Принц Персии выходит на арену
За Сердара Азмуна ведут борьбу топ‑клубы Европы, а количество поклонников в соцсетях давно перевалило за миллион. И если до этого дня ему удавалось оставаться в тени, то луч прожекторов чемпионата мира рассеет её окончательно.
19 июня 2018
МЯЧ ПО НАСЛЕДСТВУ
А ведь именно благодаря семейным традициям Сердар оказался в спорте так рано и так удачно. Его сестра – профессиональная волейболистка. А Халил Азмун, по словам Сердара, в своё время возглавлял сборную Ирана по волейболу и долгое время затем проработал тренером в родном городе Гомбеде-Кавусе. До тех пор, пока несколько лет назад Сердар, которому не понравилось то, как к отцу отнеслись после одной из неудачных игр, не попросил Халила оставить работу тренера.
В «РУБИНОВОМ» СВЕТЕ
На волейбольной карьере Сердара в семье никто не настаивал. В довольно юном возрасте попробовав себя и в том, и в другом, он выбрал футбол. В 15 лет Сердар уже играл за «Сепахан», клуб, выступающий в высшем дивизионе иранского чемпионата. В 2012 году футболист выступил за молодёжную сборную Ирана на Кубке Содружества, где его заметили селекционеры казанского клуба «Рубин». Семнадцатилетнему спортсмену сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. Но не сразу.
ГЛАВНЫЙ НАСТАВНИК
Сначала были смотрины. Делегация от «Рубина» посетила родителей Сердара, затем его отец поехал в Казань. «Во многом на решение перебраться в казанский клуб повлияло то, что Татарстан – регион, где распространены мусульманство и татарский язык», – рассказал Сердар в одном из интервью. Здесь, в Казани, характер игрока, черты, привитые семьёй: послушание в отношениях со старшими, уважение религиозных традиций, готовность много работать над собой ради достижения цели – легли в основу эффективного сотрудничества Сердара с главным тренером «Рубина» Курбаном Бердыевым. Человеком, который и по сей день остаётся главным наставником иранца, обеспечивая молодому игроку возможность дорасти до величины, хорошо заметной на мировой футбольной арене.
ЗАБИЛ – НЕ ЗНАЧИТ ПОБЕДИЛ
«Он лучший тренер в России. Согласны?» – спросил однажды журналистку Сердар, имея в виду Курбана Бердыева. Именно стремлением следовать за тренером игрок объяснил стремительный переход из «Рубина» в «Ростов» и обратно. Описывая наставника, иранец всегда напоминает о его «клубных» заслугах, например, о том, что благодаря Бердыеву «Ростов» вышел на тот уровень, который команда демонстрировала в сезоне 2015/2016 года. О собственных достижениях, благодаря которым клуб сохранил место в Премьер-лиге, Азмун не говорит – скромничает. Зато отдаёт должное бескомпромиссной требовательности Бердыева и его стремлению добиться от игрока максимума. «Если ты забил «Баварии», не надо думать, что ты поднялся на уровень неба и никогда не упадёшь», – цитирует футболист своего наставника.
ВОСПИТАНИЕ ГЕРОЯ
«Азмун – близкий мне человек. И это не потому, что он туркмен (Курбан Бердыев – этнический туркмен. – Прим. ред.). Что касается его одарённости, то он ещё ничего не сделал. Нет надобности говорить о его заслугах. Пускай что‑то доказывает на высоком уровне. Сердар делает в футболе только первые шаги, он слишком молод. С ним надо аккуратно. Я с ним разговариваю жёстче, чем с остальными. Имею на это право. Его отец мне разрешил применять любые методы», – так прокомментировал через пресс-службу ростовского клуба своё отношение к Сердару сам Курбан Бекиевич в 2016 году. За достижения того года, в том числе четыре гола за сборную Ирана в отборе к чемпионату мира 2018 года, Сердар Азмун был признан лучшим молодым футболистом Азии. Его часто называют одним из «Принцев Персии», «иранским Месси», хотя сам футболист считает своим кумиром Златана Ибрагимовича («При таком росте ему удаётся быть техничным!» – замечает Сердар).
СТРАНА – НЕ КЛУБ
Отношения с одноклубниками у Азмуна неизменно хорошие. Играя за «Ростов», Джанаева, Гацкана, Калачева, Кудряшова, Наваса, Нобоа и Эзатолахи он называл братьями и заявлял, что дружит с Тарасом Бурлаком и Магомедом Оздоевым из «Рубина». Между тем в конце 2017 года в интервью бывшему футболисту Стэну Коллимору Сердар объяснил разницу между количеством мячей, забитых за российские клубы (137 игр, 37 голов за всю карьеру) и за сборную (33 игры, 23 гола) следующим: «Выступать за страну – совсем не то же самое, что за клуб. В национальной сборной связь между игроками сильнее. Отличие игры за клуб от игры за сборную – в уровне единства».
ВЫЙТИ ИЗ ГРУППЫ
– В свои 23 года Азмун – настоящая звезда иранской сборной. «Он сильный, хороший игрок, и он важен для нас. Он может нам сильно помочь на чемпионате мира. Сборные Португалии и Испании сильны на бумаге, но футбол – это игра, которая продолжается 90 минут, и может произойти всё, что угодно», – заявил в интервью ТАСС игрок сборной Масуд Шоджаи. Сам Сердар смотрит на вещи трезво: «Не каждому футболисту удаётся сыграть на чемпионате мира. Квалификация в финальную часть турнира – уже большое достижение. Главная цель лично для меня – постараться приложить все усилия для выхода национальной команды из группы».
ТРАМПЛИН В ЕВРОПУ
Однако удачно проведённый чемпионат может стать для Азмуна трамплином в один из клубов европейской лиги. По словам Курбана Бердыева, предотвратившего трансфер Сердара в «Лацио» летом прошлого года, скауты каждый день звонят и в «Рубин», и отцу Сердара. И в первых рядах – топы: «Арсенал», «Селтик», «Эвертон». Между тем итальянские СМИ сообщают, что трансфер Азмуна из «Рубина» в «Лацио» – вопрос решённый, несмотря на то, что российский клуб просит за игрока 20 млн евро, вместо 15 млн евро, предложенных итальянцами. С другой стороны, Азмун как‑то заявил, что хотел бы играть в английской Премьер-лиге...
ТЯЖКОЕ БРЕМЯ СЛАВЫ
В «Инстаграме» на Азмуна подписаны более двух миллионов человек. Курбан Бердыев всерьёз встревожен тем, что молодому игроку слава кружит голову. О малопродуктивном полусезоне 2017 года, который Сердар провёл в «Рубине», тренер в интервью «Бизнес-онлайн» отзывается так: «У Азмуна миллионы поклонников, невероятное внимание – с этой нагрузкой он не справился… И я благодарен, что его Бог так испытывал. Если бы он не забил вообще ни одного гола, было бы даже лучше».
Между тем на последнем фото в «Инстаграме», названном «Fun times» («Время веселья»), Сердар хитро улыбается. На тыльной стороне предплечья красуется тату: «Люби меня за то, кто я есть».
Фото с официального сайта ФК «Рубин» (www.rubin-kazan.ru)
Добавить комментарий