Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Калфак, чапан, хаситэ…

Калфак, чапан, хаситэ…

Время жестоко. Национальные одежды, в которых ходили наши предки, сегодня не отыщешь даже в укромных уголках прабабушкиных сундуков. «Татарстану» улыбнулась удача. В Присутственных местах Казанского кремля, где случилась выставка «Татарский костюм – традиции и трансформация».

07 июля 2023

Головной убор-шлем, жилет до колен, нагрудная перевязь хаситэ, украшенная ювелирными украшениями, – их, говорят, начинали собирать с самого рождения девочки… Рассматривая подобные одежды, с трудом веришь, что когда‑то казанские татары надевали всё это тяжеловесное великолепие. И одновременно тебя не покидает ощущение: что‑то подобное уже видел. Память веков на генном уровне? Оказывается, всё проще: в похожем одеянии, судя по картине неизвестного художника семнадцатого века, представала перед подданными царица Сююмбике. Она, картина, которую ты когда‑то видел, и порождает странное чувство.

А художника, который, словно археолог по черепкам и рисункам, смог реконструировать костюм богатой татарки из далёкого прошлого, эта же картина, не исключено, и вдохновила на творчество. Реконструкция впечатляет. Правда, не так трогает, как, например, будничный костюм сельской татарки начала прошлого века: платье, жизнерадостный и простой белый татарский передник, чуть украшенный вышивкой, вплетённые в косу ленты с серебряными монетами... Совсем другие чувства: близкого, родного, домашнего. Видимо, потому, что тут как раз действительно срабатывает память на генном уровне. Всё‑таки большинство из нас совсем не царских кровей, а корни – уж точно сельские.

Может быть, оттого и верится, что эта реконструкция уж точно не плод фантазии художника и точность почти абсолютная? Во всяком случае, моя бабушка, дожившая почти до ста лет, в таком костюме ходила, по историческим меркам, совсем недавно – ещё в семидесятые годы. А древний, екатерининский рубль, что красовался на ленте, которую она вплетала в косу в девичестве, до сих пор хранится в нашей семье…

Впрочем, у каждого на этой выставке наверняка нашёлся свой предмет, вызвавший цепочку воспоминаний и ассоциаций. Кто‑то «нашёл» здесь калфак, который сохранился на старинной семейной фотографии, кто‑то впервые узнал, что украшение, которое передаётся из поколения в поколения по женской линии, и есть так самая чулпа (накосник). А кто‑то просто удивился, как удивительно сочетается с «буржуазной» и вполне европейской городской татарской одеждой конца девятнадцатого века традиционная тюбетейка.

Удивительно, но, воссоздавая исторические костюмы казанских татар, мастера современного Татарстана использовали подлинные материалы XIX – начала XX века (китайский шёлк, итальянскую винтажную ткань и т.д.). Возможно, поэтому встреча с возрождённой красотой прошлого получилась такой трогательной и почти для каждого личной. Настолько, что захотелось увидеть эту выставку постоянно действующей. И ещё более интересной.

В самом деле, почему бы рядом с воссозданными костюмами не показать подлинные, которые наверняка сохранились в музейных запасниках? Возможно, они будут выглядеть не так презентабельно, но чувства и эмоции обязательно вызовут: подлинник, украшенный печатью времени, всегда сильнее оригинала. А как вам идея выстраивать с помощью костюмов отдельные композиции? Допустим, такая: татарская семья в традиционных одеждах за чаепитием. Да, в этом случае понадобятся не безликие безголовые манекены (они явно не украшают экспозицию, скорее наоборот), а восковые фигуры. Но в итоге выставка точно выиграет: пример музея в Дубае, где подобный подход давно и успешно реализован, – лучшее доказательство.

К слову, ещё год назад, когда воссозданные татарские национальные костюмы впервые показали в здании Присутственных мест, они сопровождались красочными дефиле – показами Театра национальных костюмов. Высказывалась мысль, что здесь можно будет организовывать театрализованные представления, каждый день устраивать утренние и вечерние показы для туристов.

      

Я верю, всё это однажды будет реализовано. И композиции из фигур в национальных одеждах. И раритетные национальные костюмы в экспозиции – рядом с воссозданными. И театрализованные представления, и ежедневные утренние и вечерние дефиле. И возможность для каждого посетителя облачиться в национальную татарскую одежду, получив фото на память. Ведь, правда, оно того стоит? 

Сафа Гиреев

Фото автора

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: