Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Мензелинск: город белых лебедей

Мензелинск: город белых лебедей

На лето сюда, прямо в город, прилетают краснокнижные лебеди. Главную местную достопримечательность тут смело сравнивают со знаменитыми Царь-пушкой и Царь-колоколом. А каждый юный школяр, кроме познания всех четырёх действий арифметики, обязан научиться плавать и знать не меньше 167 слов на татарском. Мы – в Мензелинске.

05 мая 2024

На то, чтобы город стал городом, нужны не высочайшие указы – история. В небольшом – всего шестнадцать тысяч населения – Мензелинске история напоминает о себе на каждом шагу. На улице Ленина, соседних переулках и улочках – купеческие особняки XIX – начала XX века, солидные, породистые, степенные – как сами купцы, которые их когда-то построили. Дом торгового платья Луппова, гостиница Андреева, особняк купца Горбушина, здания Гостиного двора, магазин купца Фёдорова. Епархиальное училище, построенное на деньги Глафиры Стахеевой, доходный дом предводителя уездного дворянства Пасмурова...

Мензелинск счастливо избежал участи городов, в которых историческая часть давно исчезла под натиском безликих панелек. Особняки прошлого не просто выжили в плавильном котле времени – смогли вписаться в новую жизнь, разве что поменяв хозяев и назначение. Епархиальное училище теперь – училище педагогическое, Дом торгового платья Луппова – Торговый дом «Купец», а в доходном доме Пасмурова располагается районная администрация. И никаких крикливых цветов, никакого уродливого сайдинга на исторических фасадах – почти всё сдержанно, степенно и солидно. В Мензелинске умеют беречь прошлое: на реставрацию дома предводителя уездного дворянства потратили 18 миллионов, зато фасад, вплоть до мельчайших элементов, – точь-в-точь как и сто пятьдесят лет назад: реставраторы сверялись с чертежами и фотографиями прошлого.

Улица Ленина, когда-то Большая Уфим- ская, выведет вас прямиком к высокому берегу Мензели. Отсюда рукой подать до бесценной достопримечательности, какой точно нет ни у какого другого города.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ МОСТ. КРУЧЕ ЦАРЬ‐ПУШКИ

– Вот он, наш Екатерининский мост, – показывает на ажурную конструкцию посередине реки мой гид Лариса Карамова, директор местного краеведческого музея. – Екатерининским его называют в народе. По легенде, мост построили местные купцы, ожидая приезда в Мензелинск императрицы. Правда, Екатерина в Мензелинске никогда не была. Откуда тогда название? Кто знает, может, так народная память отблагодарила императрицу – при ней в 1781 году Мензелинск получил статус города...

На самом деле железнодорожный мост через Мензелю начали строить в 1910 году. На стройку скинулись земство и местные купцы, чей бизнес сильно тормозило отсутствие железной дороги. В 1914 году мост был готов. По рассказам, Николай II даже успел подписать указ о прокладке железной дороги от Бугульмы в Мензелинск,
но тут началась Первая мировая война. Потом революция... Дорогу так и не построили, и красавец мост остался не у дел.

Мензелинцы то ли в шутку, то ли всерьёз утверждают, что их мост смело можно ставить в один ряд с такими раритетами, как Царь‐пушка и Царь‐колокол. Мол, первая – единственная в мире пушка, которая никогда не стреляла, второй – единственный в мире колокол, который никогда не звонил, а наш – единственный в мире железнодорожный мост, по которому не проехал ни один поезд. Неисправимые пессимисты в советское время и вовсе называли его мостом в никуда.

Но мензелинцы не были бы мензе- линцами, если бы удовольствовались тем, что мост, пусть и редкий памятник промышленного зодчества, просто стоит без дела, развлекая путешествующих зевак. Сегодня он – часть уникального общественного пространства, какого точно больше нет ни в одном городе.

ПРОМЕНАД СРЕДИ РЕЧНЫХ ПРОСТОРОВ

Набережная Ниццы, променад в Сочи... Неплохо, конечно, но банально. Пешеходная тропа, по которой мы идем к Екатерининскому мосту в Мензелинске, – совсем другое дело. Даже сейчас, когда со всех сторон – снежное безмолвие и одинокие фанаты подлёдного лова. А летом здесь – райское место: вода и слева, и справа, прохлада и свежесть даже в самый зной, и совсем близко – острова, которые облюбовали редкие птицы.

Мензелинский променад – любимое место прогулок горожан и туристов. Проходит по дамбе, что вместе с двумя мостами соединяет берега Мензели. Екатерининский мост, стальной, с массивными брутальными клёпками, – вот он, один из них. Едва ступив на него, обнаруживаешь утопленные в настил рельсы и макет паровозика.

– Когда создавали общественное пространство, посчитали, что Екатерининский мост, пусть в стилизованном виде, но дол- жен напоминать о своём назначении – так здесь появились рельсы и макет паровозика, – поясняет Лариса Карамова.

Кстати, другой мост, который тоже стал украшением променада, чем‐то похож на казанский «Миллениум», даже стильная «М» в его начале почти такая же. Тоже «Миллениум»?

– «Мензелинск!» – обязательно поправит вас каждый первый горожанин. У мензелинских собственная гордость.

Мосты больше не ведут в никуда. На той стороне Мензели теперь удобный благоустроенный пляж, о котором горожане мечтали не одно десятилетие. С раздевалками, душевыми, лежаками. Примерно как в Сочи, только почище и без очередей. А на стороне города – фестивальная площадь, где проходят концерты и дискотеки, территория для семейного отдыха, детский пляж, парковка. Особая «фишка» – местный фестиваль ухи, который проходит дважды в год. Мечтающие поймать самую большую рыбу, посетить мастер‐класс по приготовлению ухи или просто отведать наваристого рыбного супчика, которым угощают всех желающих, приезжают сюда даже из соседних республик и областей.

– Летом здесь появится ещё один арт‐объект – паровоз, на этот раз настоящий, – раскрывает маленькую тайну Марат Каримов, руководитель исполкома Мензелинского муниципального района. – А по Мензеле можно будет покататься на аква-байке или катамаране с электромотором – в экологически чистом городе экология превыше всего.

Где у нас в стране делают катамараны на электрической тяге? Странный вопрос. Конечно, в Мензелинске! Местный предприниматель Дамир Каюмов.

АКВАБАЙК ДЛЯ ДУШИ И «ИНОМАРКА» ДЛЯ ЧАДА

Мензелинец Дамир Каюмов по профессии – дизайнер, по состоянию души – прирождённый изобретатель. Всё, что сделано хорошо, но неудобно или неэстетично, заставляет его морщиться как от зубной боли. И побуждает к действию. При этом художник, конструктор и бизнесмен удивительным образом умудряются мирно сосуществовать в одном человеке.

– Вот смотрите: это катамаран, дизайн которого разработала известная французская фирма, – показывает нам Дамир фото. – В принципе, неплохо, хотя кое‐что можно и улучшить. Стоит такой экземпляр, обратите внимание на ценник, почти 800 тысяч. Дорого? Не то слово!

Летом Каюмов откроет на пляже пункт проката водного и наземного инвентаря – в рамках республиканской субсидии на создание и развитие пляжей на территории Республики Татарстан. Но закупить педальные катамараны (по сути, обычные водные велосипеды) по цене автомобиля Каюмов посчитал непо- зволительным расточительством. И... засел за создание собственной конструкции. Дальше – больше. В процессе творчества Каюмов задумался: люди берут катамаран, чтобы отдохнуть на реке, расслабиться, не каждому захочется крутить педали. А что, если снабдить водный велосипед двигателем? Простым и экологичным?

Сегодня каюмовские катамараны проходят все необходимые испытания перед серийным запуском. Одни привычные, педальные, – для любителей активного отдыха, другие – с электромоторчиком, для желающих полностью расслабиться. Цена? Примерно в четыре раза меньше французского экземпляра.

В том, что Каюмов не Мюнхгаузен, а прагматичный бизнесмен, фонтанирующий идеями, в Мензелинске убеждались не раз. Несколько лет назад, например, он организовал производство детских кроватей в форме... роскошных автомобилей. Испытателями, признаётся Дамир, стали его собственные дети. Надо ли говорить, с какой щепетильностью папа подходил к выбору материала для спальных авто. Например, из десятков возможных поставщиков дсп со всей страны отобрал лишь двоих – только у них материал не превышал допустимые нормы по формальдегидам...

Каюмовские детские «мерседесы», «мазды», «скании» Made in Menzelinsk нашли своих покупателей в Канаде, Испании, странах СНГ, у нас в стране. С изменением ситуации в мире, правда, товар перестали поставлять
в недружественные страны, но в России, Казахстане или Киргизии эти «иномарки» по-прежнему присутствуют на рынке.

К слову, все комплектующие, из которых собирают кровати-авто, производятся в мензелинском промышленном парке, управляющим директором которого является Дамир Каюмов. Не самые простые, между прочим, комплектующие. Ортопедические матрасы и решетки, «автомобильные» кузова, фурнитура...

Сегодня в этом промышленном парке шесть резидентов. Пока шесть. Налоговые льготы на землю, свободные площади, дорога, которая была построена в рамках республиканской программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, – всё говорит о том, что количество резидентов будет расти. Так же, как и в другом промышленном парке – «Изыскатель», где сегодня уже девять резидентов. Здесь тоже свои достижения: местная минеральная вода признана одной из крупных федеральных сетей лучшей по качеству.

Идей и планов у местных предпринимателей хватит не на один год. Неугомонный Каюмов сегодня ломает голову над очередной задачкой, которую сам же себе и поставил. Конструирует аквабайк, который должен быть удобнее, лучше, чем те, что предлагаются на рынке. И никаких бензиновых движков – только электрический!

На Мензеле тем временем дожидается открытия навигации ещё одно его произведение конструкторского искусства – плавучий дом. Со всеми удобствами и, естественно, на электрическом ходу. Другого быть не может. Ведь одним из приоритетов развития мензелинцы определили экологический туризм.

Почему именно экологический? Потому что такого чистого воздуха, как в Мензелинске, где отсутствуют крупные предприятия, скорее всего, нет ни в одном другом городе. А ещё в районе есть Игимский Бор, в котором водятся косули, рыси, кабаны и редкие краснокнижные птицы, – настоящая природная сокровищница. Да что говорить, много ли вы знаете городов, в которые на лето прилетают лебеди? В Мензелинск прилетают.

ПРИРОДА В ГОРОДСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Посмотреть на лебедей летом в Мензелинск приезжают издалека. Белые лебеди, а ещё особо редкие – чёрные появляются на реке в мае – июне и обитают здесь до поздней осени. Чтобы любоваться ими, не обязательно даже спускаться к Мензеле – рассматривать горделивых красавцев можно прямо из парка имени Ленина, что в центре города. В стереотрубу, которую установили, когда обновляли парк.
В отличие от тех оптических устройств, что установлены для туристов в столицах, здешним можно пользоваться бесплатно.

Парк Ленина – одно из нескольких мензелинских общественных пространств, которые за последнее десятилетие создали или обновили в рамках федеральных и республиканских программ на средства грантов. Предложенные городом проекты победили в конкурсах, где были сотни других соискателей со всей страны, не случайно: парк Ленина, как и набережная с пляжем и променадом, можно сказать, пример образцового многофункционального пространства, где можно и отдохнуть, и спортом заняться, и получить новые знания.

Прогулявшись по природной тропе, которая проходит в парке среди вековых деревьев, вы узнаете почти всё о флоре и фауне района: таблички с рисунками – маленькая энциклопедия для всеобщего пользования. Чуть в стороне – спортивная тропа, где зимой рассекают лыжники, а летом – гонщики на лыжероллерах. Есть ещё историческая тропа, которая напомнит, что Мензелинск начинался с острога, который поднялся на высоком берегу Мензели ещё в XVI веке. А рядом – смотровая площадка, с которой открывается пейзаж, достойный кисти художника. И, конечно, место для пикников...

Так что экотуризмом, в принципе, можно начинать заниматься прямо в городе, благо парк этот – настоящий лес посередине города. Когда его обновляли, кстати, постарались сохранить все деревья – не убрали ни одного здорового.

А хотите совершить путешествие по живописным мензелинским рекам – не хватит и месяца! Мензеля с островами – вот она. Чуть дальше – красавица Кама. И ещё Ик, что ужом извивается среди здешних лесов и полей. По протяжённости водоёмов мензелинцы – настоящие богачи. Река Ик протекает сразу в трёх российских регионах, но больше четверти её – в Мензелинском районе, где она впадает в Каму...

Правда, рассказывая о богатствах своего края, мензелинцы обязательно вспомнят и печальное. Четыре года назад здесь подстрелили пару белых лебедей. Негодяи были заезжие и далеко не ушли – их тут
же задержали. Лебеди, к счастью, после трагического случая прилетать не перестали, птицы будто чувствуют: Мензелинск и мензелинцы – это территория добра.

Даруя когда‐то Мензелинску статус города, императрица утвердила герб, на котором изображён кречет – символ изобилия. А ещё летящая птица в геральдике – символ возвышенных устремлений, дальновидности и духовности. Очень точный герб, правда?

Своё название летнее кафе унаследовало от ручья, что протекал когда‐то под стенами острога.

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: