Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Большая дорога Ришата Халиуллина

Большая дорога Ришата Халиуллина

Ему всего 76. Но история его жизни не менее интересна, потому как полна необыкновенных событий, нечаянных радостей, непреодолимых трудностей и их героических преодолений. Полная приключений история №3 из спецпроекта журнала "Татарстан" "Не ныли, а делали": как Ришат Халиуллин асфальтировал Алькеевский район.

21 октября 2022

В 60 лет меня парализовало, - как о рядовом событии рассказывает Ришат Асатович. - Два месяца пролежал, не вставая. Месяц лечили в РКБ. При выписке оттуда я не ходил. В голове крутились мрачные мысли: а что, если я не встану? Но в один прекрасный день я взял себя в руки, потому что понял - бесполезно лежать и страдать, надо вставать и учиться ходить!
ПЕРВЫЕ ШАГИ
– …Когда домашние уходили на работу, я поднимался с постели и вставал на костыли.
Ришат Асатович погружается в прошлое, заново переживая своё восстановление:
- Пытаюсь стоять, а точнее, висеть на костылях. Меня не хватает даже на минуту, снова валюсь на кровать. Даю себе время отдохнуть и опять повторяю то же самое. Спина болит, но я терплю. Время стояния на ногах увеличиваю каждый день, прибавляя буквально секунды. Недели через две я попытался сделать шаг, и у меня получилось! На следующий день – ещё шаг. Радуюсь, как ребёнок, благодарю Всевышнего! Потом начал шагать в сторону стола. Домочадцам ничего не рассказываю – готовлю сюрприз. Как-то вечером, когда семья собралась на ужин, я на костылях приковылял к столу сам!
Все были ошарашены! Супруга прослезилась. А я рассмеялся: «А что это вы, думали, Ришат теперь всегда будет только лежать?»
50 КИЛОМЕТРОВ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Конечно же, лежать – это не про Халиуллина. Ходить не просто много, а по 50 км каждый день – привычка с детства. И не потому что он чемпион мира по спортивной ходьбе, а потому что так уж повелось.
- После седьмого класса я продолжил учёбу в Кульбаево-Марасинской школе Нурлатского района, – рассказывает он. – Мы каждый день ходили пешком в школу в соседнее село, за пять километров от дома. Весной и осенью приходилось добираться по грязи, и только зимой мы оставались ночевать в интернате при школе. Ладно Кульбаево-Мараса, мы даже до райцентра, в Базарные Матаки умудрялись за день смотаться туда и обратно! А это, на минуточку, 25 километров только в одну сторону! Туда-сюда – полсотни километров набирается. И это по бездорожью.
Уже тогда, меся грязь ногами, подросток Ришат Халиуллин часто думал: а будут ли здесь когда-нибудь построены дороги? И мечтал быть причастным к строительству этих дорог.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Если правильно мечтать – мечты сбываются. Пусть и с опозданием. Ришат Халиуллин по образованию педагог - работал и учителем, и руководил районным отделом образования. А с 1988 года стал заместителем председателя исполкома Алькеевского района по общим вопросам. Тут-то он и приблизился к исполнению своей детской мечты – стал заведовать коммунальным и дорожным хозяйством района.
ОТ ЛОШАДИНЫХ СИЛ К ТРАКТОРНЫМ
- В каждом районе Татарстана в середине 50-х были организованы дорожно-строительные участки, – вспоминает он. – Главная сила – тракторы и бульдозеры. Интересно было наблюдать, как тракторы ДТ таскали за собой асфальтоукладчики… Ведь в детстве моём приходилось наблюдать иную картину - дороги строили при помощи лошадиной силы! Лошади перевозили тяжеленные камни с карьера.
УДАРИМ ДВУХМЕСЯЧНИКАМИ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ!
В 1959 году выходит указ Президиума Верховного Совета РСФСР об организации ежегодных двухмесячников по строительству дорог.
- В стране началось масштабное строительство дорог, – рассказывает Ришат Асатович. – В нашем родном Алькеевском районе первая дорога была построена по направлению на Ульяновск. Объясняли это тем, что в Ульяновской области была железнодорожная станция Бряндино и туда привозили все строительные материалы для нашего района.
В 70-х годах решили соединить дорогой Алькеевский и Нурлатский районы – потому как стройматериалы уже стали завозить на станцию Нурлаты.
– До начала 80-х годов возведение дорог шло с большим трудом, – вспоминает Ришат Халиуллин. – Отсутствие техники, да и что можно сделать за какие-то два месяца?!
Когда я пришёл в эту отрасль, ситуация начала меняться. До 1992 года совместно с колхозами мы проложили дороги в большинство сёл и деревень нашего района.
СЧАСТЬЕ ПРИВАЛИЛО ВМЕСТЕ С ПРОГРЕССОМ
В 1983 году в Алькеевском районе был построен асфальтный завод. Это был настоящий прогресс! Через год по направлению Базарные Матаки – Казань проложили первые три километра асфальтированной дороги. Люди специально приезжали посмотреть на это чудо! Потому что такого раньше просто не видели.
- В 1990 году было принято постановление Кабинета Министров РТ, согласно которому все районы предстояло соединить асфальтированными дорогами, – продолжает свой рассказ Ришат Асатович. – Мы выполнили задачу, асфальтированные дороги проходили через Алькеевский, Спасский, Нурлатский районы. Не скрою, в то время технологии сильно отличались от нынешних, и качество проложенных дорог было не лучшим. К примеру, сейчас строительные организации дают семь лет гарантии на свою работу, в то время дороги ежегодно приходилось ремонтировать.
МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ
В памяти Ришата Асатовича запечатлелось ещё одно важное событие – открытие моста через Каму в 2002 году. Для жителей близлежащих районов это стало стопроцентным изменением жизни в лучшую сторону!
– Если раньше мы вынуждены были ездить в Казань по объездной, тратить на дорогу по восемь часов времени или стоять в очереди на паром по двое суток, – рассказывает Халиуллин, – ведь в столицу приходилось ездить постоянно (без надлежащего документа с подписью нельзя было даже гвоздь купить!), то с появлением моста мы перестали бояться слова «Казань».
мост через каму
Есть мост через Каму у Сорочьих Гор!
Завершение строительства. 2002 год
ВОЗРАСТ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
Не знавший покоя всю свою жизнь, Ришат Асатович и сейчас, на заслуженном отдыхе, живёт активной жизнью. Вот уже шесть лет он руководит Советом ветеранов Алькеевского муниципального района. Каждый день спешит на любимую работу: выслушивает просьбы пенсионеров, всем старается помочь. После трудового дня спешит на огород, помочь супруге.
– На наше поколение пришлись непростые, тяжёлые времена, – говорит Ришат Асатович. – И мы достойно сумели их пройти. Искренне верю, что молодое поколение так же сумеет противостоять сильным ветрам!
Руфия Фазылова
Фото: Александр Ефремов

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: