Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Как вернуть детям любовь к чтению

Как вернуть детям любовь к чтению

Умрут ли бумажные книги и журналы? Эту тему на «редакционном чердачке» «Татарстана» обсуждаем с исполнительницей собственной мечты Оксаной Киселёвой.

22 сентября 2017

Оксана Вячеславовна – учитель русского языка и литературы ка­занской гимназии №122 им. Ж. А. Зайцевой, и мечтой её было научить совре­менных «гаджетных» детей читать книги. Мечта исполнилась три года назад.
Глава 1
 КНИЖНЫЕ КАНИКУЛЫ
– Была мечта – привить нынешним детям интерес к чтению. И уже три года я начальник смены лагеря «Книжные каникулы «Libro-лето». Летом в лагере мы с детьми читаем книги, и радости моей нет предела, когда они возвращаются домой книголюбами. А половина лагеря каждый год – мои школьные ученики.
Эта смена создана в студии детских программ «Зе­лёные каникулы». Там есть и танцевальные каникулы, и модные, и немецкие… А у нас вот – книжные.
1-2
1-6
1-7
– МАМА, У МЕНЯ ИЗМЕНИЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ!
– Мне приснилась эта программа – сидеть и читать под кустом. Из этого сна и родилась программа «Книж­ные каникулы» – ей три года. Мы провели в общей слож­ности четыре смены. Затрудняюсь сказать, сколько детей начали читать, но мне очень приятно слышать, когда я детей сдаю родителям после смены, подобные при­знания: «Вы знаете, мой сын мне сказал: «Мама, у меня изменилось отношение к чтению!» – так по-взрослому заявил один мальчик маме.
Это значит, я реализовала свою мечту.
КТО-ТО ВИДИТ ЗА БУКВАМИ – БУКВЫ, А КТОТО – ОБРАЗЫ
Когда я поняла, что не получается заинтересовать мою собственную дочь чтением, я решила получить второе высшее образование – психологическое. Меня интересовало: почему одни читают, а другие нет? Что-то вроде: кто виноват и что делать? Судя по ежегодно про­водимым анкетам, читает всегда четвёртая часть класса. Всегда! И в 90‑м году, когда я только пришла работать в школу. И 28 лет спустя та же картина. Из оставшихся трёх четвертей половина читает только школьную программу.
Я пришла к выводу, что это особенность мышления. Есть люди, которые видят образ за словом, и есть люди, которые видят буквы. Моя дочь, например, из вторых. А я – из первых. Если ребёнок видит не просто буквы, а перед ним сразу картинка вырастает – он любит читать. Такие дети, кстати, могут писать с ошибками, потому что они не видят букв. Это миф, что те, кто много читает, грамотно пишут. Они, скорее, хорошо строят свою речь.
100 ДЕТЕЙ И 6 ВОЖАТЫХ
Реализация моих планов привела к следующему: ла­герь на сто детей и шесть вожатых. И мы никогда не зна­ли, какие дети попадутся в следующий раз. В прошлом году была смена очень читающая, в позапрошлом – очень спортивная, в этом году – смена слушающая. Это же лагерь, и мы чем только там не занимаемся. Но у нас каж­дый день тематический. На день приходится одна книга. Её начинают читать вожатые, потом, во время тихого часа (мы его называем ПЧМ – полтора часа молчания), её продолжают читать дети. А вечером по этой книге у нас какое-нибудь дело: или инсценировка, или игра «Что? Где? Когда?»… Таким образом за смену мы осва­иваем 8‑10 книг.
ДАЙТЕ МНЕ ЧТО-НИБУДЬ ПРО ЛЮБОВЬ
Каждый год у меня новое открытие. Например, в этом мы поняли, что, если вожатый читает книгу, которая ему самому нравится, это создаёт особое эмоциональное напряжение и дети начинают читать эту книгу с большим удовольствием. Я привожу с собой все книги, которые мне нравятся, которые можно читать детям с 12 до 18 лет. И они знают, что ко мне можно прийти и сказать: «Дайте мне что-нибудь про любовь» или «Дайте мне такое, как нам Катя читает». Для этого я покупаю книги – но­минанты различных книжных премий. Сейчас очень хорошая детская литература! Всегда есть, что почитать.
1-5
«ОКОЛОСТОЯЩИЕ» ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Мы в лагере читаем литературу, которая на уроке не читается. Вообще, считаю пагубной практику чи­тать сначала произведение летом, а потом изучать его на уроках. Это ужасно скучно. Этого нельзя делать с подростками. Поэтому мы берём произведения «око­лостоящие». То есть в школе будут читать «Детство» Толстого, а вот «Детство Тёмы» почитаем в лагере. Это не школьная программа.
С собой в лагерь ребёнок должен привезти восемь книг. А по этим книгам у нас уже готовы: кроссворды, викторины, конкурсы. Делимся на группы. Спрашиваю: кто сегодня хочет читать «Собаку Баскервилей»? Её чита­ет вожатая Юля. 15‑20 человек уходят с Юлей. С осталь­ными так же. Читают примерно час. Физиология ребёнка больше не выдержит спокойного сидения-лежания. Надо встать, побегать. Вокруг сосны шумят, кузнечики стрекочут, птицы поют. Вожатая читает, останавливаясь на каких‑то непонятных, может быть, устаревших словах, что‑то объясняя. Через час она им даёт вопросы по той части, которую ещё не прочитали. И после тихого часа они на эти вопросы должны ответить.
НЕ ЧИТАЕТ – НЕ РУГАЕМ
Всегда есть те, кто не так активно читает, как нам хотелось бы. Но мы их не ругаем, и как‑то они вырав­ниваются.
Очень важно читать детям вслух. Очень важно давать возможность воплотить мысли, которые при­шли во время чтения. Ведь почему дети не читают? Потому что им в результате становится неинтересно, чем дело закончится. А когда неинтересно? Когда ты этим не живёшь. А попав в атмосферу читаю­щих детей, которые бегают с книжкой и говорят: «Ой, вот это классно, вот это здорово!», невольно втягиваешься в процесс.
ЛУЧШИЙ ПОДАРОК ВРУЧАЕТСЯ ТОРЖЕСТВЕННО
Мы дарим книги. Торжественно. Награждаем за что-то. Через день ребёнок уже бежит и кричит радостно: «Я прочитал!» И обязательно кто-нибудь спрашивает: «Про что? Расскажи!» В лагере есть возможность читать вместе и есть возможность уеди­ниться с книгой. Это важно. Самое главное – ребёнок начинает рассказывать, и сразу хочется читать всем остальным. Атмосфера играет огромную роль. И до­брожелательность. И компания. Дети просто всегда находятся рядом с читающими людьми.
1-4
ДЕЛАТЬ ВСЁ НАОБОРОТ – НОРМАЛЬНО ДЛЯ РЕБЁНКА
И ещё немаловажна пропаганда. Когда запреща­ешь – он прочитает! Себя вспоминаю. «Гавриилиаду» Пушкина мы прочитали только потому, что учитель­ница нам сказала, что это читать не надо. Делать всё наоборот – нормально для ребёнка. Если ты хо­чешь, чтобы подросток что‑то сделал, обязательно скажи, что делать этого не стоит. И он это сделает! Дети обязательно прочитают ту книгу, про кото­рую вы скажете: «Плохая». Поэтому нужно быть осторожным с этим приёмом. Должны быть люди, которым они доверяют, и альтернатива. Когда мой 7 «Г» собрался читать «Полианну», я им сразу же под­сунула «Маленький лорд  Фаунтлерой». Когда взялись за «Часодеев», я им подсунула «Золотое сияние».
И ещё один психологический приём – не адресо­вать какие‑то рекомендации им, а адресовать дру­зьям: «Эх, мне бы в детстве попалась эта книга…». Они сразу сделают ушки на макушке и обязательно прочитают ту самую книгу. Важен элемент игры, интриги. Интрига всегда забирает в свои сети.
Часто я сама не знаю, с каким ребёнком что пойдёт. Но если я проявляю свой личный интерес – они это чувствуют.
КУДА УХОДИТ КНИГА?
Раньше я переживала, когда книга уходила. А сей­час у меня очень философский взгляд – мне не жалко расставаться с книгами. И родителям говорю, чтоб не покупали, например, в классе, одни и те же книжки. Детям важно книгами обмениваться, как и впечатлениями от прочитанного. Не надо заставлять ребёнку книжный шкаф новыми книга­ми. Нужно просто участвовать в процессе. Я часто дарю ученикам прочитанные книги. А потом весь класс читает. Не читают только самые не читающие. Реклама от человека, которого уважаешь, очень много значит.
Глава 2
ЧИТАЮЩАЯ КАЗАНЬ
 – Оксана Вячеславовна, а с самыми не читаю­щими что делать?
– Дети старше 15 лет начинают читать, когда по­является новая компания. Ни учитель, ни родитель уже не поможет. Либо в старших классах, либо в ин­ституте они вдруг захотят соответствовать тем, кто с ними рядом. Все мои не читающие старшеклассники начали читать, только оказавшись рядом с читающими сверстниками либо с чуть старшими, в интеллекту­альных кругах.
– Где найти эти круги и как внедриться?
– Во многом это случай. Интеллектуальная среда – это большая удача. И мы её создаём в лагере.
Сейчас у меня новая мечта. Пока ещё нереализован­ная – «Читающая Казань». Чтобы летом дети, кто не в лагере, не болтались без дела. Лужайки в городе никто не отменял. Сядем вон под Чашей… Ведь есть дети, которым в лагере тяжело. Они другие, более до­машние. Кому‑то без мамы плохо, без своей подушки, без привычных бытовых удобств. Это нормально. Я сама такая была. Поэтому приходят дети в такой городской лагерь с рюкзачками, в которых книга и бу­тылочка воды, например, в парк Горького. Мы читаем 45 минут. Потом они сценку ставят. Потом обедаем. Гуляем по городу. Часов в пять их родители забирают: начитавшихся, нагулявшихся, наобщавшихся, интел­лектуально обогатившихся…
– В этой вашей мечте читать будут только бу­мажные книги?
– Нет конечно! Кому как больше нравится. Мы же все разные. Кому‑то по душе бумажные, кому‑то – электронные, кому‑то – аудиокниги. Я сама – визуал. Аудирование у меня не идёт. Не шло, точнее. Но когда я стала дальше жить от школы, когда я стала хуже видеть – начала слушать в машине аудиокниги, что­бы время не терять в дороге и чтобы глаза поберечь. Проверку тетрадок-то никуда не денешь. Сейчас приму любой вариант, в зависимости от условий. Это зависит от восприятий самого человека. Есть романтичные натуры, им нравится перелистывать листочки, воз­вращаться к понравившимся местам. В аудиокниге этого не сделаешь. И для меня это минус. А есть те, кому интересен сюжет, и описания они пропускают. Для аудиокниги этот вариант отлично подходит. Пока там «бу-бу-бу», они отключаются. Их не раздражает, что они где‑то задумались и надо бы переслушать. Мы все очень разные. Нам нужны разные способы чтения и разные виды – книги, журналы...
1-9
– Журналы как предпочитаете читать? На сайте или на бумаге?
– Я считаю, что нужно и то и другое. Вот есть журнал «Новый мир». В бумажном варианте пока он суще­ствовал, я читала. Сейчас он в электронном – не идёт. Не испытываю удовлетворения, когда читаю. Не то. А вот журнал «Литература в школе» могу читать в двух вариантах, когда какой удобнее – такой и читаю. Идёт. Хотя, когда держу бумажный, мне как‑то устойчивее.
У меня множество друзей, которые читают только электронные книги, и множество – которые читают бумажные. Мы все разные. И я за все версии. И за все способы: хочешь читать в метро – пожалуйста! Хочешь под кустом – на здоровье! Я очень толерантна в этом смысле.
Поэтому бумажные носители никогда не умрут. Кстати, это одна из любимых тем текстов для ЕГЭ. Обя­зательно муссируется версия, что книги будут жить.

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: