под Кострому в детдом.
Я обращаюсь к вам, потомки:
Храните в памяти ту жизнь,
Когда ценой погибших миллионов
Сумели победить фашизм!
 
Альберт Комяков
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: