Иностранцы в собственной стране
Что страшнее глухоты физической
19 июля 2017
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В импровизированном магазине нужно сделать покупку – в полной тишине, без возможности говорить. Сначала всем весело: участник руками показывает, что ему нужны батарейки для пульта. Он «прицеливается» куда‑то вдаль, затем разбирает воображаемый прибор… Бамс! Результат достигнут – ему вручают необходимое. Но уже следующее задание ставит людей в тупик. Как ни старается «покупатель», никто не может его понять: изобразить простую крупу на практике оказывается делом непростым.
Этот необычный квест я подсмотрела на одном из каналов «Ютуб». Его ведущая Елена Четыркина из Новосибирска считает, что только так слышащие смогут понять, каково это – быть глухим. Рассказываю об увиденном Венере Матяш – председателю Татарского регионального отделения Всероссийского общества глухих.
– Здорово! – говорит она на языке жестов. – Вот бы и у нас организовать что‑то подобное! Сегодня пропасть между нашими мирами просто огромна – мы живём в каких‑то параллельных реальностях...
По данным Министерства здравоохранения РТ, в республике в частичной или полной тишине живут около 22 тысяч человек – если сравнивать по численности, получается, что в этой «параллельной реальности» находится небольшой татарстанский городок!
ИНОСТРАНЦЫ В СОБСТВЕННОЙ СТРАНЕ
В 2012 году в жизни глухих настали перемены, во всяком случае, так они посмели надеяться. На законодательном уровне русский жестовый язык был признан официальным языком общения, в том числе «в сферах устного использования государственного языка». Закон обязал органы госвласти и местного самоуправления создать условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по сурдопереводу. Но, как утверждают сами глухие, пока эти светлые начинания так и остались начинаниями.
– К сожалению, нормативная база по нашему вопросу до конца не разработана, – поясняет Венера Матяш. – Не приняты подзаконные акты, которые помогли бы решить эту проблему на местах. Например, как организовать работу переводчика в школе или поликлинике? Вопрос подвис – ни Минобраз, ни Минздрав до конца не готовы его решить.
Впрочем, есть и другой аспект – острый дефицит самих переводчиков. Сегодня их на всю республику 35 человек. И всё же Венера Матяш смотрит в будущее с надеждой.
– Десять лет назад контактов с органами власти мы вообще не имели, – рассказывает она. – Сегодня работаем с Кабинетом Министров РТ, вошли в программу «Доступная среда», количество сурдопереводчиков постепенно растёт, хотя профессионалов среди них по-прежнему очень мало. У нас есть родители глухих детей, которые хотели бы помочь, но нельзя просто прийти и начать переводить. Сначала нужно пройти аттестацию у нас. Это гарантирует качество жестов.
Венера Матяш, председатель Татарского регионального отделения Всероссийского общества глухих, говорит на жестовом языке слово «забота». Так же, как и мы, она хочет привлечь ваше внимание к проблемам людей с нарушениями слуха.
В аттестационной комиссии глухие люди. Самое сложное в экзамене – обратный перевод. Это когда глухой говорит на языке жестов, а специалист переводит голосом. 80 процентов из тех, кто пытается сдать экзамен, это задание не выполняют. А ведь оно – самое важное. Если, например, на суде неправильно перевести показания, можно и невиновного за решётку упечь.
Мы с Венерой Мунировной общаемся через прекрасного переводчика Вику Барабанову. Вика – CODA (от английского «child of deaf adult», что означает слышащий ребёнок глухих родителей). Она живёт в двух мирах, поэтому выбирает для нашего проекта слово «жесты». От себя добавляет, что неплохо бы организовать и курсы международного жестового языка. Сегодня потребность в этих знаниях уже назревает. Так, на недавно прошедший в Казани DeafSkills – первый чемпионат рабочих профессий для неслышащих людей – пришлось приглашать переводчика из Москвы. Что же касается самих глухих, то им, участникам из разных стран, в среднем потребовалась пара дней, чтобы начать понимать друг друга.
ЖЕСТ, ЛОМАЮЩИЙ ПРЕГРАДЫ
Язык жестов не скудный и в идеале мало чем уступает разговорному. К тому же он образный. Так, глухие часто подмечают какие‑то тонкости и дают людям свои узнаваемые имена.
– У меня кличка Очки, – смеётся Венера Матяш. – Это потому, что я ношу очки. А у одного моего знакомого – Большое ухо, тоже по известной причине. Мы это нормально воспринимаем – так легче запомнить и удобнее говорить.
Перед тем как отправиться в общество глухих, я нахожу на «Ютубе» видеокурс по самым простейшим жестам. «Здравствуйте!» – да, теперь я знаю, как поприветствовать глухого человека. Но внезапно возникший языковой барьер мешает мне сделать это в первую нашу встречу. А зря.
– Я всегда советую слышащим: в общении с глухими чаще улыбайтесь, ведь они уделяют большое внимание мимике, – объясняет мне Венера Мунировна. – А уж если поздороваетесь на языке жестов, они сразу же распахнут перед вами свой мир!
Кстати, первыми за долгие годы в этот мир постучались люди верующие. Так, в прошлом году в общество глухих обратился отец Сергий – священник из храма преподобного Сергия Радонежского пригласил неслышащих в церковь.
– Я ему тогда сказала, что глухие уже давно отошли от церкви, предложила провести первые встречи у нас, – рассказывает Венера Мунировна. – Он с удовольствием приходил, а затем люди и сами в храм потянулись. Теперь каждую субботу у них литургия, на которой работает переводчик. А в этом году к нам обратились из мечети «Ярдэм». У них есть свой реабилитационный центр для слепых, там читают Коран по технике Брайля. Пригласили и нас. Арабский глухому человеку тяжело даётся, но, если есть желание, всё можно преодолеть. Конечно, глухие не могут слышать призыв на молитву, но молиться-то они могут. В этом им помогают два переводчика. Интересно, что некоторые сотрудники мечети заинтересовались изучением жестового языка. Движение есть!
В республике острый дефицит сурдопереводчиков. Вика Барабанова – одна из них. Вика – слышащий ребёнок глухих родителей. Она живёт в двух мирах, пропасть между которыми сегодня в нашем обществе огромна. Для нашего проекта выбирает слово «жесты».
МЕЧТА ИЛЬФАТА
– Какой миф о глухих людях вам хочется развенчать в первую очередь? – спрашиваю у Венеры Матяш.
– Что мы – умственно отсталые, что невозможно найти с нами общий язык. И да! То, что мы не можем работать.
Действие последнего предубеждения с лихвой испытал на себе Ильфат Салахов. В апреле на конкурсе профессионального мастерства среди глухих DeafSkills неслышащий сварщик показал блестящие результаты. Это отметила и главный эксперт по сварке Светлана Дюкова, которая к тому же является национальным экспертом WorldSkills Russia.
Ильфат родился в Апастово, в семье слышащих родителей. Жесты впервые увидел в Казани, в детском саду, а затем в процессе совместных игр обучил им и свою слышащую сестрёнку – сегодня она во многом помогает его семье. Сварку впервые начал осваивать у себя в посёлке. Благодаря папе стал специалистом: учились вместе на заводе, там и получили разряд. Сегодня Ильфат – истинный мастер своей профессии, обладатель высшего 6‑го разряда. Вместе с тем рассказывает, что даже при своих знаниях ему понадобилось несколько лет, чтобы устроиться на достойную работу. Уточняет: нашёл её не сам – помогло общество глухих.
– Три года мне везде отказывали, работал в лучшем случае токарем, а то и дворником приходилось, – рассказывает он.
Иногда Ильфату, пользуясь его безвыходным положением, за квалифицированный труд предлагали мизерную зарплату. Но чаще всего говорили: глухому на стройке не место. После того звонка из общества глухих работодатель просто согласился посмотреть на Ильфата, дать ему тестовое задание. А увидев результат, сразу же принял в штат.
– Мы с моим начальником нормально общаемся, – сообщает Ильфат. – Он старается объяснить, даёт чертежи – я их легко читаю. Он доволен. Тот, кто работает с глухими, знает, что мы аккуратные, умеем сосредоточиться, нас ничто не отвлекает, мы не болтаем попусту и делаем большой план. У меня есть знакомая – глухая, тоже не могла найти работу, захотела стать сварщицей. Я её научил. Уже вторую неделю работает. Отношение к нам хорошее.
Мне радостно за Ильфата и одновременно страшно. Только вдумайтесь: человек готов свернуть горы, он сильный, психически и умственно здоровый, он – самый обычный. Но, окутанный тишиной, он не сможет вырваться из своего вакуума, пока кто‑то извне не протянет ему руку помощи или даст хотя бы один шанс доказать эту свою «обычность». Право на труд гарантировано нам Конституцией, но глухим людям в этом праве нередко отказывают.
На конкурсе профессионального мастерства среди глухих DeafSkills Ильфат Салахов показал блестящие результаты. Но, несмотря на это, он знает, как сложно сегодня неслышащему человеку найти работу. «Я хочу, чтобы нам давали шанс», – говорит Ильфат и выбирает для нашей фотосессии слово «труд».
Анатолий Кочергин, директор Казанского учебно-исследовательского и методического центра при КНИТУ – КАИ, профессор и доктор технических наук называет вещи своими именами. «Дискриминация» – это слово в нашей беседе он произносит не один раз. Большой специалист в области акустики посвятил себя подготовке глухих инженеров, и сегодня под его началом учатся 85 ребят. Первый выпуск состоялся в прошлом году, но из шестнадцати человек трудоустроить получилось лишь шестерых. Этим летом диплом инженера получат ещё семнадцать.
– Они хорошие работники, многое умеют, добросовестные и не будут бегать с места на место, к тому же способны сконцентрированно работать в условиях шума, – перечисляет Кочергин достоинства своих выпускников. – Самое большое препятствие – сложности коммуникаций. Поэтому хотелось бы, чтобы первое рабочее место государство им гарантировало. Но это, к сожалению, пока не совсем получается…
По словам Анатолия Васильевича, в условиях дефицита рабочих мест работодатель идёт по пути наименьшего сопротивления – отказывает глухому человеку сразу же, даже не разбираясь в его знаниях.
– На Западе за такое и засудить могут! Наше общество пока не готово к таким выпускникам, но ничего, потихоньку мы это преодолеем. Эти ребята представляют определённую ценность. Уверен, что работодатели ещё будут гоняться за ними, когда поймут это.
Кочергин предлагает своё решение коммуникативных проблем, возникающих при трудоустройстве людей с нарушениями слуха. Во-первых, можно ставить перед ними задачу в письменном виде и так же получать отчёт о выполненной работе. Во-вторых, можно трудоустраивать таких специалистов парами: одного глухого, второго – слабослышащего. С последними найти варианты общения проще, а через них будет проще общаться и с глухими.
Сегодня закон устанавливает определённые квоты для приёма инвалидов на предприятиях, где численность работников превышает сто человек. От 2 до 4 процентов – именно столько людей с ограниченными возможностями там должно работать. Но, по словам Анатолия Кочергина, директора с лёгкостью обходят это требование.
– Они мне говорят: «А у нас уже есть инвалиды!» И кто они? Люди с третьей группой, у которых к пятидесяти годам заболела печень или почки? Мы хотим выйти с предложением, чтобы на законодательном уровне в этой четырёхпроцентной квоте один процент отдали инвалидам по слуху. Вот это решит проблему!
В пример Анатолий Кочергин приводит Кипр. До 2000 года там два процента квот из четырёх отдавались глухим. Но вот государство решило увеличить общую квоту на трудоустройство инвалидов до 8 процентов, но не выделило в отдельную группу инвалидов по слуху – сразу же начались проблемы. Потому что глухие, несмотря на свои способности работать по многим специальностям наравне со слышащими, являются сегодня самой сложной в плане трудоустройства категорией людей с ограниченными возможностями. Страх непонимания в обществе людей оказался одним из самых сильных.
– У глухих есть огромное желание учиться и работать, – говорит Венера Матяш. – Сейчас в Казанском торгово-экономическом техникуме у нас обучается две группы. Есть среди них и будущие повара, которых департамент продовольствия и социального питания согласен трудоустроить. Это первый показательный опыт в республике – ждём результатов!
МЕЧТА ОЛИ
Вот если бы в городе хотя бы ненадолго повесили рекламные щиты с основными жестами, чтобы люди слышащие смогли прикоснуться к миру глухих! Именно об этом мечтает Ольга Пранцузова. Оля – гордость нашей республики, правда, об этом мало кто знает. Она – призёр трёх Сурдлимпийских игр, обладательница 9 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовых медалей. Сегодня Ольга тренирует детей с нарушениями слуха, среди её воспитанников есть очень способные.
