На крыльях завтрашнего дня
Здесь, в Куркачах, на ежегодном празднике «Я выбираю небо!» почувствовать себя пилотом может каждый.
24 августа 2016
Малыш лет четырех сидит в кресле сверхзвукового ракетоносца Ту-22 М3. На глаза ему сползает шлем пилота. «На красную кнопку только не нажимайте – катапульта у кресла не отключена!» – шутя предупреждают сотрудники Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова. Здесь, в Куркачах, на ежегодном празднике «Я выбираю небо!» почувствовать себя пилотом может каждый.
В этом году авиационному празднику предшествовала 8-я Международная специализированная выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование» (АКТО-2016). Почти половина из более ста ее участников – республиканские компании. Производственное крыло отрасли (казанские авиационный и вертолетный заводы, моторостроительное объединение, ОКБ им. М. П. Симонова) уравновешивалось научным (АО «Казанский Гипронииавиапром», представительства Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, Казанский научно-исследовательский институт авиационных технологий и др.). Не в силах объять необъятное, «Татарстан» попробовал выяснить, в каком направлении движется наша авиация.
Под знаком Ту
И на выставке, и на авиашоу то и дело звучали высказывания о заглавном авиационном проекте Татарстана – модернизации и воспроизводстве стратегического бомбардировщика Ту-160. Значимость его старта на заседании Координационного совета предприятий машиностроения РТ, состоявшемся в первый день выставки, подчеркнул Президент Татарстана Рустам Минниханов: – Процесс перезапуска производства на базе Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова стратегического бомбардировщика Ту-160 – один из крупных проектов, реализуемых в Татарстане. Уверен, что возрождение этого производства придаст импульс и целому ряду смежных направлений, – отметил Президент. Представители завода раскрывать детали проекта отказались, но отметили, что задачи, стоящие перед предприятием, требуют, помимо прочего, и существенного наращивания кадрового потенциала. – В связи с проектом модернизации Ту-160 мы активно набираем технологов и конструкторов, – рассказала директор по персоналу КАЗ им. Горбунова Мария Сивко. – Приоритет отдаем выпускникам КНИТУ – КАИ, с которым у нас много совместных образовательных программ. Сам предмет многочисленных обсуждений был явлен гостям праздника «Я выбираю небо!». Ту-160 открыл авиашоу: внушающая трепет и восторг железная птица сделала круг над куркачинским аэродромом и многозначительно скрылась в облаках.
Штанга отправляется в космос
Экспозиции КАИ, ведущего отраслевого вуза и соорганизатора выставки, отразили практически все тренды развития авиационной отрасли. Около павильона №1 красуется одноместный одномоторный самолет. Игорь Яшин, представитель кафедры производства летательных аппаратов КНИТУ – КАИ, объясняет мне, что эта модель – из первых представителей семейства сверхлегких самолетов из композитных материалов.
– Замена металлических деталей на композитные – это тренд авиационной и космической промышленности. Вот опытный образец композитной рулевой втулки для «Ансата», а это – штанга для космического спутника, – демонстрирует Игорь последние разработки «КАИ Композита». – А штанга эта уже где-то используется? – Планируется, – лаконично отвечает специалист. Рядом со стендом «КАИ Композита» – витрина «КАИ Лазера», участвующего в прорывном проекте Всероссийского НИИ авиационных материалов. На стенде последнего представлен и результат этой работы – малоразмерный газотурбинный двигатель, выполненный инновационным методом послойного лазерного сплавления. В перспективе эта технология позволит оптимизировать процесс производства и повысить его точность.
Время беспилотников
Но если ВИАМ планирует «печатать» двигатели из стали, то чистопольский «Вектор», специализирующийся на системах спутниковой связи, предлагает изготавливать волноводные элементы систем электросвязи на 3D-принтере из полимерной массы. Свойства проводника детали придаются металлизацией. IT-директор «Вектора» Илья Просвиркин пояснил: печать деталей на принтере – самый быстрый, легкий и дешевый способ их производства. Здесь же, на стенде «Вектора», – инопланетного вида беспилотник.
