Онлайн-квартирник для влюблённых в татарстанский рок
Под занавес года ВИА «Волга-Волга», которому исполнилось в этом году 25 лет, объехал с гастролями почти всю Россию. А стартовал этот юбилейный тур в Казани онлайн-квартирником в студии «ВолгаВолга». На квартирник худрук и бессменный солист группы Антон Салакаев пригласил знаковые музыкальные группы Татарстана разных поколений и отметил, что, если бы не ограниченные временные рамки, их было бы гораздо больше. А фраза солиста группы «КуЛай» Эдуарда Фазульянова: «Рок-н-ролл не имеет пенсионного возраста!» стала девизом этой встречи, собрав вокруг себя песни, звучавшие в республике для разных поколений татарстанцев. Журнал «Татарстан», повидавший на своём веку все местные ВИА, конечно же, не смог пройти мимо такого события и затесался в самую его гущу. Результат перед вами: музыканты не только пели, но и поведали читателям журнала о своём творчестве, ответив на вопросы редакции.
19 декабря 2022
Как и где родилась ваша группа?
О чём пели и о чём поёте?
Татарстанская рок-музыка – какая она?
Как различные ситуации «за бортом» влияли на ваше творчество?
О чём мечтаете?
ГРУППА «ХОЛИ»:
– МИР МЕНЯЛСЯ, НО ЭТО НЕ МЕНЯЛО НАС
– На самом деле это началось ещё в детстве, когда мне было лет 10-12, – вспоминает Максим Журавлёв. – Я услышал группу «Битлз», которая открыла для меня совершенно новый мир. Я понял: хочу быть музыкантом. Когда в 14 лет купил первую гитару, появилась задача собрать единомышленников. Потом я познакомился с Артуром Мустафиным, и так «на коленках», дома начала складываться группа.
– Мы пели всегда о том, что нам было близко и важно. Был период песен-протестов, потом пели о любви, о смерти. Как мы всегда говорили: «Поём о смерти весело». Нам до сих пор не стыдно петь свои песни тех лет.
– Определённо влияло. Сначала нам нельзя было играть, потом стало можно. А когда стало можно, уже было не так интересно это делать. Мы старались искать темы, о которых другие не поют. Мир менялся, но это не меняло нас.
– Её нет, в рамках географии. Прорыва не произошло в масштабах страны. Да, у нас есть хорошие группы: «Волга-Волга», «Мураками», «Дом кукол», но всё‑таки уровня топ: «Наутилус Помпилиус», БГ, «Аквариум», – конечно же, не было. Думаю, это связано с тем, что в Татарстане был определённый национальный колпак. Например, мы приезжали в Самару или другой город – и у нас были лучшие залы. Здесь мы всё время играли в каком-то подполье, в ДК. Даже до сих пор на всех городских праздниках у нас играют и поют артисты татарской эстрады. Понятно почему: её надо каким-то образом сохранять. Но, безусловно, это мешает развитию других направлений.
– Мечтаем подольше жить, побольше радоваться, быть вместе и заниматься любимым делом.
ГРУППА «КуЛай»:
– МУЗЫКА – ЭТО НЕ СПОРТ, НЕ НАДО БЫТЬ ЛУЧШЕ ВСЕХ, НАДО БЫТЬ НЕПОХОЖИМ НА ДРУГИХ
– Родилась наша группа в 1991–1992 году в энергоинституте… – рассказывает Эдуард Фазульянов. – Этот состав просуществовал до 1997 года. Мы ездили с концертами, познакомились с Земфирой, «АукцЫоном». Изначально группа называлась «КуКуКиКиЛай». На данный момент нас пять человек – это и есть группа «КуЛай». Встречаемся раз в неделю, это как хобби.
– Сейчас потянуло на романтику, песни в стиле Жанны Агузаровой. Вообще, все стихи идут под настроение, о том, что чувствуем, что пережили. Последняя песня «Плачь», например, про семью.
– На нас как раз таки влияет не то, что за бортом, а то, что внутри него происходит.
– Немного не понимаю современную татарстанскую рок-музыку. Она стала стандартная. Главный принцип в творчестве – надо делать не как все. Это не спорт, не надо быть лучше всех, надо быть не похожим на других. Я посоветовал бы молодым быть оригинальнее.
– Мечтаю о том, чтобы было больше людей, которые понимают моё творчество.
ГРУППА «ФРЕНД»:
– КАК БУДТО У СЛУШАТЕЛЕЙ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ДРУГ…
– Долгое время мы с ребятами играли в Нижнекамске. Но сама группа родилась именно в Казани, куда мы приехали с маленькой колонкой выступать на Баумана. Публика приняла нас радушно, и в этот момент пришло название группы. «Френд», как будто у слушателей появляется новый друг.
– Наши песни о важных ощущениях, отношении к другим людям, женщинам, родителям и к миру в целом.
– Конечно, влияет. Мы чувствуем всё, что происходит вокруг нас. И это, безусловно, отражается на нашем творчестве.
– Татарстанская музыка – она крутая. Она берёт понемногу от других городов, и получается очень своеобразная музыка, не похожая ни на какую другую.
– Мечтаем о том, чтобы нас поняли и услышали.
ГРУППА «ВОЗДУШНАЯ КуКуРуЗа»:
– У МУЗЫКИ НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
– Наша группа родилась в казанской Школе рока в 2017 году. «Они были ещё совсем маленькие, – добавляет руководитель Школы рока Айрат Яруллин, – и некоторых даже не видно было из‑за инструмента».
– Сначала мы играли кавер, потом стали исполнять свои авторские песни совершенно на разные темы: мечты, люди, эмоции…
– Не замечали такого...
– Считаем, что у музыки нет национальности.
– Мечтаем петь на огромных стадионах. Выступать не только в России, но и по всему миру.
ГРУППА «ДОМ КУКОЛ»:
– В ТВОРЧЕСТВЕ НЕТ ГРАФИКА ИЛИ ПЛАНА
– Группа родилась в Казани, – говорит Олег Бурилов. – Сначала появилась идея, потом как‑то само собой закрутилось.
– Росли мы, менялся и репертуар, он становился более осмысленным. В целом все песни весьма разнообразны и по стилю, и по смыслу – о любви, жизни, эмоциях, взаимоотношениях, мистике, вплоть до абстрактных и фантастических сюжетов.
– Мы всегда поём о том, что чувствуем. В творчестве нет графика или плана, получается как получается. Главное, что мы принципиально не пишем и не делаем песен «на продажу», ничем не связаны, никому ничем не обязаны.
– Татарстанская музыка – она достаточно своеобразная, я бы сказал, добрая, светлая, недепрессивная. В 2000‑х у неё был подъём, потом спад, и сейчас, я думаю, у неё снова период роста.
– Мечтаем о том, чтобы музыка приносила радость слушателям.
ВИА «ВОЛГА-ВОЛГА»:
– МЫ ТВОРИМ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ, ДЛЯ ДЕВЧОНОК
– Наш школьный учитель музыки набирал ребят в кружок игры на гитаре, в который я и попал, – вспоминает Антон Салакаев. – Это был конец 80-х – начало 90-х. На одной из репетиций я услышал, как играет школьный ансамбль старших ребят. И заболел идеей создать свою группу. Первый состав коллектива полностью состоял из друзей и единомышленников. Никто не умел ни на чём играть, мы сами постигали азы гитары, бас-гитары, барабанов. Со временем состав менялся, и мы стали приглашать профессиональных музыкантов.
– Пели всегда о любви. О чем ещё могут петь мальчишки, которые учатся в 8–9-х классах? Когда мы встречались на репетициях и обсуждали известные рок-коллективы того времени («Аквариум», «ДДТ», «АукцЫон»), мы понимали, что помимо любви в их творчестве есть и другие темы: социальный протест, свобода. Мы пробовали исполнять такие песни... Но, по большому счёту, для чего ещё ребята создают группы? Конечно, ради девчонок и ради любви.
– Если человек пишет песни, то зачастую это происходит в моменты сильных потрясений. Первое – это любовь. Взрослея, ты начинаешь больше ощущать на себе жизнь страны, друзей. Все эти потрясения для творческого человека всегда знаковые. И это не может не отражаться на творчестве.
– Такая же, как и советская, и российская, и зарубежная. Кто-то говорит, что мы не дотягиваем: где-то вот, в Ленинграде или Екатеринбурге, были такие группы, а у нас вот такие. Есть фактор удачи, а ещё менталитет народа, который живёт в том или ином регионе. У нас с начала 70-х рождались классные группы («ЗМЧ», «Поролон»), и каждая из них могла стать и «Наутилус Помпилиусом», и «Аквариумом», но где-то что-то не сложилось. Во многих городах были свои рок-клубы и рок-лаборатории – безусловно, это помогало стать известными на всю страну. В любом случае коллективы, которые родились в Казани, достигали достаточно хорошего уровня.
– Мы творим для зрителя, для девчонок. Мечтаем о том, чтобы наши песни знали как можно больше людей, чтобы их слушали и приходили на концерты. Кроме того, у «Волги-Волги» множество проектов, кроме концертов: это и собственный фестиваль, и продюсерская работа с молодыми группами, и музыкальная студия, и запись альбомов, саундтреков, съёмки – наши планы расписаны на год вперёд.
Фото: Александр Ефремов, Алсу Шакирова
Добавить комментарий