«Помогать нужно, потому что нужно…»
Бизнес и благотворительность: за круглым столом редакции в удивительно тёплой атмосфере национального комплекса «Туган Авылым» собрались представительницы Татарстанской региональной общественной организации «Деловые женщины Татарстана». Приходилось ли переживать неприятные моменты в бизнесе, связанные с тем, что вы – женщина? Что мешает развитию и как с этим сосуществовать? Совместимы ли бизнес и благотворительность? Бизнес-леди Татарстана рассуждали об этом и не только.
07 марта 2023
«ЖЕНСКОСТЬ» БИЗНЕСА
– Существуют ли сугубо женские сферы бизнеса и уместно ли говорить о таком явлении, как женское предпринимательство?
Гузель Галиева, директор клиники «СкинМед»:
– Я считаю, что бизнес в конечном счёте сводится к бизнес-процессу. Гендерности у бизнеса нет. Хотя, конечно, можно говорить о ведении бизнеса по-женски. Женщины от природы исходят во многом из эмпатии к тем, с кем работают, на кого направлен их бизнес.
И всё же мы зачастую оказываемся в бизнесе того направления, где наиболее эффективно можем себя реализовать. Выдать эксклюзивный конечный продукт. Вот он может быть разделён на мужской и женский. Работая в сфере косметологии, могу сказать, что бизнес здесь строят в основном женщины, мужчин в разы меньше. Как и пациентов. Хотя мужчины-пациенты, признаюсь, просто великолепны. От них исходит особенная энергетика.
Оксана Савинова, руководитель студии декора и озеленения:
– У меня очень красивый бизнес – цветы. Много лет это было просто моим хобби, а в какой‑то момент превратилось в дополнительный доход семьи. И это здорово.
Сказать, что у нас традиционно получается что‑то лучше, чем у мужчин, не могу. По крайней мере, во флористике. Чувство стиля, креативность, умение удивить сильнее развито, по-моему, у мужчин – возможно, всё это и исходит из того, что мы смотрим на разные вещи по-разному. И на цветы тоже.
Лилия Муллахметова, руководитель клиники «Аль-Варис», косметолог:
- Женский бизнес всё же отличается от мужского. Да, он больше замешан на эмпатии и эмоциональности. Я считаю, что сегодня время социальных проявлений и командообразования. Даже когда сидим здесь, пьём чай и что‑то обсуждаем, мы объединяемся. Одна голова хорошо, а десять – усиливают, закручивают пространство так, что мы уже можем решить абсолютно любую задачу, несмотря на то, что творится вокруг нас. Потому что наша энергия максимально рулит всем. Женщина – это в первую очередь энергия.
Аниса Салямова, финансовый консультант:
– В своё время я занималась пластиковыми окнами, которые только-только появились на рынке. Сказать, что была в теме, не сказать ничего. Изучила всё до самой малейшей технической детали. И вот ко мне приходит делать заказ окон на свой коттедж директор одной из крупнейших строительных компаний Казани. Я ему говорю: есть такие окна, а есть вот такие. И вижу, что он меня не понимает. Ставлю макет, объясняю ещё раз, с техническими подробностями. Спустя полчаса он признаётся: «Я столько лет занимался строительством и не знал столько нюансов, а вы мне разложили всё до мелочей. Давайте оформлять заказ». Наверное, любая женщина, приходя в бизнес, задаётся целью содержать его в порядке и балансе. Чисто женская черта – не просто сохранить, но ещё и приумножить – распространяется и на знания. Часто приходится быть на голову выше мужчин-конкурентов.
Лиана Багавеева, президент ТРОО «Деловые женщины Татарстана»:
– Я объединяю женщин-предпринимателей из разных сфер и уровня бизнеса. Многие годы существовал некий стереотип, что женщина – это только про семью, детей, красоту, образование… На самом деле сегодня и на руководящих должностях, и в бизнесе – не только в малом и среднем, но и в крупном – у нас много женщин, которые далеко уже перешагнули границы и Татарстана, и России. Так женщины проявляют себя в бизнесе, и мужчины понимают: хочешь не хочешь надо принимать и мириться с состоятельностью женщин. А с другой стороны, многое зависит от человека, как он себя чувствует внутри. Если он спокоен в своём деле, профессионализме, то излучает уверенность.
Резеда Салимзянова, юрист МБОО «Пища жизни»:
– Не могу сказать, что чувствительность, эмпатия, которая действительно присуща женщинам-бизнесменам, это что‑то отрицательное. Для меня лично это просто вопрос определённого выбора, исходящего изнутри. И смотрите, как это показала ситуация с помощью нашим ребятам, находящимся в зоне специальной военной операции. Ведь сколько женщин идут плести в мечетях и церквях маскировочные сети, кто‑то делает свечи, кто‑то вяжет носки, собирает мыло, продукты и прочее. И никто им не велит это делать, команды сверху не спускает. Женщины делают это из души.
ДОБРЫЕ ИСТОРИИ
– Насколько важна для вас социальная ответственность в бизнес-репутации? Почему так значима адресная помощь?
Резеда Салимзянова, юрист МБОО «Пища жизни»:
– Я могу на этот вопрос ответить с двух сторон: как юрист благотворительной организации «Пища жизни», ведущий все её юридические дела, и как волонтёр этой же организации, который чистит картошку, овощи, стоит на раздаче еды – мы кормим совершенно бесплатно всех нуждающихся на улицах 36 регионов России.
Только на Донбассе в прошлом году тысяча наших волонтёров накормила 896 469 человек. Правда, сначала нас туда не пускали. Мы кормили беженцев и раздавали продуктовые наборы детям. А сейчас там у нас стоит полевая кухня. Купили и установили пекарню. Выпекаем и бесплатно раздаём хлеб, горячую еду.
Благотворительность как социальная ответственность компаний в последнее время в нашем обществе формируется, и это радует, совершенно другое отношение к жизни. Предприниматели «поворачиваются» в сторону благотворительности. Очень много жертвуют, и не только оттого, что есть какие‑то от этого льготы. Всё исходит из их потребности, потому что это хорошо и правильно помогать нуждающимся.
Жертвовать надо. Порой мы забываем об этом, работаем для зарабатывания денег. А если для души, для своего внутреннего «я», то нужна ещё благотворительность. Это очищает.
Чулпан Юсупова, руководитель ООО «Метаскан»:
– Для волонтёров наше предприятие, выпускающее металлодетекторы, отправило 300 приборов для работы в зоне СВО. Нас никто об этом не просил. Я подсказала, что неплохо было бы это сделать, а мой супруг, Алексей Фоминых, главный конструктор предприятия, меня сразу же поддержал.
Помогать тем, кто в этот момент нуждается в твоей поддержке, нужно, потому что нужно. И всё…
Немного отступлю от темы. Хочу сказать ещё и о важности бизнес-репутации вообще. На этом, можно сказать, сейчас строится весь личный бренд бизнеса.
Есть те, кто приходит к бизнесменам с предложением прокачать тот или иной бренд. Да, это круто, но не нужно забывать о том, что репутация – это самое главное. С человеком, адекватно ведущим себя в обществе, в семье, со знакомыми, друзьями, строить деловые отношения надёжнее. Сегодня человека с сомнительной социальной репутацией ни на один рынок не пустят. Так что репутация – это капитал.
Из ближайших планов. Мы тоже подали заявку на открытие благотворительного фонда. Его деятельность будет направлена на поддержку молодых учащихся и студентов, занимающихся инженерией.
Оксана Савинова: руководитель студии декора и озеленения:
– Важным аспектом благотворительности для меня является отношение к пожилым людям. Каждый год мы выезжаем со своими мастер-классами по флористике в пансионаты для престарелых «Добрые истории». Приезжаешь туда, а там дедушки-бабушки уже ждут нас: «Давай, Оксана, споём». Вот так поём и собираем цветочные композиции. Летом помогаем пансионатам обустраивать и озеленять территории, привозим им цветы.
Для нашей компании социальная ответственность – инклюзия пожилых людей в такой, казалось бы, несложный процесс. Добрые дела усиливают в первую очередь нас самих.
Гузель Галиева, директор клиники «СкинМед»:
– За этим столом собрались многие наши подруги. Мы всегда поддерживаем друг друга, и у нас много совместных благотворительных проектов. Кроме того, я состою в Ассоциации предпринимателей-мусульман. Там есть свой благотворительный фонд, которому мы оказываем помощь на постоянной основе.
Недавно поймала себя на мысли, что по сумме, которую я направляю на благотворительность, оцениваю, насколько хорошо я работаю. Когда она растёт, я, как ребёнок, испытываю такую радость и гордость!
ВСПОМНИТЬ, КТО МЫ И ОТКУДА
Фарида Бибарс, автор и руководитель проекта ремесленного центра «Мельница» в национальном комплексе «Туган Авылым», о том, как идея превратилась в миссию и как стать счастливым человеком, влюбляя людей в Казань.
– Костюмы – это целиком моя идея. Я занимаюсь созданием национальных программ и проектов с 2011 года. Первый опыт с театрализацией, ремёслами и национальными играми состоялся в 2012 году при поддержке инвестора. Но, к сожалению, это была короткая история.
Я продолжила развивать идею дальше и в 2016 году реализовала проект «Национальный ремесленный центр «Мельница», который включал в себя костюмерные и ремесленные мастер-классы.
Мне помогали разные художники и дизайнеры по костюму: Лариса Смирнова, Мадина Махмутова, Эльмира Митрофанова, Анастасия Юсупова, – а также реставраторы текстиля Национального музея РТ.
Вся коллекция – это яркая стилизация, не реконструкция, при этом силуэты выдержаны в стиле эпохи XV–XVI веков и XIX столетия из жизни казанских татар.
Думаю, что мои костюмы в целом очень удобные: широкий крой, красивые камзулы и накидки, шаровары, – всё это скрывает недостатки и не ограничивает движения.
Что касается праздничного варианта для зажиточной дамы, то тут, конечно, есть свои сложности: большой вес украшений, накидки… Но уверена, что многие современные красавицы хотели бы иметь в своём гардеробе такой наряд, расшитый бирюзой и монетами.
Стараюсь ежегодно пополнять свою коллекцию, но это непросто, ведь каждый костюм – весьма дорогое удовольствие. Сегодня моя коллекция – это более 60 позиций. В планах на этот год расширить её как минимум ещё на десять.
У меня три любимчика: костюм амазонки – фантазия на тему булгарских амазонок, костюм городских казанских татар XIX века и деревенский костюм с платком и фартуком. Это три разных характера, три разных направления женственности, красоты и истории.
Сама себя я больше чувствую амазонкой, мне близки свобода, движение, независимость. Но и красота наших татарских калфаков, изю, камзулов тоже привлекает.
Да, мы не единственные. В России есть подобные проекты, ведь национальный костюм всегда был интересен. Но каждый такой проект индивидуален и имеет свои особенности.
Костюмерная «Бибарс» находится в дружеском партнёрстве с проектом «Татаватар», что качественно выделяет предложение для гостей и жителей Казани, которые хотят запечатлеть себя в необычном образе.
Кроме этого, каждый гость сможет узнать что‑то об истории национальной одежды, орнамента, быта, поучаствовать в ремесленных мастер-классах. Это делает проект очень многогранным.
Могу точно сказать, что гости костюмерной задумываются над тем, как разнообразить свой наряд, хотят вернуться к истокам своего народа, добавить элементы стилизации, подчеркнуть свою индивидуальность.
Это и есть главная миссия и идея проекта – вспомнить, кто мы, откуда, задуматься, как мы выражаем себя, подчёркиваем особенности своего народа в современном обществе.
Я счастливый человек, мне повезло, что я могу заниматься любимым делом и влюблять людей в Казань и в нашу культуру.
Фото: Алсу Шакирова
Добавить комментарий