Очамчыра
После абаклажанчапы, лжьцаа дзны и аджапсандала, да под медовый ацхадзюа, да под шипучий ажьырдзы выговорить традиционные абхазские приветствия – «мшибзиакуа» и «шежьибзиа» – не составит особого труда представителю любой национальности. «Очамчыра» – тоже от зубов отскакивает, и никакая это не разновидность хачапури, как подумали некоторые, а чудесное местечко в Абхазии на побережье Чёрного моря в устье реки Галидзги.
ДЕТИ ВОЙНЫ
Когда-то, в 1992–1993 годах, в этих местах была война. С той поры прошло уже больше 30 лет, а следы грузинско-абхазского конфликта – разрушенные административные здания, дома с пустыми глазницами окон, смотрящие чёрными провалами на море, – всё ещё напоминают о тех страшных днях.
– Мне тогда 12 лет было, – вспоминает Руслан Порцхол-оглы, глава сельской администрации Ачгуара*, которая входит в Очамчырский район. – И я вместе со взрослыми воевал, партизанил. Да у всех мальчишек, чьё детство выпало на это время, оно по умолчанию считается военным. И не важно, какой они были национальности. Во мне вот, например, течёт турецкая кровь, – признаётся Руслан.
– Мне вообще было пять, – присоединя- ется к разговору Максим Колодёжный. – И я русский по папе. – Что можно понять в пять лет? Уверяю вас, что кругом война, бомбят и всё рушится – понять можно. Что погибают твои родные и друзья – тоже очень понятно.
– Трое моих братьев и отец воевали, – говорит Руслан. – Меня гоняли из окопа в окоп, потому что в каждом были родные, одноклассники... А некуда было иди. В деревне никого не было – 5‐6 стариков было, а с 90‐летними стариками скучно 12‐летнему пацану. А в окопах мы на подхвате – то за водой сбегай, то подай что‐то... Мы один год и один месяц жили без электричества, без хлеба, без сахара... И каждый день нас бомбили со всех сторон – из гранатомётов, из гаубиц, с самолётов, с вертолётов...
– Как вы это всё пережили?
– Деваться некуда было. Другого выхода у нас не было.
Дети войны Руслан Порцхол-оглы и Максим Колодёжный.
МЕЛОЧИ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЖИЗНИ
Поэтому мы все – дети войны – вот уже 31 год отмечаем наш День Победы и делаем всё возможное, чтобы никогда подобного не повторилось. Ведь для нашего района в 93‐м году война ещё не закончилась. Она продолжалась ещё несколько лет. – Руслан показывает шрамы – их он получил в 2009 году, когда в помещении вдруг взорвался заложенный кем‐то тротил... – Через год я нашёл того, кто это сделал, – того самого партизана‐террориста. Но это уже другая история. С ним правоохранительные органы разбирались...
– Наш район самый восточный в Абхазии. Он почти на границе с Грузией, – поясняет Руслан. – Всякое было и после завершения конфликта. Эти «мелочи жизни» вспоминать не хочется. Мы же после войны и в школу с оружием ходили, были такие сами себе герои – никого не слушали. Чуть что – сразу за оружие хватались... Хорошо, у нас был директор школы – ветеран ещё Отечественной войны 1941–1945 годов, он как‐то провёл с нами душевную беседу и объяснил популярно, что сейчас мы не на войне, что надо учиться и получать мирные профессии, чтобы достойно жить в мире и согласии. Всегда вспоминаю его добрым словом и говорю большое спасибо, что вразумил тогда меня
и поставил на путь истинный.
В ПЯТЬ ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ...
Теперь Очамчыра – город мира, а дети войны – Руслан и Максим – взрослые мужчины, у них семьи, дети. Все они выходят 30 сентября, в День Победы, на улицы с портретами своих отцов‐дедов‐братьев‐сыновей, возлагают цветы к памятникам погибшим в Отечественной войне – абхазцам, русским, туркам... – всем героям Абхазии.
Молодёжь участвует в конно‐спортивных состязаниях, среди которых очень популярны конный футбол и метание копья. Вечером непременно бывает праздничный концерт и фейерверк.
И, конечно же, праздничные угощения. Хотя здесь и будничные угощения – такие же, как праздничные. Особенно если вы Гость. Гость в Абхазии – это практически небожитель – такое к нему отношение. Потому как абхазы живут для гостей.
Даже разрушенные войной здания природа бережно укутала и живописно обвила своей зеленью.
АБХАЗЫ ЖИВУТ ДЛЯ ГОСТЕЙ
В Очамчыре вам непременно расскажут ту самую абхазскую легенду о знаменитом абхазском гостеприимстве. А дело было так!
Когда Бог сотворил землю, он решил распределить её между народами. В назначенный час все народы явились к нему и получили каждый свою долю. Только абхазец не пришёл на раздачу, потому что принимал гостя. А гостем его был усталый путник. Только накормив-напоив и проводив его, абхазец отправился к Богу за своей долей.
– Где ж ты раньше был? – удивился Бог. – Я все земли раздал в назначенный день.
– Гостя принимал, – честно признался абхазец. – Не мог же я его отпустить голодного.
Бог восхитился поступком человека, который решил пожертвовать своей землёй ради гостя. И отдал ему уголок земли, который приберёг для себя. Так между горами и морем появился этот чудесный край Апсны (Страна души. Перевод с абхазского), где каждый гость чувствует себя Гостем Бога.
В Очамчыре нет толп туристов. На набережной можно встретить несколько человек, неспешно прогуливающихся вдоль бесконечно уходящего вдаль пляжа.
РАЙСКИЙ ОТДЫХ
В Очамчыре нет толп туристов. На набережной можно встретить несколько человек, неспешно прогуливающихся вдоль бесконечно уходящего вдаль пляжа. Возможно, именно этим и прекрасно данное местечко. Ведь спокойствие, красота природы и умиротворение – это и есть райский отдых. Особенно в наше стремительное время. Даже разрушенные войной здания природа бережно укутала и живописно обвила своей зеленью. Сейчас эти пострадавшие от неприятельского огня дома больше напоминают декорации из «Книги джунглей» Редьярда Киплинга – кажется, будто они разрушены временем, а не снарядами. А вместо киплинговых обезьян-бандерлогов по дорогам спокойно гуляют... коровы и лошади. А иногда и ложатся отдохнуть прямо посреди проезжей части. Учитывая лихую езду абхазских джигитов за вальяжно передвигающуюся животину становится страшно, Гости Бога в ужасе зажмуриваются и для верности плотно закрывают глаза руками.
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ
– Не бойтесь! – смеётся Максим. – Ни одну корову ещё на моей памяти не задавили.
– Зачем же они по асфальту гуляют, ведь вон сколько сочной травы на полях!
– Их там слепни кусают на жаре, – поясняет Максим. – К обеду, когда эти слепни становятся невыносимы, коровы выходят на дорогу. Потому что тут постоянно ездят машины на большой скорости и ветром от этих машин слепней сдувает. Можно под такой ветерок и поспать спокойно...
Объяснение, конечно, исчерпывающее.
– А если всё‐таки собьют?
– Виноват однозначно водитель будет, – говорит Максим. – Не следил за дорогой. У животных презумпция невиновности. И ещё такой лихач будет компенсировать хозяину ущерб за сбитую корову.
– А пастух вообще за ними не следит, что ли?
– У нас нет пастухов, – улыбается Максим. – Утром сами уходят со двора, вечером домой возвращаются тоже сами. Каждая корова знает, где находится её дом.
– У нас нет пастухов, – улыбается Максим. – Утром сами уходят со двора, вечером домой возвращаются тоже сами. Каждая корова знает, где находится её дом.
«СОБАКА ОКАЗАЛАСЬ УМНЕЕ»
И не только корова. Руслан рассказывает историю о собаке своего бывшего соседа.
– Это тоже в войну было... Зная о том, что у нас готовится погром, сосед не предупредил нашу семью, а тихонько собрал вещи и вместе с семьёй и собакой ночью покинул дом.
Но собака вернулась и, не найдя хозяина, голодная пришла к нам. Так и жила с нами. А через несколько лет, когда мне довелось повстречаться с тем соседом (он узнал меня, хотя тогда я был мальчишкой), сказал: «Собака оказалась умнее меня».
САМШИТОВЫЙ КРАЙ
Вообще, Очамчыра за все века своей долгой жизни повидала всякое.
Построили город в V–IV столетии до нашей эры греки и назвали его Гюэнос. То был первый город в Абхазии. Построили греки, а в основу названия заложили турецкое слово «шимшир», что означает «самшит», потому как после греков сюда пожаловали турки и обнаружили здесь непроходимые самши- товые заросли. От слова «шимшир» и произошло название города Очамчыра.
