Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Мама наших мам

Мама наших мам

Пока живы наши бабушки, как‑то не задумываешься о том, что их может вдруг не стать. А когда не станет, вдруг нахлынет какое‑то чувство глубокой утраты и сожаления, что, живя рядом с этим человеком многие годы, не смог ничего узнать о его долгой, полной самых разнообразных историй жизни. Жизни длиною в 92 года, которая сюжетом покруче любой книги будет…

26 ноября 2025

Её нет с нами уже шесть лет. И все эти годы не было дня, чтобы её девять детей и семнадцать внуков-правнуков не вспоминали свою «главную маму». За 92 года жизни Насима Амирхановна Гайфутдинова пережила много чего: и войну, и голод, и пожар, и смерть новорождённой дочери, и самоубийство взрослого сына. Она была родительницей и хранительницей большой нашей семьи. Она вела огромное хозяйство. Она любила природу и свою малую родину. И ещё очень любила вязать, посвящая этому занятию каждую свободную минутку.

ДЕТСКИЕ МЕЧТЫ УКРАЛА ВОЙНА

Родилась Насима Амирхановна 24 июня 1926 года в селе Матвеевка на Украине. Родители приехали туда на заработки из родной деревни Салкын Чишма (Малмыжский район, Кировская область. – Прим. ред.), где родились её брат и сестра. Через много лет, потеряв и брата, и сестру, она признается, что свои годы доживает за них.

Когда Насиме исполнилось пять, семья вернулась в Салкын Чишму. Но оказалось, что их родной дом занят – его односельчане используют как мечеть, где молятся тайно, так как храмы – церкви и мечети – советская власть в те годы старательно искореняла, переводила в разряд складов и зернохранилищ.

Насима помнила, как отец с помощью односельчан поставил рядом ещё один дом – в нём прошло и детство Насимы, и её военная юность.

В школе Насима поражала всех своим математическим складом ума, щёлкая задачки и уравнения как орешки. Мечтала стать учительницей, но не всем мечтам детишек сороковых удалось сбыться – помешала война.

1986 год. Празднование 60-летнего юбилея в окружении мужа и детей.

ШИШКА НА ГОЛОВЕ

Она встретила войну пятнадцатилетней девочкой. В первые же военные дни 1941‑го отца и брата призвали на фронт. Отца Насима больше не увидит, а брат вернётся и станет председателем сельсовета.

Остались они втроём: мама, Насима и маленькая сестрёнка. Все заботы о семье легли на хрупкие плечи пятнадцатилетней девочки. Она отрабатывала трудодни, ездила на вырубку леса, чтобы заработать на хлеб. Им приходилось собирать мёрзлую картошку на колхозных полях, чтобы как‑то прокормиться. Так жили все в те годы, поэтому Насима не жаловалась.

Самыми неурожайными, а посему и самыми голодными выдались 1942 и 1943 годы. Насима вспоминала, как крестьяне платили натуральные налоги со своих хозяйств, как оплату за трудодни получали зерном, а зерно это исчислялось порой несколькими пригоршнями… Чтобы как‑то выжить, питались смесью муки и клевера. Поэтому, чтобы не умереть всей семьёй с голода, подростки с середины лета уходили на лесозаготовки.

А там было ох как нелегко! Многие лесорубы ушли на фронт, туда же, на нужды армии, отправилась вся необходимая техника и лошади. Поэтому женщины, подростки и старики, обутые в лапти и зимой и летом, валили деревья, рубили сучья, распиливали метровки, из которых потом изготавливали оружейные приклады. И всё это при помощи лишь топора и пилы. По Вятке сплавляли лес, затем брёвна вручную поднимали и закатывали на высокий берег для просушки.

– У мамы так до старости лет осталась шишка на голове, – вспоминает младшая дочь Насимы Фаима Калимуллина. – Она говорила, что эта шишка у неё образовалась, когда она работала в лесу, на лесозаготовках, и ветка воткнулась ей в голову.

27 декабря 1962 года Насима Амирхановна была награждена медалью Материнства II степени, в 1964 году – медалью Материнства I степени.
24 декабря 1966 года Насиме Амирхановне вручили орден «Материнская слава» III степени, в 1970 году – II степени и в 1973 году – I степени.

1952 год. Слева направо: Насима, старшая дочь Фидания, золовка.

ПЕРВЫЙ ГАРМОНИСТ НА ДЕРЕВНЕ

После войны Насима встретила любовь всей своей жизни – Нуртдина, первого гармониста на деревне. Они поженились в 1947‑м, а через несколько месяцев Нуртдина забрали в армию, в сухопутные войска под Орлом. Вернулся он только в 1952‑м, когда дома его ждали жена и уже трёхлетняя дочь.

После армии Нуртдин работал кузнецом в колхозе «Передовая» в деревне Мелетские Горки, куда перевёз семью из Салкын Чишмы. Затем они переехали в татарскую деревню Никольское и поставили там дом. В их семье один за другим появились ещё десять детей, но в 1967 году новорождённая девочка не выжила и эту потерю Насима переживала всю жизнь.

Поначалу жили не просто бедно, а очень бедно. Особенно когда строили дом. У Насимы не было платья на выход. Как‑то пригласили их к родственникам на свадьбу, и она у соседки попросила платье, чтобы быть на свадьбе не хуже других. Платье ей необычайно шло, но младшая дочка вдруг при всех сказала: «Мама, ты почему у этой апайки платье забрала?» Насима почти до самой смерти вспоминала эту историю и говорила, как ей было стыдно.

ПОЖАР УНИЧТОЖИЛ ВСЁ

Пока кузнец Нуртдин трудился в кузнице, Насима воспитывала детей мал мала меньше и следила за домашним хозяйством: огород, скотина, которую держали много, – всё было на ней. В перерывах между дойками-кормёжками-прополками она успевала вязать шали, шапочки и носочки детям, собирала шиповник и грибы, заготавливала на продажу берёзовые веники, чтобы помочь мужу свести концы с концами и прокормить семью.

Беда пришла неожиданно. В августе 1985 года семья вернулась с сенокоса, сели ужинать. Вдруг в избу забежал средний сын Нургаян с криками: «Выходите! Горим!»

Страшный пожар уничтожил всё хозяйство. Семье пришлось перебраться из Никольского в Малмыж. Насиме тогда было 60 лет. Переезд стал для неё ударом. Никак не могла она смириться с тем, что родного дома в Никольском больше нет. Каждый год возвращалась в «свой огород» сажать картошку, приезжала на Сабантуй и другие праздники.

Идея создания ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» возникла ещё в военное время, когда население страны заметно сократилось, и такая мера предполагала поддержание значимости многодетного материнства. 
За весь советский период орденом была награждена 431 тысяча женщин, родивших и воспитавших девять и более детей, а медали «Медаль материнства» было удостоено 13 миллионов женщин.

2006 год. В окружении внуков.

ПОЭТЕССА ИЗ СЕЛА НИКОЛЬСКОЕ

Как-то 8 Марта вместе с семьёй она вновь приехала в Никольское на праздничный концерт и тогда удивила всех.

– И вот 8 Марта она вышла на сцену Дома культуры и рассказала стихотворение про эту деревню, которое написала сама, – вспоминает младшая дочь Фаима. – Мне это было так удивительно. У нас семья была очень тихая, папа был молчаливым. И не было такого, чтобы мама вдруг спела песню или прочитала стих. А оказывается, у неё были такие способности к сочинительству!

2011 год. На праздновании Дня Победы в Великой Отечественной войне.

ГОД В КРУГУ СЕМЬИ

Жизнь разбросала детей Насимы Амирхановны по разным уголкам России. Старшие Фидания и Нурислам уехали в Свердловскую область, Фирдауса уехала в Казань, где работала фармацевтом, Ринат – водитель в Ханты-Мансийске, четыре дочери остались в Малмыже: Финзия работала врачом, Файруза – бухгалтером, Фарида – кондитером, Фаима – специалистом по госзакупкам.

Но каждый год летом вся большая семья из девяти детей, семнадцати внуков и правнуков собиралась на день рождения своей «главной мамы». Она любила наряжаться, надевала красивые платья, которые всегда украшали медали материнства и ордена «Материнская слава».

– Мамы уже нет с нами, – говорят потомки Насимы. – Но и сейчас в небольшой городок Малмыж в Кировской области приезжают её большие и маленькие дети со всех уголков России, чтобы отметить день рождения мамы наших мам.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера