Как в Музее Баки Урманче создали «эффект присутствия» Мастера
Палитра, краски, кисти, большая картина на мольберте-треноге... Мастерская художника. Сам он наверняка где‑то здесь, рядом...
13 марта 2020
Ощущение, что художник не ушёл навсегда, а лишь вышел на время из комнаты, появляется, наверное, у каждого, кто впервые попадает сюда, в комнату, где выставлены личные вещи Баки-ага и где хранится незаконченный портрет. Отдадим должное сотрудникам музея, сумевшим создать «эффект присутствия» Мастера. В комнате, где он, между прочим, никогда не был.
Казанский Музей Баки Урманче разместился в особняке XIX века, где раньше была обычная коммуналка. Флора-ханум, вдова художника, в своё время сама выбрала этот дом, чтобы устроить экспозицию, она же при жизни сумела сделать так, что стены, никогда не видевшие скульптора, задышали духом его творчества. Личные вещи Баки-ага, предметы, сохранившие тепло его рук, – всё это принесла сюда она. Кстати, Флора Ахметова-Урманче, так много сделавшая для того, чтобы сохранить память о выдающемся сыне татарского народа, до последних своих дней работала здесь сотрудником, поясняет завмузеем Гелюся Асфандиярова.
Узнав об этом, начинаешь понимать, почему так трогает этот портрет Флоры-ханум. Баки Урманче писал, когда ему было уже за девяносто, но так и не успел закончить. Однако даже в незаконченном полотне сумел передать свою нежность и любовь к супруге.
Работы Мастера... Они подчас способны рассказать о нём даже больше, чем воспоминания современников.
ЧУДО ЗЕМНОГО БЫТИЯ
«Как удивительна природа! Мы привыкли к её ритмам и часто не замечаем их. Но если задуматься, то каждое утро и каждый восход солнца – чудо! И приход весны – тоже всегда чудо. Я смотрю на эти рассветы и вёсны восемьдесят лет и каждый раз словно впервые их вижу и удивляюсь разнообразию, богатству и неиссякаемости красоты», – эти слова Баки Урманче, сказанные им в одном из интервью много лет назад, – своего рода ключ к пониманию его творчества.
Пейзажи, натюрморты, жанровые картины, выставленные в галерее музея, написаны художником в разное время, в разных манерах, но в каждой он пытается передать это своё ощущение чуда. Может быть, поэтому подавляющее большинство его художественных полотен – такие светлые, яркие, жизнерадостные. В своём творчестве он продолжает радоваться, удивляться красоте, которая его окружает. И радовать нас, почитателей его таланта.
Всё это тем удивительнее, что испытания, которые выпали на долю Баки Урманче, вроде бы должны были привнести в его творчество трагические тона. Родившийся в деревне Черки-Гришино ныне Буинского района, он, сын имама, учился в казанском медресе «Мухаммадия», в Первую мировую был призван в армию, где начал увлекаться живописью. После революции писал лозунги и транспаранты для клубов и демонстраций, затем был ВХУТЕМАС в Москве, где Баки учился сразу на двух факультетах – скульптуры и орнамента. В Казани первого татарского художника с высшим образованием ждёт успех, но три года спустя, в 1929-м, начинается чёрная полоса. Урманче арестовывают – он в числе тех, кто подписал письмо Сталину с просьбой сохранить для татарского языка арабский алфавит, не переходить на латиницу. Такие вольности империя не прощает: Баки получает пять лет лишения свободы и отправляется на «перевоспитание» на Соловки.
Освободившись, он едет в Москву. Но с клеймом «враг народа» там не прожить. Урманче уезжает в Алма-Ату. Потом был Самарканд, Ташкент… Возможно, именно то, что Урманче не вернулся в Казань, и спасло ему жизнь: многие из сумевших выжить на Соловках в 1920-егоды были расстреляны позже – в 37-м, в 38-м…
В Казань Урманче вернётся лишь в 1958-м. Ему уже 61 год, многие в эти годы заканчивают творческий путь. Тем удивительнее, что почти все самые значительные свои произведения он создаст в следующие три десятилетия. Родина, куда он наконец вернулся, придала Мастеру новых сил.
Личные вещи Баки Урманче, предметы, сохранившие тепло его рук…
Не имея музыкального образования, он самостоятельно научился играть на скрипке.
Портрет жены Флоры Ахметовой-Урманче, так много сделавшей для того, чтобы сохранить память о выдающемся сыне татарского народа.
КРЫЛЬЯ ГЕНИЯ
«Снова осень увидев во сне, постиг я весну…» Эта строка из стихотворения, которое мог сочинить не просто поэт – философ. Размышляющий о тайнах бытия, пытающийся проникнуть в суть явлений. Автор – Баки Урманче. Скульптура, живопись… – для того чтобы выразить себя в этом мире, поделиться с другими своими мыслями, кисти и резца ему было явно мало.
Урманче – философ не только в своих стихах. Скульптурные портреты Габдуллы Тукая, Фатиха Амирхана, Дэрдменда, Назиба Жиганова, Шигабутдина Марджани, Кул Гали, выставленные на первом этаже музея, не просто удачная попытка воплотить в камне образы великих людей, добившись «похожести». Одному ему известными средствами Мастер смог наделить каждое из изваяний характером, настроением, мыслями, если хотите…
Здесь, среди его картин и скульптур, начинаешь осознавать, насколько велика роль Урманче в развитии татарского искусства. Крылья гения подняли это искусство на новую высоту. Одно крыло – скульптура Баки Урманче, другое – его живопись. И когда одни говорят, что Урманче стоял у истоков современной татарской живописи, а другие – у истоков современной татарской скульптуры, правы, конечно, и те и другие.
Кстати, Шигабутдина Марджани теперь можно увидеть не только в Музее Баки Урманче. В 2018 году в Казани на берегу озера Кабан открыли памятник известному татарскому богослову и философу. За основу скульптуры был взят вот этот выставленный здесь бюст Марджани, который изваял Урманче.
Думаю, Мастер тоже мечтал о том, чтобы его работа украсила Казань. Жаль, при жизни скульптора этого не случилось.
ШУРАЛЕ КАК ДУХ ПРИРОДЫ
С клеймом «враг народа» он прожил шесть десятилетий. Лишь в 1990 году, 6 июня, незнакомый молодой человек принёс в квартиру Баки Урманче официальную бумагу. Габдельбакый Идрис улы Урманчеев был репрессирован ошибочно – было написано в документе. Баки-ага прочитал его, отложил в сторону, какое‑то время смотрел в пространство. А потом произнёс:
– Что же вы за люди такие…
Ни жене, ни детям по этому поводу он больше не сказал ни слова. Слишком устал ждать. Жить ему оставалось три месяца.
– Баки Урманче, когда был молод, столько раз писал письма в разные инстанции с просьбой снять с него ярлык врага народа, – рассказывает экскурсовод Гульчена Абилова. – Ответа не получил ни на одно. То ли терялись где‑то его письма, то ли незаслуженно репрессированных было слишком много. Вернувшись в Казань, уже никому не писал: устал искать правду. Реабилитация, состоявшаяся незадолго до его смерти, связана с тем, что в 1990 году наконец-то открыли доступ к архивам...
За более чем 70-летнее служение искусству Баки Урманче создал десятки скульптур, сотни графических работ и живописных полотен. Те, что выставлены в музее на Щапова, – лишь малая часть его великого творческого наследия (многие работы хранятся в частных коллекциях, в других музеях, за пределами России. – Прим. ред.). Но и эта малая часть – полотна, графика, скульптура – даёт представление о масштабе его таланта. И о его удивительной многогранности.
«В гостях у Джамбула». 1946 год.
«Сбор винограда». 1958 год
В Музей Баки Урманче каждый день приходят люди. Студенты, школьники – все, кому дорого настоящее искусство.
Особые чувства Баки Урманче питал к творчеству Тукая. За свою жизнь он создал несколько скульптур поэта, сделал иллюстрации к его бессмертной поэме «Шурале». Шурале, можно сказать, стал одним из любимых героев Мастера. Больше двухсот работ в разных жанрах, от представленных здесь скульптурных композиций из дерева до графики, Баки-ага посвятил Шурале.
– В Шурале Урманче видит не просто мрачного жителя сказочного лесного мира – это дух природы, его символ, – поясняет посетителям основную мысль художника Гульчена Харисовна.
Кстати, ещё одно свидетельство многогранности таланта Урманче – музейный комплекс на родине Тукая в Кырлае, созданный целиком по замыслу Баки-ага. Любопытно, что художник не просто стал автором идеи и проекта. В 1979 году, когда началась стройка, Урманче прожил в Кырлае несколько месяцев. Он не только следил за тем, как воплощают в жизнь его замысел, – каждое утро отправлялся в лес и сам тщательно отбирал сосны. Может быть, поэтому брёвна, из которых сложили стены комплекса на родине Тукая, за десятилетия даже не потрескались…
А ещё Баки Урманче, не имевший музыкального образования, замечательноиграл на скрипке, освоил пять языков, обладал по-настоящему энциклопедическими знаниями. Талантливый человек талантлив во всём. В этом ещё раз убеждаешься здесь, в музее Мастера.
– Флора Ахметова-Урманче мечтала, чтобы этот дом меньше всегопоходил на привычный музей с мёртвыми пыльными экспонатами, – говорит тем временем заведующая музеем Гелюся Асфандиярова. – Кажется, получилось. Сюда, к Баки Урманче, каждый день приходят люди. Студенты, школьники – все, кому дорого настоящее искусство.
Автопортрет. 1947 год.
Скульптурные портреты Тукая, Амирхана, Дэрдменда, Жиганова, Марджани, Кул Гали не просто удачная попытка воплотить в камне образы великих людей, добившись «похожести». Одному ему известными средствами Мастер смог наделить каждое из изваяний характером, настроением, мыслями, если хотите…
Особые чувства Баки Урманче питал к творчеству Тукая. Больше двухсот работ в разных жанрах, от представленных здесь скульптурных композиций из дерева до графики, он посвятил Шурале, герою бессмертной одноимённой поэмы Тукая.
ГДЕ:
Казань, улица Щапова, д. 20
КОГДА:
Работает с 10:00 до 18:00.
Выходной день – понедельник
ЧТО:
Музей Баки Урманче
Фото: Лилиана Валитова
Добавить комментарий