Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Человек, который смеётся

Человек, который смеётся

Какие цензоры есть у чувства юмора

21 января 2019

Александр Алёшин творит в жанре, которому не учат нигде, – он рисует карикатуры. Не какие-нибудь злодейские, с подковыркой. А разумные, добрые, вечные, которые заставляют улыбаться всегда, не взирая на смену лет, времён года и политических событий, – всегда актуальные и востребованные. Как ему удаётся столько лет по-доброму улыбаться через своих порой совсем не добрых героев? Сейчас узнаем.

КАК ПОЛУЧАЮТСЯ ХУДОЖНИКИ
– Я рос в семье художников, – рас­сказывает Александр. – С детства родители выписывали для меня «Мурзилку», «Весёлые картинки», «Чаян» – я любил их подолгу рас­сматривать. А в школе постоянно рисовал в тетрадках и учебниках всяких смешных человечков, кото­рые жили самостоятельной жизнью и веселили школьный народ.
В общем, учиться одноклассни­кам с Александром было весело. А когда юный «рисователь» чело­вечков вырос, поступил в Питер­скую художественную академию.
– Правда, не сразу, а через два года, – по-честному признаётся он, – когда приёмная комиссия убе­дилась в моём твёрдом намерении не сворачивать с избранного пути. А потом женился – жена моя тоже художник. Вместе мы произвели на свет дочку Анастасию, которую, как только чуток подросла, отдали в художественную школу.
КАК ВЫРАСТИТЬ НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНУ
Страсть к художествам привела Александра сначала в студию ди­зайна Республиканского центра технического творчества, затем – в дизайнеры мебели. Дело кон­чилось журналом «Чаян», где он вот уже 25 лет с серьёзным лицом рисует карикатуры.
– Я и с «Крокодилом» сотруд­ничал. Жаль, что нет больше этого журнала. Во времена СССР без «Крокодила» и «Чаяна» насто­ящего мужчину вырастить было невозможно. Вся пресса делилась чётко по возрастам и полам. Де­тям – «Мурзилку», подросткам – «Юность», дальше – «Смена», «Сту­денческий меридиан»… Женщи­нам – «Работница» и «Крестьянка», мужчинам – «Крокодил» и «Чаян». Тогда была бешеная популярность у юмористических журналов. Тогда мы были просто обречены на успех.
СТАРИКИ, ДЕТИ И ВОРЫ
Сейчас, конечно, мир поменялся. Экономика другая, подписка уста­рела, появился интернет. Вечного ничего нет. Кроме юмора. Он есть всегда, он просто перешёл в другие формы. Те формы, которые в ин­тернете, к сожалению, хаотичны, зачастую не профессиональны, не организованны, как и вся ин­формация, вываливаемая туда еже­секундно откуда ни попадя. Надо тыкаться, искать, а это не всегда
воспитывает правильный вкус. Ка­рикатуре ведь нигде не учат. А она призвана воспитывать в челове­ке не только чувство юмора, но и улавливать разницу между добром и злом в конечном итоге. Карика­тура воспитывает человека с помо­щью юмора. Карикатура в журнале не может быть пошлой, глупой, несмешной. Там строжайший от­бор – в «Чаяне» печатаются карика­туристы со всей страны. В журнале, в отличие от сетей, есть корректура, редактура, цензура – низкий по­моечный уровень здесь не пройдёт! Казанская школа карикатуры была одной из самых сильных в СССР. Благодаря «Чаяну», я считаю. Это как Екатеринбург стал столицей юмора благодаря уродившимся на его земле «Уральским пельменям». КВН вооб­ще дал много талантливых юмори­стов стране. Но многие ушли в по­шлость, в мат с экрана телевизора – эта такая категория американского юмора, очень низкий показатель. Дешёвый юмор на матерных штуч­ках. КВН сейчас тоже не студенче­ский, на них работают юмористы, якобы свежепридуманные шутки репетируют – игры превратились в шоу. Такой подход диктует вре­мя, но с чувством юмора подоб­ные штучки не проходят. У чувства юмора есть нравственные цензо­ры – это пожилые и дети. Именно они берут наш журнал на ура. А ещё его воруют в библиотеках и на вы­ставках, и, как оно ни прискорбно, это тоже хороший показатель вос­требованности.
alo21
a10
a9
ЮМОР – СОСТАВЛЯЮЩАЯ СЧАСТЬЯ
Любимая тема карикатуристов – это, конечно же, Новый год. Сюже­тов – великое множество: от глобаль­ного потепления до противостоя­ния Деда Мороза и Санта-Клауса. Рисовать на такие темы приятно, они улыбают всех, а это значит, я дарю людям хорошее новогоднее настроение, которое является со­ставляющей счастья. На Новый год ведь всегда желают нового счастья. Хотя я бы и от старого не отказал­ся! Счастье – это не синоним денег. Я знаю много богатых и очень не­счастных людей. Счастье – это когда твои близкие и родные дома, живы, здоровы, собрались вокруг ёлки, сме­ются. Телефоны мешают счастью. Они нас отвлекают от него – сиюми­нутного, которое здесь и сейчас. Ведь мы живём в последний раз на этом шарике – наслаждайтесь же каждой секундой, проводимой с детьми, внуками, любимой женщиной. У меня есть любимая жена, любимая дочка и любимый «Чаян» – больше мне для счастья ничего не надо. Же­лаю и вам такого же счастья!
 
 
Фото: Анастасия Васильева

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: