Первый из династии
Спецпроект журнала "Татарстан" "Не ныли, а делали" продолжает история №6. Александр Герасимов – яркий представитель поколения дорожных строителей, которые впервые в истории Татарстана начинали одевать в асфальт дороги республики.
17 ноября 2022
– Я тогда оканчивал школу, выбирал профессию. В руки попался проспект Казанского инженерно-строительного института (ныне Казанский государственный архитектурно-строительный университет. – Прим. ред.). Я почитал, стало интересно. Так и поступил на дорожный факультет. И стал там одним из первых студентов из Кукморского района – почему-то до меня желающих получать такое образование из наших краёв не было. И в семье стал первым дорожником – до меня только финансисты были, – рассказывает Александр Герасимов.
Получив профильное образование, он вернулся в родной район, пришёл на работу в Кукморское дорожно-строительное управление.
КОМПОНЕНТЫ ИЗ КОВША
Впервые проехать на грейдере по дороге, которую построил ты сам, – незабываемое ощущение! Ради такого стоило изо дня в день заниматься монотонным трудом, метр за метром прокладывать путь там, где раньше было бездорожье. Осваивать профессию помогали старшие товарищи: руководитель кукморского ДРСУ Равиль Хасанов, его заместитель Фаиль Газизов, главный инженер Зоя Сухарева и многие другие – все те, благодаря кому Кукморский район получил первые хорошие дороги.
– Строительные технологии в то время были совсем другими. Сейчас мы не представляем дорог без асфальта, а тогда он только появился. В 1983 году в Кукморе построили асфальтобетонный завод и цех по выпуску битума, появились свои «КАМАЗы», квалифицированные сотрудники, и мы начали асфальтировать дороги, – вспоминает Александр Герасимов. – Сейчас на этом заводе импортная промышленная линия по производству асфальтобетона, пропорции компонентов определяются автоматически. А в 80‑х нам приходилось эти компоненты отмерять ковшами экскаваторов в примерном процентном соотношении.
ОБХОД – ДЕЛО НЕЛЁГКОЕ
Между тем некоторые технологии, созданные ещё в советскую пору, не уступали современным. На кукморском заводе до середины 2010‑х выпускали материалы, которые служили десятилетиями. В начале 2010‑х в район приезжал генеральный директор «Татавтодора» Айрат Шаймиев и удивился, узнав, что дорожное полотно вокруг Кукмора уложено ещё в 2000-м. Качеством дороги он остался очень доволен.
Один из любимых объектов Александра Герасимова – объезд Кукмора.
– Люди часто спрашивают: почему нельзя построить трассу напрямик? А дело в том, что через «напрямик» проходит множество коммуникаций – трубопроводы, газопроводы, иногда при строительстве обнаруживаются очень старые захоронения и так далее. Всё это нужно аккуратно обойти с помощью искусственных сооружений, путепроводов, мостов с соблюдением всех строительных норм и правил. На кукморском объезде, например, потребовалось строить путепровод через железнодорожную линию. Но с помощью коллег из других татарстанских ДРСУ мы построили объезд всего за 1,5 года. Сейчас он уже, конечно, нуждается в ремонте, волна пошла. Но свои 20 с лишним лет он прослужил.
ДОРОЖНИК – СЕМЕЙНАЯ ПРОФЕССИЯ
Александр Герасимов проработал в отрасли 45 лет, поучаствовал в реализации множества больших и маленьких проектов. За свою многолетнюю добросовестную работу он удостоен звания «Ветеран труда», отмечен Почётной грамотой и Благодарностью от Министерства транспорта РФ, Почётной грамотой от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, медалью за заслуги перед Кукморским муниципальным районом и другими наградами.
Недавно он вышел на пенсию, но и сейчас интересуется тем, как живёт отрасль. Если видит «своих» на дорожном ремонте или новом строительстве, старается остановиться, поговорить. И не жалеет ни об одном дне, отданном профессии, любовь к которой оказалась так сильна, что и дочь Александра Анатольевича Светлана пошла по стопам отца.
Фото из архива Александра Герасимова
Добавить комментарий