Музей археологии дерева в Cвияжске
На острове-граде Свияжске, чуть правее пристани, возвышается пригорок. Но стоитподойти поближе, и окажется, что это не просто холм. Внутри скрыт Музей археологического дерева.
11 марта 2020
Избы, маленькие и неказистые, стоят, прижавшись друг к другу. Не фасадами на улицу, как мы привыкли, а немного наискосок, так, чтобы каждый хозяин из своего окна видел всю улицу, – такая вот средневековая система общественной безопасности. Окна из слюды говорят о том, что хозяева зажиточные: слюда – материал привозной, и не каждый может себе позволить такую роскошь. Чаще всего встречаются окна из бычьего или рыбьего пузыря. Слава богу, рыбины в Свияге огромные водятся.
– Красное окно, «застеклённое», имело смысл прорубать только в красной избе. Красной называлась та изба, в которой печь топилась по-белому. А вот если печь топилась по-чёрному, без дымохода, такая изба называлась курная. И в ней без такого вот средневекового кондиционера было не обойтись. Это волоковое окно. От слова «волочить». Похоже на шкаф-купе? В XVI веке повсеместно – и в домах, и в банях, и в храмах – применяли такие окна. А в курной избе их, как правило, было три: под потолком; там, где хозяйка готовит еду, чтоб не угорела; и на уровне глаз хозяина. А где его место? Конечно, в красном углу – под иконами. Ведь он должен видеть, кто по улице идёт, кто в ворота заходит…
ВСЁ НА СВОИХ МЕСТАХ
Прекрасную возможность окунуться в Средневековье нам предоставляет Ольга Малахова, экскурсовод Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск». Для полноты ощущений Ольга Анатольевна предлагает нам пройтись по средневековой улице:
– Вот этот переулок диной 30 метров и шириной 2,6 метра существовал на этом самом месте в XVI веке. Археологи обнаружили здесь мощение корой и щепой. А выше подиум,по которому становится понятно, что в XVII веке улицу мостили уже плахами и тесинами. Понятно, что это вторичное их использование, в доме эти материалы отслужили, можно ими уже и улицы замостить.
– Как всего за 100 лет мог нарасти такой огромный культурный слой?
– На самом деле проблема в том, что здесь, в низовой части Свияжска, всегда была слишком влажная почва. И чтобы не месить грязь, люди мостили не только улицы, но и дворы, – объясняет наш гид. – А поскольку делалось это достаточно регулярно, постройки очень быстро уходили под землю. Через пару поколений уже нужно было возводить новый дом, потому что прежний превращался… в землянку. Вот и весь секрет. Особенность нашего музея в том, что здесь показаны все этапы развития города – от момента его основания в середине XVI века до XVIII века. Срубы домов и хозяйственных построек, заборы и мостовые – всё ровно на тех местах, где их нашли.
ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Музей археологии совсем ещё молод –ему лишь год с небольшим. Его коллекция сформировалась благодаря самой природе. Так называемому влажному археологическому культурному слою. «Влажным» он называется потому, что обильно насыщен водой и в нём происходит консервация всего органического материала, хрупкого в других обстоятельствах, – дерева, кожи, шерсти…
В музее удивительным образом соседствуют футуризм и древность. Отсутствуют жёсткие музейные условности, но нет и излишнего авангардного напора – получилось компромиссное пространство истории и модерна.
Снаружи музей можно принять за небольшой холм.
– Такая форма была выбрана не случайно, – объясняет Ольга Малахова, – эксперты ЮНЕСКО посоветовали найти нетрадиционное архитектурное решение, которое к тому же вписалось бы в облик заповедника.
Музей расположен прямо на месте раскопа. Сам раскоп – в центре. Экспонаты разведены по вертикальным уровням в зависимости от времени их находки. Самый нижний – это середина XVI века, момент застройки Свияжска, выше – начало XVII века, дальше, на подвесах, – конец XVII – начало XVIII века.
А по сторонам раскопа располагаются витрины с экспонатами, в том числе и интерактивными. Так что посетители вполне могут обойтись без экскурсовода и самостоятельно найти много для себя интересного. С одной стороны – находки, рассказывающие о строительных технологиях XVI–XVII столетий. С другой – многочисленные орудия труда, игрушки, ювелирные изделия, кухонная утварь, предметы из лыка, вооружение, монеты. Самые древние экспонаты – посуда булгарского типа и монеты того времени… Всего более 1600 экспонатов.
СЕРМЯГА – НАСТОЯЩАЯ, НАРОДНАЯ
– Прежде чем стать музейным экспонатом, любая археологическая находка проходит через руки реставраторов, очень терпеливых и скромных волшебников, – Ольга Малахова подводит нас к витринам с реставрационным инструментарием. – Реставраторы остаются в тени научных открытий, больших имён. Хотя и владеют не только историческим и культурологическим контекстом, но ещё и на «ты» с физикой и химией. Представляете, нашли такой комочек, поколдовали-поколдовали – и в результате перед нами ткань. Мы говорим «сермяжная правда», а многие даже не знают, что такое сермяга. На самом деле это домотканое полотно из шерстяных и льняных нитей. Вот оно, перед нами! 400 – 500 лет назад наши предки, самые обычные люди, носили одежду именно из такой ткани.
Скобяные изделия – петли, скобы, а ещё гвозди в ту эпоху стоили недёшево, и умельцы научились обходиться без них. Эта дверь, например, изготовлена без петель. Внизу двери – пята, как штырёк, а в косяке – паз. Вот оно, ноу‑хау XVI века! И сегодня в наших квартирах и домах по тому же принципу, на штырях, стоят металлические входные двери. Всё новое – хорошо забытое старое.
Мы узнаём, как древние мастера самыми разными способами рубили срубы, очищали брёвна от коры, без помощи пилы разбивали их на доски, изготавливали тесину… Автор современной реконструкции строительных технологий – Александр Попов, авторитетный специалист в области средневековой архитектуры, реставратор по дереву из Вологодской области. Мы видим топоры, скобели для очистки коры, долота, свёрла, конопатки и даже пилы. Из рассказа нашего гида узнаём, что последними русские мастера пользовались мало. Почему?
– Пила расщепляет волокно древесины, дерево от этого быстрее загнивает. Тогда как топор, делая скол, сминает микропоры дерева и осуществляет естественную консервацию. Предки наши, конечно, ничего не знали о микропорах, они до всего доходили опытным путём.
«ГОРОД ЖИВЁТ СЧАСТЬЕМ СВОИХ ЛЮДЕЙ…»
Нагулявшись в Средневековье, двигаемся к выходу из музея. И здесь нас ожидает совершенно завораживающая картина. Древний град Свияжск живёт своей жизнью. Вот едет гружённая бочками телега, паром пошёл на другой берег. Здесь же, у берега, прачки стирают бельё. Ранее деревянная церковь Святых Равноапостольных Константина и Елены перестраивается в каменную, а на одной из соседних улиц тушат пожар. Тут свадьба, а там крёстный ход. Здесь чистят рыбу, а чуть дальше стоит задумчиво верблюд…
Всё это действо происходит на 21-метровом панно с воссозданным бытом Свияжска XVII века. На нём ожили 450 персонажей в 120 мизансценах. Конечно, это не исторический документ, но великолепная иллюстрация, настоящее художественное произведение, созданное свияжским художником Рашидом Сафиуллиным совместно со специалистами творческого объединения «Самрух». Весь средневековый антураж: строения, предметы, ремёсла, одежда и сами сюжеты – реконструированы по рисункам и описаниям в исторических источниках.
Загадка: откуда в средневековом Свияжске взялся верблюд?
Отгадка: всё очень просто. Казанское ханство имело серьёзные торговые связи со Средней Азией и странами Востока. Присоединив эту территорию, кто же будет рубить такую ниточку? Более того, есть фотографии начала XX века, где на казанских улицах стоят верблюды.
Подобных музеев в мире до этого существовало только два. Это шведский музей корабля «Васа» в Стокгольме и музей «Берестье» в Бресте (Беларусь). Свияжский стал третьим в мире и единственным в России.
Археологический раскоп в Свияжске был заложен в 2010 году. А три года спустя решили создать музей – когда стало ясно, что артефактов в раскопе много. К тому же появились технологии их консервации.
У входа в основной зал музея посетителей встречает такая вот стена с углубляющейся хронологией. Самый нижний слой – XVI век.
Вот что увидели археологи, которые пришли сюда на раскопки. Огромное количество щепы, среди которой постройки, утварь, игрушки, обувь, одежда... Заглянув в окошечки, мы застаём специалистов за работой.
ГДЕ:
Свияжск, улица Московская, д. 6
КОГДА:
Открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 часов.
ЧТО:
Музей археологического дерева «Татарская слободка»
Фото: Алсу Троицкая, Александр Гайнутдинов
Добавить комментарий