– Ребята стараются, хотят стать чемпионами, – рассказывает она. – Например, Азат Гафаров – очень сильный, талантливый человек, без воды жить не может! Я считаю, что у него большое будущее. Сейчас мы с ним готовимся к будущим Сурдлимпийским летним играм.
Своими успехами и сложившейся карьерой Оля обязана маме и тренеру, которая не побоялась взять её в слышащую группу. До этого её никуда не брали. Вспоминает, что сначала было очень тяжело, понадобилось время, чтобы адаптироваться друг к другу. Но главное – желание, если оно есть, то всё можно преодолеть. И вот уже тренер – вторая мама, а бассейн – второй родной дом, где среди слышащих девчонок появились подружки. Со временем они выучат часть жестов и понесут эту детскую дружбу в свою взрослую жизнь.
– Чтобы общаться со мной, мама выучила жесты, – рассказывает Ольга. – Она устроилась учителем в школу для глухих, когда я туда поступила, и «выпустилась» вместе со мной, чтобы помочь мне окончить Академию физической культуры, спорта и туризма.
Оля благодарна своей маме и считает, что ей очень повезло, потому что одной из самых больших проблем глухих людей сегодня является образование.
– Глухим не хватает грамотности, – подтверждает Венера Матяш. – Советская система обучения была эффективной, но она полностью разрушена. Сегодня в специализированной Казанской школе-интернате имени Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья многие преподаватели не знают жестового языка, материал часто дают в письменном виде. Детям сложно, они теряют интерес к учёбе.
Плоды этого пожинает и Казанский учебно-исследовательский центр КНИТУ – КАИ. По словам Анатолия Кочергина, здесь закладывают целый год на то, чтобы просто подтянуть своих студентов по школьным предметам.
– В настоящее время у глухих ребят слабый словарный запас. Начинаем давать материал – много слов приходится объяснять. Некоторые испытывают трудности даже с чтением и письмом. Если бы в школе их хорошо учили, проблем бы не было! Раньше в школе было чёткое разделение на слабослышащих и глухих – и это правильно.
Анатолий Васильевич считает, что глухого человека нужно сразу обучать жестам, а не стараться научить устному языку, как это делают сейчас. А вот слабослышащим, наоборот, давать жестовый язык нужно не раньше шестого класса, чтобы они учились общаться с помощью речи, не сворачивая на более лёгкий путь.
В мае республиканское отделение общества глухих совместно с родителями поставило вопрос школьного образования ребром. К разбирательству привлекли Министерство образования и науки республики, Министерство труда, занятости и социальной защиты, Уполномоченного по правам ребёнка и даже Минздрав. За советом обратились во Всероссийское общество глухих – в Москве этой проблемой озаботились уже давно и есть положительный результат, обещали прислать рекомендации.
Для нашего фотопроекта Ольга Пранцузова выбирает жест «победа». На мой взгляд, в данном случае у него двойной смысл: чтобы выбиться в люди, глухому человеку в нашем обществе нужно быть настоящим победителем.
– Мне бы очень хотелось, чтобы слышащим больше о нас рассказывали, – прощается со мной Венера Матяш. – Например, слышащие понимают людей в колясках. Да, им больно смотреть на них, но в общении проблем нет. Но когда они видят глухого человека – физически здорового, но машущего руками и мычащего, то воспринимают его как умственно отсталого. Я хочу, чтобы слышащие поняли, что мы ничем не отличаемся, и наши два мира объединились.
Я долго думала, как мне закончить этот материал. В конце концов решила следовать примеру глухих и изъясняться предельно ясно. Этим материалом я хочу привлечь ваше внимание к людям с проблемами слуха – на каком бы уровне социальной лестницы вы ни находились, какими бы возможностями ни обладали. От решения вопросов образования и трудоустройства до простой улыбки, адресованной тому, кто живёт в тишине. Кстати, для нашей фотосессии Венера Матяш выбрала жест «забота».
Ольга Пранцузова говорит вам на языке жестов: «Победа!» И дело даже не в том, что она – призёр сразу нескольких Сурдлимпийских игр. Чтобы выбиться в люди, глухому человеку в нашем обществе нужно быть настоящим победителем.
Добавить комментарий