Илья рассказывает, что машина имеет широкое применение в гражданских целях. – С этим беспилотником в «Сколково» мы выиграли грант по проекту сканирования лесных массивов. Во время облета при помощи лазерного сканера исследуется лесной массив, затем по полученным данным определяется качество древесины. На основании этого устанавливается стоимость кубометра леса, – рассказывает Илья. Производство БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) давно выделилось в самостоятельное направление авиапрома.
Несколько татарстанских компаний специализируются на производстве беспилотников для военных целей. Казанская компания «Эникс» представила на выставке свои «Элероны» – 3СВ и 10СВ, состоящие на службе ВВС России. – Для участия в гособоронзаказе аппарат должен быть полностью собран из российских деталей, но некоторые находят способы обойти эти условия, – рассказывает представитель ОКБ им. Симонова Виталий Федотов. На аэродроме в Куркачах бюро представило свою новую разработку – уменьшенную в пять раз копию своего же первого российского тяжелого беспилотника «Альтаир», совершившего в июле первый полет. – Назначение этого беспилотника – мониторинг-видеонаблюдение и фотографирование инфраструктурных объектов. Планер выполнен из углепластика. Длительность полета – 8 часов. Сейчас его испытывают на аэродроме КАЗ им. Горбунова, – рассказывает про модель на стенде Виталий.
К стенду подходит молодой человек и начинает выспрашивать у представителей ОКБ какие-то очень специфические параметры машины. – Для чего ему это? – спрашиваю Виталия. Тот пожимает плечами: – Тоже, наверное, разработчик. Сейчас беспилотниками только ленивый не занимается. На рынке гражданских БПЛА конкуренция высока. И каждый хочет сделать свой дрон быстрее, выше, сильнее. К слову, стоимость беспилотника с авионикой и приборами наблюдения начинается примерно от миллиона рублей.
Они научат летать самолеты
– Смотрите, какой красивый пилотаж! – говорит Сергей Логвиненко, заместитель начальника Центрального аэроклуба РТ по летной подготовке. Мы идем по летному полю в Куркачах, а над нами вертикальной стрелой уходит вверх Як-52. На традиционное авиашоу «Я выбираю небо!», которым в этом году завершились три дня авиакосмической выставки, собралось огромное количество зрителей, хотя праздник проходил в пятницу, а не в выходные, как обычно, и стояла изнуряющая жара.
Гости праздника приветствовали аплодисментами каждое воздушное выступление, будь то Ту-214 «Открытое небо», или маленький «Фермер». Около приземлившегося Яка что-то обсуждает группа молодых ребят и девушек. Все они оказываются курсантами Центрального аэроклуба Татарстана. Спрашиваю, чем их привлекает профессия пилота. – Быть военным летчиком – престижно, покруче всяких там IT, – говорит молодой человек по имени Андрей. Он планирует поступать в Краснодарское высшее военное авиационное училище.
– А мне все равно, престижна эта профессия или нет, – говорит другой курсант Илья. Он собирается стать пилотом гражданской авиации. – Когда я впервые полетел на Як-52, то понял, что буду летчиком. Ощущение полета ни с чем несравнимо.
– Бесполезно описывать, что это такое – летать. Поймет только тот, кто сам пробовал. В клубе мы учимся основам профессии, это фундамент для поступления в летные училища. Хорошо, что такая возможность есть, – говорит третий молодой человек, Даниил. – Но у нас всего один самолет – этот самый Як-52. Хотелось бы, чтобы республика помогла клубу расширить авиапарк. Ведь это вклад в будущее профессиональных авиаторов. Из динамиков доносится голос Розенбаума: «Есть резон своим полетом вынуть душу из кого-то, / И в кого-то свою душу вложить!» Высоко над землей на одномоторном «Цетусе-704» к очередному виражу готовится татарстанский пилот Сергей Андрющенко.
Запрокинув головы и затаив дыхание, мы наблюдаем за тем, кто прямо сейчас вкладывает душу в авиацию Татарстана.
Добавить комментарий