Ильсур Хадиуллин: «Я всю жизнь учусь у других»
Какие новшества принёс татарстанским педагогам и школьникам учебный год 2024/25, какого прорыва ждут от татарстанской системы образования и чему учится у детей главный педагог Татарстана?.. Об этом и многом другом мы говорили с министром образования и науки РТ Ильсуром Хадиуллиным.
23 октября 2024
НАЦЕЛИВАЕМСЯ НА ПРОРЫВ
– Ильсур Гараевич, образование традиционно считается одной из самых консервативных систем, но всё же каждый учебный год приносит какие-то новации. Чем отличается год нынешний?
– Мне очень приятно, что в Татарстане большое внимание уделяется образованию, и каждый год мы обновляем нашу инфраструктуру. В этом году, например, сдали одиннадцать новых школ и десять детских садов.
Появились новые учебные предметы – труд (технология) и основы безопасности защиты родины. Конечно, появились они не на пустом месте, у нас уже были и уроки технологии, и основы безопасности жизнедеятельности, но поскольку содержание этих уроков обновилось, мы обеспечили учителям повышение квалификации и предоставили новые методические пособия.
В школах усиливается воспитательная работа, и прошлогодние новшества – разговоры о важном, курс семьеведения – всё это продолжается и развивается.
Но тут, думаю, нужно говорить и о дошкольном воспитании тоже. Например, у нас уже 160 детских садов принимают участие в проекте «Движение первых».
Один из больших новых проектов, которым мы сейчас начинаем заниматься, – это «Физико-математический прорыв». Раис Татарстана Рустам Минниханов, выступая на республиканской августовской педконференции, особо отметил, что сейчас нам очень нужны квалифицированные инженерные кадры. Так что будем больше внимания уделять преподаванию в школах математики, физики. С этого начинается подготовка будущих инженеров для нашей экономики. Планируется открывать классы с углублённым изучением математики и физики, инженерные кружки в системе дополнительного образования. Будем финансово поддерживать учителей, которые эти кружки ведут.
Очень приятно, что вместе с нами над этим проектом работает Университет Иннополис. Его ректор Александр Гасников – сам математик и очень заинтересован в продвижении математического образования в стране.
Конечно, за один год мы тут прорыв не совершим, но стремиться к такому прорыву надо.
– Какова роль Университета Иннополис в этом процессе?
– Они работают с педагогами, учат их проводить уроки и кружки интересно. Чтобы детям с дополнительных занятий не хотелось уходить. Надо ведь ещё учитывать, что у всех разный возраст, и заниматься точными науками с пятиклассниками и с выпускниками – это очень разная работа, так что и подходы везде разные.
Ещё университет привлекает к работе с педагогами и детьми в режиме видео-конференц-связи лучших молодых учёных со всей страны.
К ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ, НО ДАВАЙТЕ БЛИЖЕ К ПРОФИЛЮ
– Подскажите, проект «Физико-математический прорыв» – это та самая инженерная республика, о котором в последнее время много говорят в наших школах?
– «Физико-математический прорыв» призван дополнить проект «Инженерная республика». Речь идёт о том, чтобы усилить естественно-научное направление во всех школах. Ведь физика и математика – основные предметы, которые нужны инженерам. Мы хотим, чтобы это осознали и дети, и родители. Потому что пока мы видим, что школьники не очень охотно выбирают эти предметы на ЕГЭ и ОГЭ. Сейчас даже чтобы поступить в вуз учиться на преподавателя физики, можно не сдавать физику, достаточно обществознания. К обществознанию у нас претензий нет, но всё же, наверное, будущим педагогам надо сдавать профильные предметы – сейчас это активно обсуждают на уровне федерального Министерства науки и высшего образования.
А сам проект «Инженерная республика» у нас реализуется с 2018 года. В прошлом году в него входили двенадцать школ, в этом году уже пятнадцать. И это не только в Казани, а по всей республике. Проект действует при поддержке КНИТУ-КАИ, Центра молодёжного инновационного творчества. В школы приходят заниматься с детьми преподаватели технических вузов, там действуют инженерные классы и специализированные кружки, где можно заниматься различной проектной деятельностью в сферах робототехники, авиастроения, машиностроения, космической инженерии.
В частности, есть оборудование, позволяющее получать базовые навыки работы с беспилотными авиационными системами. Кстати, летом этого года наши школьники в национальных соревнованиях по беспилотной авиации, которые прошли в Южно-Сахалинске, завоевали 120 медалей и 17 кубков. Из этих медалей 52 получили ученики казанского Инженерного лицея на базе КНИТУ-КАИ – именно с него началось движение по созданию в Татарстане передовых инженерных школ. Сегодня у нас действует пять инженерных школ на базе ведущих технических вузов республики.
КАДРОВЫЙ ГОЛОД И СТУДЕНЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ
– Если продолжить разговор о физико-математическом прорыве, то возникает вопрос: не остановит ли этот прорыв проблема с учителями? Ведь преподавателей физики и математики в наших школах не хватает...
– Такая проблема действительно есть,но связана она не только с точными науками. Нужны в наших школах и филологи, и учителя начальных классов... Всего на начало этого учебного года у нас не хватало более двух тысяч педагогов. Но я хочу подчеркнуть: в республике нет ни одной школы, где бы из-за отсутствия учителя не велись основные предметы. Привлекаем студентов старших курсов педагогических вузов – сейчас в наших школах их работает около восьмисот человек. Они и деньги зарабатывают, и необходимый опыт получают, ну и спасают в какой-то мере наши школы. Так что для всех тут польза.
Ну и за счёт внутреннего совмещения тоже удаётся закрывать потребность в кадрах. Хотя, конечно, это перегрузка для педагогов. Примерно треть наших учителей сегодня работают больше чем на полторы ставки.
ПОДДЕРЖАТЬ И МОРАЛЬНО, И МАТЕРИАЛЬНО...
– Учительский труд никогда не был лёгким, но сегодня, кажется, им особенно сложно, потому что, помимо чисто рабочих проблем, сегодня ещё и в обществе нет былого пиетета по отношению к учителю...
– На уровне руководства у нас в республике есть понимание, что учителя – особая категория людей, которым нужна поддержка. И соответствующие меры поддержки принимаются. Хотя, конечно, повышение заработной платы педагогам бы не помешало. И, например, снижение процентной ставки при получении жилья... Учителей надо поддерживать и морально, и материально.
Но, конечно, вы правы в том, что престиж учителя зависит и от уровня культуры общества в целом. Если все мы, начиная с родителей и заканчивая, кстати, средствами массовой информации, станем более уважительно относиться к педагогам, то и статус их снова вырастет. Учителей нужно беречь. Родителям надо понимать, что только совместная работа семьи и школы может дать результаты, что школа – не «камера хранения», куда можно сдать ребёнка, пока занимаешься своими делами...
Но, кстати, в последние годы определённые положительные сдвиги в отношении семьи, школы и общества, как мне кажется, уже наметились.
– В Казани обещали установить памятник учителю. Когда планируется это сделать?
– Думаю, в следующем году. Этот проект реализует мэрия столицы, он одобрен Раисом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым. Сейчас на берегу Казанки, где будет стоять памятник, ведутся ремонтные работы.
ИДИТЕ В ШКОЛУ – НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!
– Ильсур Гараевич, мы знаем, что в октябре вы отмечаете юбилей. Это время, когда принято подводить какие-то промежуточные итоги. Не жалеете сегодня, что когда‐то выбрали педагогическую стезю?
– Нет, совсем не жалею. Я одно время колебался – стать врачом или учителем... Но в итоге пошёл по стопам мамы. Она была моей первой учительницей, вела уроки в начальных классах. Её уже давно нет в живых, но она навсегда для меня осталась образцом и мамы, и педагога.
Я видел, как она работает, как готовится к урокам. Вся семья ложилась спать, а мама сидела и проверяла тетради, писала планы уроков... В старших классах я ей помогал, тоже проверял тетради.
– Выходит, вы с детства чувствовали призвание к учительскому труду...
– Да. Мне нравится работать с людьми, рассказывать им о том, что я знаю. А если я чего‐то не знаю, то и сам учусь. Учиться нужно всю жизнь. Я, например, учусь у современных детей – их раскованности, демократичности. У нас не было такой внутренней свободы в детстве, мы были другими... Мне с нынешними детьми очень интересно.
И у подчинённых своих я многому научился. Если какие‐то успехи у меня есть, то это и успехи коллег, которые делятся своими умными мыслями, где‐то, может, спорят, отстаивают своё видение проблемы. И тем самым помогают мне двигаться вперёд. Я благодарен всем, кто в этой жизни мне помогал, что‐то подсказывал, поддерживал.
– Что бы вы посоветовали с высоты своего сегодняшнего опыта тем молодым людям, которые, может, хотели бы выбрать учительскую стезю, но пока сомневается?
– Хочу пожелать уверенности в себе. Если вы любите детей – это главное для того, чтобы быть педагогом! Но не единственное. Надо ещё отлично знать свой предмет, потому что даже если учитель очень любит детей, но не обладает достаточными компетенциями, успеха он не добьётся.
Но если вы готовы постоянно учиться и совершенствоваться, приходите в школу, не пожалеете! Профессия учителя никогда не исчезнет, учителей не сможет заменить никакой искусственный интеллект, потому что живое человеческое общение бесценно.
Редакция журнала «Татарстан» поздравляет Ильсура Гараевича Хадиуллина с 60-летием и желает ему здоровья, бодрости духа и сил на новые свершения на ниве образования!
Добавить комментарий