!["Если ты – человек, интересный миру, то и текст твой найдёт читателей за пределами твоей головы"](https://protatarstan.ru/old/news/2018/04/1-1.jpg)
"Если ты – человек, интересный миру, то и текст твой найдёт читателей за пределами твоей головы"
Почему большие девочки любят сказки?
02 апреля 2018
– Думаю, в мире не существует детей, которые не любят сказки. Да и выбора у них особого нет: разве кто‑то решится на жестокий эксперимент – вырастить детей без сказок, – говорит писательница Дина Сабитова. Cама она давно выросла, но сказки и сегодня живут с ней рядом. Иначе бы и не появились на свет мышка Гликерия, весёлый котенок Марта, маленький сирота Марик и клоун Эва... – Я думаю, что любой много читающий ребёнок, которому неуютно в школе, рано или поздно начинает писать что‑то своё. И очень часто это именно сказка, как наиболее понятный для него жанр.
Мне было десять лет, когда я написала сказку про трёх маленьких существ, живущих за дырявым корытом на даче. Один из них был очень конкретный пацан и всё решал силовыми методами, другой – поэт, сочинявший оды по любому случаю. Одну из од помню и сейчас: «О, корыто, ржавое и старое, мы живём под тобой и не старимся, мы живём под тобой и, стало быть, мы тебе, о корыто, нравимся!»
В детстве я особенно любила сказки разных народов мира. В нашей домашней библиотеке были и сказки про Аладдина, и про паучка Ананси, и болгарские сказки, и истории про американскую парочку Братца Лиса и Братца Кролика, и красивая книга про Шурале, и русские народные сказки, и Пушкин, и Андерсен, и Линдгрен, и Туве Янссон.
Мне было четыре года, когда я научилась читать. Ходила в районную библиотеку, но все книги, которые мне там выдавали, были тонкие, оттого мне казалось, что это какое‑то не настоящее чтение. Но однажды я принесла домой толстый растрёпанный томик в синей обложке. Это были восточные сказки. Я садилась за них каждый вечер, пока не убедилась: ура, я могу читать толстые книги! Сразу после этого я принялась за первый том из собрания сочинений Достоевского и второй том «Занимательной физики» Перельмана…
![1-2](/images/uploads/wp-content/uploads/2018/04/1-2-960x640.jpg)
Сегодня я читаю много фэнтези – по сути, это сказки для взрослых, истории в сказочном антураже, но полные неигрушечных страстей, любви и предательства, смерти, экзистенциальных вопросов и взрослых ответов на них.
Что такое сказка? Это некоторое освобождение от жёстких границ реальности, когда вполне серьёзные проблемы можно решать в расширенных условиях. В сказке, фэнтези или фантастике действуют законы реального мира, начиная от закона Ома и Ньютона, но к ним прибавляются ещё несколько степеней свободы. Реальный герой страшится смерти, а вот Кощей отделяет от себя смерть-артефакт, сохраняя её вдали от себя. И вот здесь можно подумать о феномене смерти вообще, о том образе, который она принимает, и о том, насколько это индивидуальная вещь для каждого из нас.
Когда я писала реалистичные истории, некоторые сказочные мотивы врывались в мой текст. Может быть, мне не хватало дополнительной степени свободы, чтобы показать историю с той стороны, где нет наблюдателя из реального мира? Сказка затягивает и смягчает удары об острые края реальной жизни. Вот об эти острые края я и бьюсь сейчас – и не уверена, что при том количестве сказочников, которое есть в России, нужно что‑то прибавлять.
Многим кажется, что сочинять сказки легко. Но мировая литература создала такой огромный корпус сказочных текстов, что возникает вопрос: к чему люди пишут в тысячный раз про медвежонка и зайчонка или про принцессу, которая не хотела замуж, а хотела быть чудовищем? Что нового можно тут сказать?
Для меня в сказке главное не сюжет, а герой. Герой найдёт себе сюжет на голову, приключения, товарищей и врагов, драконов, принцесс, сказочные артефакты. А вот сюжет может и не найти интересного героя, и тогда никакого текста не получится. Так что для того, чтобы появилась современная сказка, должен появиться интересный герой. Чем он ярче, продуманнее и своеобразнее, тем легче сложится история.
![1-3](/images/uploads/wp-content/uploads/2018/04/1-3-960x640.jpg)
![1-5](/images/uploads/wp-content/uploads/2018/04/1-5-960x640.jpg)
![1-4](/images/uploads/wp-content/uploads/2018/04/1-4-480x720.jpg)
Я читаю много текстов начинающих авторов. И оказывается, для большинства из них непосильная задача – не скатиться в сюсюкающую интонацию, пройти между Сциллой традиции и Харибдой банальности. А ещё они думают, что сказка должна учить доброму, – и моральные поучения торчат из текста во все стороны, как подтаявшая на жаре сахарная вата с розовым красителем, так, что от липкой сладости хочется пойти посмотреть чемпионат по боям без правил в грязи и послушать группу «Ленинград».
Не случайно детей поражает известие, что не все писатели уже умерли. Автор, тексты которого ты любишь, должен стоять от тебя на некотором отдалении. Если ты видишь, как писатель ходит по твоему дому заспанный и в затрапезе, моет полы, ругает тебя за школьные прогулы, то тебе будет неловко читать его тексты о мировой гармонии и справедливости. Поэтому лучше не настаивать на том, чтобы дети читали твои книги. И никогда не спрашивать их о том, понравилось ли им. Мои старшие прочитали все мои книги, младший сын не читал ни одной, и это его осознанный выбор.
Мои дети читают фэнтези и фантастику, много и без разбора. Старший – фанат Эдгара По, младший – Анджея Сапковского. Они уже не растут на сказках, они уже выросли. Мои дети бреют по утрам усы, и я не знаю, что закачано в их читалку. Старшему сыну, когда он был маленький, я сочиняла его собственные сказки каждый вечер. Он помнит это и сейчас.
Довольно часто матери сочиняют сказки своим детям, а потом решают, что их надо записать, издать и поведать миру. Такие попытки редко бывают удачными, так что я за то, чтобы разделять эти две жизни: материнскую и писательскую. И я всеми силами старалась не превращать домашние интимные сочинения для своих детей в тексты для всех. Домашняя сказка сочинена для своего ребёнка, она как грудное молоко.
Если ты начнёшь держать в голове абстрактных детишечек, которым ты пишешь сказочку, у тебя получится всякая гадость. Единственный человек, которому ты можешь адресовать свой текст, – это ты сам. Это должна быть сказка, которой не хватает тебе как читателю. У тебя есть всё на свете: Гомер, Шекспир и Маркес. Но тебе не хватает книги вот про это – и ты её пишешь. Уже не важно, сказка у тебя получится или что‑то другое. А мир – он уж как хочет. Если ты – человек, интересный миру, то и текст твой найдёт читателей за пределами твоей головы. Так что закон жизни – сказки кончаются слишком быстро. Всякий раз стоит подумать, затевать ли новую.
Фото из архива Дины Сабитовой
Добавить комментарий