Кто смог воплотить образ Рудольфа Нуреева на киноэкране
Белый ворон, прилетевший с востока
26 февраля 2020
«БАЛОВЕНЬ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, ИМПУЛЬСИВНЫЙ, СУКИН СЫН…»
– Как вы думаете, почему на роль «Белого ворона» Файнс выбрал вас?
– Не знаю, лучше у него спросить. Кастинг был очень серьёзный. Рассматривались именно русские танцоры, так как в фильме много говорят на русском и сам Рэйф, который играет Александра Пушкина, педагога Нуреева, тоже говорит по-русски. Кроме того, нужно было немного знать английский, так как по сценарию Нуреев начинает учить этот язык.
– То есть вы английский выучили благодаря роли?
– До сих пор учу, потому что мне поступают предложения сниматься, но мой английский не позволяет. Но я работаю над этим.
– В фильме многое посвящено профессиональному становлению Нуреева, порой мучительному. Вы переживали что‑то подобное?
– Травмы были – и физические, и эмоциональные. Однажды я сломал ногу в разгар сезона и тогда прочувствовал, насколько всё жёстко в нашей среде. Но мой путь всё‑таки не столь тернистый.
– Как удавалось войти в роль?
– Я чувствовал огромную ответственность и перед съёмочной группой, и перед самим Нуреевым. Это был мой дебют в качестве актёра, и мне пришлось бы очень тяжело, если бы не помощь команды фильма и самого Рэйфа, который с нуля учил меня актёрскому мастерству. Он исключительный профессионал и замечательный человек.
– Знаю, что вы очень много всего посмотрели и прочитали о Нурееве. Что запомнилось?
– Удивительно вот что: сколько книг, столько и мнений о нём. Баловень, вспыльчивый, импульсивный, сукин сын – вот это всё. Но постепенно у меня сложилось своё мнение о нём, и оно совпало с видением режиссёра.
– Какое оно, это видение?
– Нуреев – это человек, который очень хочет показать свой талант всему миру и очень жаден до сцены, он хочет владеть ею единолично. И мне было очень приятно прочувствовать это всё изнутри.
– То есть это чувство вам созвучно?
– Да.
– Если бы вы описывали Нуреева в трёх словах, какие это были бы слова?
– Талантливый, извращённый, жадный.
– Извращённый?
– О его сексуальных похождениях, гомосексуальных в частности, очень много рассказано. Это часть его личности, он без этого не мог. На сцену не мог выйти без такой подпитки. Очень жадный до всего – до любви, до танца, до славы.
– Наверное, его притягательность для публики в этом и заключается. Но каков он с профессиональной точки зрения?
– Он – звезда. Он первый поднялся на полупальцы, что до него было исключительно женским элементом. Надел трико вместо штанов, чем вызвал скандал: как так, голый танцор на сцене?! Он первый, кто вышел из тени балерины. Да, сейчас она на первом плане, и мужчина поддерживает её, чтобы она не упала с пуантов. Но Нуреев преподнёс своё тело так, что его стало видно зрителю. Благодаря ему вы можете разглядеть и балерину, и её партнёра почти в равной степени.
– Как вы считаете, его путь – это успешная творческая судьба?
– Безусловно.
– Даже несмотря на то, что родина на долгое время фактически отреклась от него?
– Это издержки профессии. Он понимал, что Париж, в отличие от СССР, понимает его и принимает, и сделал выбор.
СЦЕНА – ЭТО ВСЁ ТОТ ЖЕ КОЛИЗЕЙ
– Есть сегодня такие вызовы для людей творческих профессий, которые бы вели к достижениям подобного масштаба?
– Сегодня тяжело подняться на такой уровень. Нами правит интернет-пространство. Нужно сделать что‑то сверхъестественное, чтобы приблизиться к вершине. Сейчас нет имён в балете, которые гремели бы так, как Барышников и Нуреев. При том что танцовщиков и балерин много.
– Почему танцоры стремятся в балет?
– Сегодня это модно и престижно. И прибыльно. Но не так прибыльно, как спорт. Артисты балета не зарабатывают столько, сколько спортсмены. Вообще, есть ощущение, что для государства этот вид искусства сейчас на каком‑то семнадцатом месте. Спортсменам, например, выделяются средства на реабилитацию, а танцовщикам – нет, хотя нагрузка в балете ничуть не меньше, чем в профессиональном спорте. И подобные вопросы не директор театра должен решать.
– За рубежом развито меценатство в балете: выдающихся артистов и проекты поддерживают частные инвесторы.
– В России на постановки тоже выделяется достаточно государственных средств, но гонорар танцора составляет крошечную часть этого бюджета. В профессиональном спорте совершенно другая ситуация. Моё мнение – так быть не должно. Конечно, эту систему тяжело менять. Но необходимо. Я постоянно рассказываю об этом журналистам.
– Но почему вы считаете, что государство должно изменить эту ситуацию?
– А почему не должно? Мы вдохновляем людей, мы даём им возможность не быть заложниками только работы и своих мыслей. Люди приходят в театр, чтобы расслабиться. Сцена – это всё тот же Колизей, где зрители наблюдают кровавое зрелище и выплёскивают свои эмоции. Гладиаторы, между прочим, считались героями. Сегодня мы точно так же создаём шоу – ценой ежедневных тренировок, потом, слёзами, кровью.
– Получается, если зритель не испытал вдохновения, то это плохая постановка?
– Есть две причины того, что зритель не испытал ничего, – или он ещё не готов к этому искусству, или танцовщики бездарны.
– Кто из современных артистов балета вам интересен?
– Вадим Мунтагиров, премьер труппы лондонского Королевского театра Ковент-Гарден, из балерин – неизменно Светлана Захарова, которая не опускает планку. Это люди, которые никогда не лгут на сцене и выходят на неё ради того, чтобы танцевать.
ПРО ЭНЕРГЕТИКУ В ТАНЦЕ
– Один из героев фильма «Нуреев. Белый ворон» говорит, что «энергия всегда приходит с Востока», имея в виду влияние русского балета на мировую сцену. Это по-прежнему верно?
– Скажем так: настоящий спектакль я по-прежнему могу увидеть только в России, потому что русские артисты умеют импровизировать.
– То есть они более свободны?
– Это скорее иллюзия свободы.
– А что вообще определяет выдающегося танцовщика?
– Нужна эмоциональная, физическая и профессиональная специальная подготовка. И харизма – «бонус» свыше, назовём это так. Если всего этого нет, ты вряд ли попадёшь в элиту балета.
– Если бы вас попросили заняться пропагандой балета, в школах, например, с чего бы вы начали?
– Я бы попросил детей убрать телефоны и спросил, видели ли они «Щелкунчика».
– Вам нравится этот балет? Нравится танцевать в нём?
– То, что мне не нравится, я вообще не танцую, потому что не хочу обманывать зрителя. Я кайфую от того, что я делаю. Это моё кредо. Я выхожу на сцену, чтобы донести танцем правильную энергетику и правильную мысль, идею моего персонажа.
– Вас захватывают драматические роли?
– Сейчас, после «Нуреева», – да. Я стал глубже их понимать. Например, трагедию Альберта из «Жизели». Он потерял любимую потому, что она сошла с ума. После этого он танцует фактически с привидением. Дон Кихот, Солор в «Баядерке» – я по-другому увидел своих героев в этих спектаклях. Скоро должна начаться подготовка к постановке «Дамы с камелиями», и я внутренне готов танцевать эту партию, мне это интересно.
– А «Щелкунчик»? В нём же тоже происходит трансформация.
– Да, но там ты становишься принцем, который спасает Машу, и больше ничего. А когда есть трагедия, то нужно поднапрячься, внутри себя прийти к исполнению. Станцевать так, чтобы зал вместе с тобой это всё прожил.
– В «Шурале» нет какой‑то особенной драмы, тем не менее вы говорили, что это одна из ваших любимых ролей.
– У каждого из нас есть некая тёмная часть личности, и вот в «Шурале» я превращаюсь в лесное чудище и просто выплёскиваю её наружу. Это совершенно особенные эмоции.
– Кстати, вы уже несколько лет живёте в Казани. Что‑то нашли для себя в татарской культуре?
– Я больше материалист. Я нашёл здесь театр, который полюбил, руководителей, которых очень ценю, встретил девушку... Я люблю этот город.
ЭВОЛЮЦИЯ, А НЕ ЛОМКА ШАБЛОНОВ
– Артист вашего уровня – в некотором смысле человек мира. Нет ли в этом риска утратить свою идентичность?
– А сейчас кто‑то об этом думает? Я имею в виду на глобальном уровне. На самом деле, я считаю, если родители заложили это в тебя, ты не забудешь. Я родился на Украине, я помню свою родину, уважаю её, очень хорошо отношусь. И очень надеюсь, что конфликт между Украиной и Россией иссякнет.
– Вы ездите в Харьков?
– Сейчас чаще привожу родителей сюда. Они приезжали на мой последний фестиваль StagePlatforma и были впечатлены. Для меня это очень важно.
– В ноябре 2020 года StagePlatforma пройдёт в четвёртый раз. Что ожидает его участников и зрителей?
– В первой части – современный одноактный балет, во второй – концертная программа, для которой номера будут делать крутые российские хореографы и зарубежные артисты. Кстати, для нашего оперного театра это будет суперпремьера – современный балет на его сцене поставят впервые в истории.
– Ломаете шаблоны?
– Это не ломка – это эволюция. Мне кажется, время пришло. И я горжусь тем, что директор театра Рауфаль Мухаметзянов мне доверился в этом. Нас поддерживает министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, это тоже знаково.
– Вам нравятся ребята, которые приходят на мастер-классы StagePlatforma?
– Мне нравится их желание воспринимать новое. Мне хочется, чтобы каждый выходил с фестиваля с мыслью: «Надо срочно двигаться вперёд!» Время скоротечно, а возможность проявить себя выпадает, может быть, раз в жизни. Ну и чем старше становишься, тем сложнее себя переломить. Кстати, в нашей балетной школе мы помогаем в том числе и взрослым найти себя, свою свободу в танце.
– Что должен сделать человек, который хочет что‑то понять про балет?
– Первый шаг – прийти на постановку. Правда, к балету человек должен быть внутренне готов. Я вот до сих пор не воспринимаю оперу. Недавно я уснул на спектакле. Но думаю, что в 30–40 лет буду готов. Жизненный опыт – это такая линза, через которую необходимо смотреть на искусство, чтобы что‑то видеть.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Олег Ивенко, заслуженный артист Татарстана, лауреат международных конкурсов, ведущий солист (премьер) Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. Родился в Харькове в 1996 году. Окончил Харьковскую балетную школу, Белорусский хореографический колледж. Участник шоу «Большой балет» телеканала «Россия-Культура». Исполняет ведущие партии в спектаклях классического репертуара («Дон Кихот», «Баядерка», «Ромео и Джульетта» и др.). Инициатор и соорганизатор фестиваля современного танца и сценических практик #StagePlatforma. Исполнитель главной роли в фильме Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон» (сценарий основан на книге Джули Каваны «Рудольф Нуреев. Жизнь»). Фильм получил награду Международного кинофестиваля в Токио «За лучший художественный вклад». В российский прокат «Нуреев. Белый ворон» вышел в прошлом году.
Фото: Ната Смирнова
Добавить комментарий