Муральный кодекс: по каким законам развивать искусство улиц и площадей
Монументальный ренессанс
14 сентября 2020
За лето 2020 года это как минимум третья масштабная работа художника в столице Татарстана. В целом за последние пару лет муралов в Казани прибавилось на порядок. Редакция журнала разбиралась, как же всё это можно понимать.
Казань. Роспись на торце дома № 18 по ул. Космонавтов. Авторы Caktus и Maria, 2019 год (Италия).
Казань, роспись торца дома № 20по ул. Бондаренко. Автор Pixelpancho (Италия).
О ЧЁМ ГОВОРИТ РОБОТ
«Мураль – жен. (спец.). – произведение настенного изобразительного искусства, монументальной живописи». Такое определение этого вида творчества даёт Толковый словарь Ожегова 1992 года издания. Сегодня изображения, выполненные художниками на стенах зданий, чаще называют муралами, забыв про «женское» происхождение слова. В 2012 году глобальным «разрешённым вторжением», как назвал муралы один из моих собеседников, стал международный фестиваль стрит‑арта и граффити Like It. Art. Художники из России, Украины и Польши, Италии и Германии, Испании, Сербии и Бельгии расписали почти три десятка казанских объектов. Многие из них сохранились и даже спустя восемь лет выглядят актуально. Поэтому изучать «муральный» вопрос мы начали с одной из этих картин. Мурал итальянского художника Пиксельпанчо «Елизавета. И мы будем лётчиками!» изображает стоящих на лугу робота и пионера с моделями самолётов в руках. Он украшает торец дома № 20 на улице Бондаренко. Здесь мы и предприняли попытку изучить общественное восприятие арт-объекта.
– Это был конкурс, расписывали разные зарубежные художники. Вот тот, последний, рисовал британец, поэтому там написано «Елизавета», – объясняет нам девушка лет восемнадцати, указывая в сторону мурала Пиксельпанчо.
– Вам нравится?
– Ну да, интересно.
– Туристов может заинтересовать, – неожиданно добавляет спутница девушки.
Наша следующая респондентка, дама среднего возраста, настроена более скептично:
– В принципе, мне нравится идея рисунков на домах. Не на всех подряд, конечно. Интересно, когда это определённые места. Что касается конкретно этих граффити, то мне не нравится. Я не понимаю, что здесь изображено. Пожалуй, было бы лучше, если бы это было фэнтези или что-то сказочное. Но с помощью этих рисунков очень удобно объяснять, как пройти или проехать, тем, кто плохо знает наш район.
Дальше мы начинаем рассылать фото с «Елизаветой» друзьям и знакомым с просьбой поделиться впечатлениями. «Это же аллегория Туполева и Советского Союза, который научил его строить самолёты», – приходит ответ. А в следующем сообщении: «Ну, это про то, что мир перевернулся. Раньше люди учили роботов, теперь роботы учат людей. В Авиастроительном районе «Елизавету» бы оценили».
СМЫСЛ В ДВЕНАДЦАТЬ ЭТАЖЕЙ
– Однажды знакомые ребята рассказали, что хотят нарисовать под «Миллениумом» Боба Марли. Я посоветовал им нарисовать Фатиха Амирхана и Виктора Цоя, сидящих на кухне и слушающих Джими Хендрикса. Вот это было бы интересно, – говорит креативный директор лейбла Yummy Music, журналист и экскурсовод Радиф Кашапов.
Мы стоим около монументального портрета Тукая на доме № 64 по ул. Татарстан. Рядом ларёк с фруктами и автомат с артезианской водой. Люди с любопытством смотрят на нас, рассматривающих мурал, и на сам мурал.
– Это рисовал Дамир Бозик, а мы его знаем в основном как участника всяких психоделических «ночей музеев». Его стиль – смешение фантастических мотивов. И здесь Тукай получился таким сказочным. Мне кажется, это очень хороший образ. Исследователь Михаэль Фридерих в своей монографии* писал о том, как другие учёные меняли образ Тукая: он был певцом ислама, защитником народа, представителем буржуазии – в зависимости от политического контекста. И вообще, есть версия, что известный нам портрет Тукая – это не его портрет, потому что он не был так замечательно красив, – просвещает нас Радиф.
– А то, что он немного непропорционально изображён, тебя не смущает?
– Ну, можно тогда просто фотографию повесить и ничего не рисовать, – парирует Радиф. – Памятники нужны, чтобы около них проводить дни памяти. А муралы – чтобы около них медитировать. Набираешь воду в автомате – и медитируешь. Мне кажется, что Бозик свою задачу выполнил. Такие изображения должны вызывать какой‑то отклик внутри тебя. У нас же всё как‑то в духе агитплакатов рисуется. А героизация в таких изображениях отталкивает. Я бы хотел увидеть Джалиля на отдыхе, а не в застенках Моабита. Как раз потому, что про Моабит многим известно, а про то, каким Джалиль был в жизни, – нет.
Радиф рассказывает, что благодаря исследованиям историка и исламоведа Альфрида Бустанова художникам в Альметьевске удалось создать необычный концепт мурала с изображением Ризаитдина Фахретдина.
– Анализ – это всегда плюс. Его хотелось бы больше. Если ты создаёшь изображение величиной с дом, то и смысла в нём должно быть столько же, – уверен Радиф. – Вот про Хайдара Бигичева много чего можно нарисовать. Про него вообще можно снять полноценный байопик, про его психотравму и сложную судьбу.
– А туристы поймут?
– Если это (и не только это, а среда вообще) будет делаться для местных жителей, то и туристам будет интересно. Но даже для вау-эффекта можно найти какие‑то ходы. Например, всю гостиницу «Амур» расписать портретами Тукая.
Фридерих М. Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы. Казань: Татарское книжное изд-во, 2011.
– Это рисовал Дамир Бозик, а мы его знаем в основном как участника всяких психоделических «ночей музеев», – говорит Радиф Кашапов.
УЛЫБКА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЖДАЛИ
– Престиж уличного искусства в России неочевиден. В Берлине мурал известного художника повышает стоимость недвижимости. У нас чиновники воспринимают это как модную ерунду, а не как искусство и часть облика города, – говорит журналист Антон Хитров.
Мы стоим посередине улицы Баумана. Над толчеёй и кафешками – Мона Лиза, сжавшая губы «уточкой» для селфи. Именно эту «настенку» мы и собрались обсудить.
– Крутые художники и как можно больше контакта с тем местом, где должно быть изображение, – вот два главных момента в создании качественного мурала. Идентичность арт-объекта очень важна. С его помощью создаётся дополнительный смысл для живущих и работающих здесь людей. Если нанести изображения морских узлов на бетонные стены в Адмиралтейской слободе, это напомнит людям о её истории. Это же круто – жить там, где когда‑то строили корабли, – высказывает своё мнение Антон. – Кроме того, такие символы делают место понятным и запоминающимся для гостей. В городе Иваново отремонтировали конструктивистский вокзал, сохранив его архитектуру. И в холле поставили ткацкий станок. Его можно потрогать. Ты сразу понимаешь, о чём это.
За нами и перед нами люди фотографируются на фоне Моны Лизы. Я всё жду, что появятся знаменитые и ужасные поролоновые лошади, но их нет.
– Уличное искусство возникает там, где среда недостаточно говорит: в «спальниках», промзонах, на железных дорогах. Там мурал может быть ориентиром, а может работать на решение какой‑то локальной проблемы. А мы в историческом центре, насыщенном смыслами, и здесь в целом стрит‑арту не место. Но главная проблема этого изображения в том, что оно никак не связано с локацией. Как связаны улица Баумана и Мона Лиза? – продолжает Антон. – Кроме того, здесь много вопросов к качеству рисунка. Если ты воспроизводишь шедевр, то, может быть, стоит его переосмыслить или хотя бы хорошо скопировать? Вместо того чтобы сделать улицу неожиданнее, интереснее, мы делаем её ещё более тривиальной и замусоренной. Отличный пример – проект в Альметьевске. Казань заслуживает не менее тщательного подхода. И тут дело только в политической воле.
– Крутые художники и как можно больше контакта с тем местом, где должно быть изображение, – вот два главных момента в создании качественного мурала, – высказывает своё мнение Антон Хитров.
ОПТИЧЕСКАЯ АЛЛЮЗИЯ
– Монументальное искусство всегда было частью внешней городской среды. В относительно недавнем советском прошлом его представляли витражи и мозаичные панно. Сейчас мастеров, которые могли бы создавать такие произведения, почти не осталось. И эту традицию продолжают муралы, – говорит Дина Ахметова, главный научный сотрудник – советник директора по национальному искусству Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. – В Казани и республике есть интересные художники. Но пока появление качественных работ у нас происходит несколько хаотично. При этом есть замечательный опыт проекта в Альметьевске. Группа исследователей несколько месяцев изучала местную культуру, фольклор, современный быт. На этой основе были разработаны сюжеты для муралов. Сейчас их около двадцати, и, судя по всему, проект будет продолжаться. Подобные инициативы – отличный вклад в пиар-кампанию города и республики. Хотелось бы больше таких проектов.
Дина Ахметова родилась и живёт в Дербышках, потому мы просим её съездить с нами к муралу, который в 2020 году в этом районе создал стрит-арт-художник из Сибири Василий Каптырев.
«Я не ставлю перед собой задачу создать философскую притчу или затронуть наиболее острые социальные проблемы современного общества. Наоборот, хочу обратить внимание на события или мимолётные ситуации, остающиеся незамеченными в ритме большого города», – сказал Каптырев в одном из интервью. Что же, на торце здания мы обнаруживаем изображение девочки, стоящей на фоне зелени и разного формата колонн. В руках у неё – маленький деревянный домик, кажется, образ рабочих бараков, с которых в 1930‑х годах начинались Дербышки.
– До войны это был посёлок городского типа. Потом сюда эвакуировали ленинградский завод, а вместе с ним полторы тысячи специалистов. Так что Ростральные колонны справа от девочки, скорее всего, символизируют этот период, – комментирует граффити Дина Ахметова. – Другие колонны – это, пожалуй, Дом культуры, который долгие годы был сердцем района. В Дербышках в советское время жила интеллигенция. В ДК приезжали интересные люди. С тех пор многое изменилось. Но пазл Дербышек остаётся прежним – сталинки, хрущёвки, завод, ДК. Что означает девочка – сложно сказать. Хочется думать, что будущее.
– С тех пор многое изменилось. Но пазл Дербышек остаётся прежним – сталинки, хрущёвки, завод, ДК. Что означает девочка – сложно сказать. Хочется думать, что будущее, – говорит Дина Ахметова.
Фото: Александр Ефремов
Ксения Сёмина
Добавить комментарий