Большая дорога Ришата Халиуллина
Ему всего 76. Но история его жизни не менее интересна, потому как полна необыкновенных событий, нечаянных радостей, непреодолимых трудностей и их героических преодолений. Полная приключений история №3 из спецпроекта журнала "Татарстан" "Не ныли, а делали": как Ришат Халиуллин асфальтировал Алькеевский район.
21 октября 2022
ПЕРВЫЕ ШАГИ
– …Когда домашние уходили на работу, я поднимался с постели и вставал на костыли.
Ришат Асатович погружается в прошлое, заново переживая своё восстановление:
- Пытаюсь стоять, а точнее, висеть на костылях. Меня не хватает даже на минуту, снова валюсь на кровать. Даю себе время отдохнуть и опять повторяю то же самое. Спина болит, но я терплю. Время стояния на ногах увеличиваю каждый день, прибавляя буквально секунды. Недели через две я попытался сделать шаг, и у меня получилось! На следующий день – ещё шаг. Радуюсь, как ребёнок, благодарю Всевышнего! Потом начал шагать в сторону стола. Домочадцам ничего не рассказываю – готовлю сюрприз. Как-то вечером, когда семья собралась на ужин, я на костылях приковылял к столу сам!
Все были ошарашены! Супруга прослезилась. А я рассмеялся: «А что это вы, думали, Ришат теперь всегда будет только лежать?»
50 КИЛОМЕТРОВ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Конечно же, лежать – это не про Халиуллина. Ходить не просто много, а по 50 км каждый день – привычка с детства. И не потому что он чемпион мира по спортивной ходьбе, а потому что так уж повелось.
- После седьмого класса я продолжил учёбу в Кульбаево-Марасинской школе Нурлатского района, – рассказывает он. – Мы каждый день ходили пешком в школу в соседнее село, за пять километров от дома. Весной и осенью приходилось добираться по грязи, и только зимой мы оставались ночевать в интернате при школе. Ладно Кульбаево-Мараса, мы даже до райцентра, в Базарные Матаки умудрялись за день смотаться туда и обратно! А это, на минуточку, 25 километров только в одну сторону! Туда-сюда – полсотни километров набирается. И это по бездорожью.
Уже тогда, меся грязь ногами, подросток Ришат Халиуллин часто думал: а будут ли здесь когда-нибудь построены дороги? И мечтал быть причастным к строительству этих дорог.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Если правильно мечтать – мечты сбываются. Пусть и с опозданием. Ришат Халиуллин по образованию педагог - работал и учителем, и руководил районным отделом образования. А с 1988 года стал заместителем председателя исполкома Алькеевского района по общим вопросам. Тут-то он и приблизился к исполнению своей детской мечты – стал заведовать коммунальным и дорожным хозяйством района.
ОТ ЛОШАДИНЫХ СИЛ К ТРАКТОРНЫМ
- В каждом районе Татарстана в середине 50-х были организованы дорожно-строительные участки, – вспоминает он. – Главная сила – тракторы и бульдозеры. Интересно было наблюдать, как тракторы ДТ таскали за собой асфальтоукладчики… Ведь в детстве моём приходилось наблюдать иную картину - дороги строили при помощи лошадиной силы! Лошади перевозили тяжеленные камни с карьера.
УДАРИМ ДВУХМЕСЯЧНИКАМИ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ!
В 1959 году выходит указ Президиума Верховного Совета РСФСР об организации ежегодных двухмесячников по строительству дорог.
- В стране началось масштабное строительство дорог, – рассказывает Ришат Асатович. – В нашем родном Алькеевском районе первая дорога была построена по направлению на Ульяновск. Объясняли это тем, что в Ульяновской области была железнодорожная станция Бряндино и туда привозили все строительные материалы для нашего района.
В 70-х годах решили соединить дорогой Алькеевский и Нурлатский районы – потому как стройматериалы уже стали завозить на станцию Нурлаты.
– До начала 80-х годов возведение дорог шло с большим трудом, – вспоминает Ришат Халиуллин. – Отсутствие техники, да и что можно сделать за какие-то два месяца?!
Когда я пришёл в эту отрасль, ситуация начала меняться. До 1992 года совместно с колхозами мы проложили дороги в большинство сёл и деревень нашего района.
СЧАСТЬЕ ПРИВАЛИЛО ВМЕСТЕ С ПРОГРЕССОМ
В 1983 году в Алькеевском районе был построен асфальтный завод. Это был настоящий прогресс! Через год по направлению Базарные Матаки – Казань проложили первые три километра асфальтированной дороги. Люди специально приезжали посмотреть на это чудо! Потому что такого раньше просто не видели.
- В 1990 году было принято постановление Кабинета Министров РТ, согласно которому все районы предстояло соединить асфальтированными дорогами, – продолжает свой рассказ Ришат Асатович. – Мы выполнили задачу, асфальтированные дороги проходили через Алькеевский, Спасский, Нурлатский районы. Не скрою, в то время технологии сильно отличались от нынешних, и качество проложенных дорог было не лучшим. К примеру, сейчас строительные организации дают семь лет гарантии на свою работу, в то время дороги ежегодно приходилось ремонтировать.
МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ
В памяти Ришата Асатовича запечатлелось ещё одно важное событие – открытие моста через Каму в 2002 году. Для жителей близлежащих районов это стало стопроцентным изменением жизни в лучшую сторону!
– Если раньше мы вынуждены были ездить в Казань по объездной, тратить на дорогу по восемь часов времени или стоять в очереди на паром по двое суток, – рассказывает Халиуллин, – ведь в столицу приходилось ездить постоянно (без надлежащего документа с подписью нельзя было даже гвоздь купить!), то с появлением моста мы перестали бояться слова «Казань».
Есть мост через Каму у Сорочьих Гор!
Завершение строительства. 2002 год
ВОЗРАСТ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
Не знавший покоя всю свою жизнь, Ришат Асатович и сейчас, на заслуженном отдыхе, живёт активной жизнью. Вот уже шесть лет он руководит Советом ветеранов Алькеевского муниципального района. Каждый день спешит на любимую работу: выслушивает просьбы пенсионеров, всем старается помочь. После трудового дня спешит на огород, помочь супруге.
– На наше поколение пришлись непростые, тяжёлые времена, – говорит Ришат Асатович. – И мы достойно сумели их пройти. Искренне верю, что молодое поколение так же сумеет противостоять сильным ветрам!
Руфия Фазылова
Фото: Александр Ефремов
Добавить комментарий