После присоединения Абхазского княжества к России жизнь потихоньку начала налаживаться. В 1844 году в Очамчыре был открыт порт. Из него в Россию и европейские страны вывозилась ценная древесина самшита, которую в Европе называли «алмазом лесов».
Территория Очамчыры исторически делится на две части – Старую и Новую. В Старой Очамчыре находится морской порт, остатки древнего города Гюэноса, здесь же когда‐то располагалась зимняя резиденция последнего абхазского князя Михаила Чачба‐Шервашидзе.
В 1877 году, во время Русско‐турецкой войны, княжеский дворец был сожжён.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
В новой истории Очамчыры, после установления советской власти в 1921 году, начинаются работы по благоустройству района: во имя борьбы с малярией осушаются болота; открываются заводы: маслоэкстракционный, консервный; две чайные фабрики, табачно‐ферментационное предприятие, промышленный комбинат, птицефабрика, железнодорожная станция, начинается строительство железной дороги, возводятся красивые вокзалы в стиле сталинский ампир.
Во время Великой Отечественной войны очамчирцы, как и все жители Советского Союза, воевали за Родину на различных фронтах. Из Очамчыры родом и Мелитон Кантария, водрузивший вместе с Егоровым Знамя Победы над рейхстагом.
Местные вспоминают советское время, когда здесь и туристов было много, и работы в связи с этим тоже всем хватало. Мечтают, чтобы Очамчыра снова стала популярным курортом. Вон и спа‐отель 16‐этажный построили прямо у самого Чёрного моря. Вернее, достроили – строить‐то его начали ещё во времена СССР, да потом забросили.
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Сначала доберитесь до Адлера. Далее – до села Весёлое – там находится контрольно-пропускной пункт «Псоу» российско-абхазской границы, названный так в честь реки, которая разделяет Россию с Абхазией.
После того как пересечёте границу, можно в зависимости от желания и наличия транспорта добраться до Сухума (на своём автомобиле, на маршрутке или с экскурсией). Непременно зайдите на железнодорожном вокзале в кафе «Как у мамы» и отведайте там хачапури «Лодочка» – такой вкусноты больше нигде не найдёте! Подкрепились? И можно дальше – в Очамчыру.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ:
Храм в честь Георгия Победоносца находится в трёх километрах от Очамчыры. Он был построен в XI веке, разрушен турками в 1638 году, а потом восстановлен. В нём проводят ритуалы изгнания бесов. Избавиться от этой нечисти приезжают страждущие не только из Абхазии. Помогают от них избавиться несколько мироточащих икон и вода из святого источника.
Рядом с храмом находится святилище Елыр-ныха. По преданию, Елыр-ныха карает всякую несправедливость и является божеством справедливости.
ГДЕ ИСКУПАТЬСЯ:
Кроме моря искупаться можно в термальных источниках в окрестностях Очамчыры. Один из них бьёт прямо из-под земли недалеко от трассы – оздоровиться можно совершенного бесплатно. Вода там горячая круглый год! Рядом – небольшой пруд, где можно окунуться.
В окрестностях села Кындыг на берегу моря стоят останки генуэзской крепости Сан-Томмазо XIV века.
В селе Абрскиле течёт подземная река Ачкитызго, что в переводе с абхазского означает «выносящая конский навоз». В пещере, по которой она течёт, есть сталагмит высотой 10 метров! Прогуляться по ней можно в резиновых сапогах, которые выдают на входе. Рядом с посёлком Гуп есть очень красивый водопад Аштаду, в его заводи можно освежиться в летний зной.
НА ЧЁМ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ:
– Как узнать настоящего абхаза? – спрашивает Руслан. И сам отвечает: – Нужно правильно произнести на абхазском фразу: «Пять голубей сидят на пяти камнях».
Далее следует собственно сама фраза: «Хә-ҳәыҳәк хә-хаҳәк ирықәтәан». Не факт, что на слух написали мы её правильно. Поэтому для верности отправляем вас, дорогие читатели, в наш телеграм-канал – там эту фразу настоящий абхаз с турецкими корнями – Руслан Порцхол-оглы – произносит в оригинале.
А вам слабо? Проверьте себя на настоящую абхазскость.
Добавить комментарий