Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Дарит настроение «стейнвеям»

Дарит настроение «стейнвеям»

Самый сложный случай из его целительной практики? Пожалуй, когда пришлось, по сути, реанимировать... инструмент, за которым репетировал Мацуев. Василий Яворский, как вы догадались, не медик. Он - настройщик роялей.

22 января 2024

- Мацуева называют «истребителем «Стейнвеев*», – вспоминает тот случай Василий. – После его игры рояли не настраивать, а ремонтировать приходится. Мне доводилось иметь дело с роялем, на котором он только репетировал. Понимаете, инструмент – это сложная целая отлаженная система, так вот после Мацуева она вся рушится. Надо где-то что-то менять, подклеивать... Он просто и весьма габаритный, и экспрессивный исполнитель, поэтому и давление инструмент испытывает колоссальное...

МЕЖДУ ВОЛЕЙБОЛОМ И МУЗЫКОЙ

Яворский шесть лет работал настройщиком в Большом концертом зале, так что практически со всеми топовыми музыкантами пересекался. Михаил Плетнёв, Николай Петров, Денис Мацуев... Понятно, что и профессиональный уровень лекаря «Стейнвеев» соответствующий. Воображение сразу рисует образ эдакого маленького сухонького мастера почтенных лет. Тем удивительнее оказываются реалии. В здании фортепианного факультета Казанской консерватории меня встречает крепкий мужчина под два метра ростом. Высокий, спортивный, энергичный.

– Каким видом спорта занимались? – не удерживаюсь я от вопроса не по теме.

– Волейбол, ещё плавание... Вообще, родители не музыканты: мама – химик, папа – тренер по волейболу, так что передо мной одно время стояла дилемма: волейбольная площадка или музыкальный класс. Выбор сделал в пользу фортепиано.

– И как отец смирился с этим?

– У него в детстве не было возможности реализовать себя в музыке, хотя тяга и способности имелись. Вот он и не стал противиться.

Рассказывая о себе, Василий одновременно стучит по клавишам, подтягивает специальным ключом струны величественного «Стейнвея» – под неусыпным взглядом Сергея Рахманинова с портрета.

ИЗ СТОРОЖЕЙ – В НАСТРОЙЩИКИ РОЯЛЕЙ

В настройщики судьба Василия Яворского привела случайно. На первом курсе консерватории он устроился сторожем в детский сад. Во-первых, студенту деньги не лишние, во-вторых, инструмент всегда под рукой – занимайся не хочу. Но пианино оказалось жутко расстроенным, пришлось самому приводить его в порядок. Получилось. Стали приглашать в другие детские сады, со второго курса стал подрабатывать настройщиком уже в Казанской музыкальной школе No1. Практика год от года ширилась, и вполне логично, что после получения диплома он оказался в клавишной мастерской консерватории, стал членом Ассоциации фортепианных мастеров России.

На настройку ушли считанные минуты. Удивляюсь, что так быстро.

– На этом рояле часто играют, поэтому я смотрю его два раза в день – утром и вечером, – поясняет мастер. – А вообще, за инструментом постоянный уход нужен, многие этого не понимают. Это как с автомобилем: не хочешь проблем – чаще заезжай в автосервис на техобслуживание. Со «Стейнвеем» отдельная история, ему уход нужен особый. Не все это понимают. Бывает, приедешь
по адресу – там отличный старинный инструмент, но к нему никто годы не подходил, тогда просто разворачиваешься и уходишь. Это уже не музыкальный инструмент, а мебель.

МАСТЕРА В ДЕФИЦИТЕ

Оказалось, санкции осложнили жизнь и настройщикам: те же «Стейнвеи» делают в Германии, так что есть большие проблемы с комплектующими – они дорожают.

Например, сейчас килограмм (они прода- ются на вес!) струн стоит 8-9 тысяч рублей, до санкций – в три-четыре раза дешевле.

Но больше всего настройщика заботит то, что в их профессию не приходит молодёжь – нет пополнения. На Казань с десяток специалистов наберётся. А спрос есть, только
у нашего героя в обслуживании более сотни инструментов, включая фортепиано.

– Решили как-то в клавишную мастерскую пригласить на работу тех, кто предлагает
в интернете услуги настройщика, – рассказывает Василий. – Мы свою профессию боготворим, а новички приходили настолько непрофессиональные и при этом уверенные в себе, что просто обидно. Считают, что для того, чтобы называться настройщиком, достаточно в интернете что-то подсмотреть, купить минимальный набор инструментов и вперёд – деньги зарабатывать. Наш путь
в профессию был другим: музыкальное образование плюс учёба у наставников. Я ещё застал мэтров нашего дела Павла Ивановича Сигачёва и Николая Николаевича Титова. Отдельное спасибо Сайдашу Мубараковичу Рахимову, с которым до сих пор бок о бок работаем. Он в консерваторию пришёл в 1976 году, когда я только родился...

– Получается, вашу профессию можно назвать вымирающей? В мире всё больше инструментов электронных, не требующих настройки.

– Судя по спросу, говорить об этом рано. Хотя дефицит кадров налицо. Надо с этим что-то делать. А что до тех же электронных фортепиано, то они не способны заменить настоящий инструмент. Это вам любой музыкант скажет, даже начинающий.

 

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: