Сможет ли татарстанское кино стать частью золотого кинофонда
В конце пандемического 2020 года в широкий прокат вышел первый татарский фильм-мюзикл «Әпипә». «Татарстан» попробовал разобраться, что означает это событие: возврат к не до конца забытому или шаг к неизвестному новому?
21 апреля 2021
ПРОКАТНЫЙ СДВИГ
Путь республиканского игрового кино к становлению, мягко говоря, тернист. С начала двухтысячных раз в пять лет на территории Татарстана рождалась лента, которой удавалось завоевать благосклонность федеральных киноэкспертов (в 2004 году – «Куктау» Ильдара Ягафарова, в 2009 году – «Бибинур» Юрия Фетинга, в 2014 году – «Курбан-роман» Салавата Юзеева). В 2016 году Татарстан буквально ворвался в ряды регионов-кинопроизводителей, выпустив сразу 12 фильмов. Сегодня в той или иной степени кинопроизводством занимается ряд организаций – «Татаркино», Союз кинематографистов Татарстана, объединение «Время кино», Казанский институт культуры.
Одно из главных достижений последних лет – выход татарстанского кино в широкий прокат. Лидеры по сборам – «Водяная» (первая татарстанская лента, вышедшая в том числе в зарубежный прокат, общие сборы – около 3,5 млн рублей), «Кире»/«Упёртый» (около 510 тыс. рублей), «Айсылу» (около 407 тыс. рублей), «Мулла» (на татарском языке с русскими субтитрами, сборы составили около 400 тыс. рублей). «Водяная», «Кире» и «Пустота» стали первыми татарстанскими фильмами, размещёнными на стриминговых платформах. В ближайшее время на стриминге выйдет «Байгал». «Әпипә» (лента снята на татарском языке, идёт с русскими субтитрами) в прокат вышла в ноябре. Ленту показали в кинотеатрах Татарстана, в нескольких регионах с локальным проживанием татар, а также во время Дней татарстанского кино в Москве и других регионах РФ. Сборы составили порядка 390 тыс. рублей. Прокат ленты в региональных кинотеатрах продолжается, в планах – размещение на стримингах.
На съёмках фильма «Мулла» (реж. Амир Галиаскаров, Рамиль Фазлиев, 2018 год).
МОЛОДЫМ ТУТ НЕ МЕСТО?
То есть процесс идёт в, казалось бы, естественных для Татарстана, исторически не претендовавшего на статус региона с киношной столицей, темпах. По словам Альбины Нафиговой, сегодня республика занимает уверенное второе место в кинорейтинге российских регионов по кинопроизводству. В оценку входит производство и прокат фильмов, фестивальная активность, наличие профильного вуза, входящие проекты, профессиональное сообщество. Тем не менее республика очень сильно отстаёт от лидера списка – Якутии. На начало 2019 года на официальном счету Татарстана по итогам пятилетки числилось 18 фильмов, у Республики Сахи – 51. Но обидно за родной кинематограф не только из‑за отставания.
– У нас есть фильмы, которые условно можно отнести к кино по национальным сюжетам, и есть авторское кино молодых авторов. А в промежутке ничего нет. В отличие от того же якутского кинематографа, в котором представлены все жанры, – говорит координатор отборочной комиссии форума, киновед Адиля Хайбуллина. – И перспективы развития наших сюжетов пока очень смутные. Под эгидой «Время кино» состоялись такие проекты, как «Кино за 7 дней», межрегиональная кинопремия «Алтын тәлинкә»/«Золотая тарелка» за достижения в области национального кино и для молодых авторов, Международный молодёжный кинофестиваль. Все они помогли начинающим командам расти, продвигать свои заявки, начинать съёмки. А потом эти ребята уезжают. Режиссёр «Кире» Рустам Рашитов, те же Павел Москвин, Альфия Шакирзянова, Рим Шафигуллин, Никита Зубков, едва снявший замечательную выпускную работу «Киногрех», операторы Юрий Данилов и Руслан Косенко – все они и многие другие сейчас в Москве или Санкт-Петербурге.
Отток кадров – лишь верхушка айсберга. Сложившаяся в республиканской индустрии ситуация угнетает не только молодых, но и вполне уверенно стоящих на ногах кинодеятелей.
– Я хочу снимать кино для своих, кино на татарском языке, кино, основанное на татарской классике. Но это кино никому не нужно, его в прокат не возьмут, – говорит председатель Союза кинематографистов Татарстана Ильдар Ягафаров. Беспокоит его и отсутствие работы в документальном поле.
– Несколько лет назад меня попросили сделать фильм об одном из татарстанских предприятий. Я нашёл в архиве съёмки выступлений директоров в 80‑х годах, съёмки с производства. Весь этот материал делала Казанская студия кинохроники. Её давно нет, и такие «консервы» – про предприятия, про людей, которые там работают, про нас с вами – никто не делает, – говорит режиссёр. – А ведь это документирование нашей жизни, такое, которое сложно подделать, исказить. Что мы оставим нашим детям? Когда регион занимается развитием своего кино, это говорит о его зрелости, об ответственности по отношению к собственной культуре, её сохранению, продвижению в мире и во времени. Ведь «цифра» будет храниться вечно.
Кадр из фильма «Байгал» (реж. Ильдар Ягафаров, 2018 год).
Кадр из фильма «Кире»/«Упёртый» (реж. Ильсеяр Дамаскин, Рустам Рашитов, 2019 год).
В ОЖИДАНИИ ЗРИТЕЛЯ
- Республика ждёт глубокое, осмысленное, неожиданное кино. Не уверен, что зритель заплатит за него в кинотеатре, но ждёт, - говорит режиссёр «Әпипә» Ильшат Рахимбай.
Республиканские кинематографисты подчёркивают: все технические и кадровые составляющие для развития киноиндустрии у республики есть. Не хватает, как это часто бывает, только одного.
– Представьте, что в некоем городе появились футбольный стадион и сотня очень хороших футболистов. Означает ли это, что в городе есть футбол? Нет! Должны появиться клубы, которые будут продвигать команды, платить спортсменам зарплату, соревнования, чтобы на матчи покупались билеты, чтобы стадион заполнялся, чтобы были телетрансляции, фанатское движение. Если этого не делать, стадион порастёт травой, а футболисты разъедутся по другим клубам, где их талант будет востребован и оплачен, – говорит режиссёр Алексей Барыкин. – Вот это у нас и происходит. Есть опытные кинематографисты всех возрастов, есть оборудование, павильоны, классные идеи. Но государство кино не поддерживает, частники в него не вкладываются, потому что нет проката, а московские студии не приезжают, потому что у нас нет кинокомиссии и рибейтов.
С уже созданным республиканским кинопродуктом тоже не всё гладко.
– Мы несколько лет проводили конференцию качества по фильмам, которые создаются на субсидии Министерства культуры Республики Татарстан при участии федеральных экспертов. По их мнению, профессионализма нам пока не достаёт, – говорит директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова.
Отметим: в 2020 году объём субсидий от республиканского Минкульта составил 7,7 млн рублей. Эти средства были распределены между 10 кинопроектами. Для сравнения: бюджет авторского якутского «Пугала» (2021 г., сборы – около 11,4 млн рублей) составил 1,5 млн рублей. Бюджет картины Ильдара Ягафарова «Байгал» (для показа на широком экране) – около 15 млн рублей (сборы – около 32 тыс. рублей). В то же время в 2020 году в российском Фонде кино сообщали о том, что в 2015 году средний бюджет российской картины составлял 116,2 млн рублей, а в 2019 году – уже 175,9 млн рублей.
– Татарстанский кинопродукт нуждается в поддержке. Надо срочно развивать внутренний кинопрокат, финансово поддерживать инициативы по продвижению и кинопоказу наших картин. Средний бюджет татарстанского фильма можно посчитать так: все зрительные кресла умножить на количество сеансов и поделить пополам, – говорит Альбина Нафигова. – Да, сейчас кинематографисты ориентируются на зрителя, стремятся снимать кино для него. Но он создателю кино ничего не должен. С ним надо работать, научить его смотреть.
– Сейчас наша совместная с Узбекистаном картина «Сумбуль» по произведению татарстанского автора Зифы Кадыровой получает прокатное удостоверение. Как и все региональные ленты, она – в приоритете показа по республике (у нас действуют около 100 точек показа и 29 кинопередвижек). Стоимость билета составит 100 рублей. Но надо понимать, что зритель сегодня выбирает между походом в кино и просмотром фильмов и сериалов онлайн. Во время показов «Әпипә» мы столкнулись с тем, что зритель, который платит за посещение концерта 500–1000 рублей, не готов заплатить за просмотр фильма с участием той же звезды 250 рублей, – говорит Миляуша Айтуганова. – Чтобы попасть в сетку федерального кинопроката, надо очень постараться. Я вижу здесь пока одно решение – на уровне российского Минкульта должно быть принято решение о квоте на прокат регионального кино в субъектах, где шевелится кинопроизводство. Национальные фильмы должны составлять хотя бы 5% кинопроката. Ещё один способ расширения аудитории наших фильмов – кооперация с ТВ. В частности, одновременное создание заявки как на полный метр, так и на сериальный формат, в том числе для онлайн-платформ.
ПОВОРОТ СЮЖЕТА
Как отметил киновед Кирилл Разлогов, для создания выдающегося фильма, о котором мечтает и зритель, и режиссёр, необходимо годами накапливать творческий материал – по примеру якутов. Которые, к слову, массово смотрят своё кино и тем самым помогают ему расти.
Представители татарстанской киноиндустрии сходятся во мнении: сегодня и в ближайшей перспективе производство собственного кино – чистой воды благотворительность. Тем не менее у них есть видение того, что и как в этой ситуации можно изменить.
– Нам нужна государственная программа, которая будет регламентировать, что, как и для чего в кинематографе республика будет поддерживать. Кроме того, нам нужна комиссия с участием федеральных экспертов, которая будет выносить объективные решения, – говорит Ильдар Ягафаров. – Нужно выстраивать этот процесс вокруг талантливых людей. Во всём мире таланты делают деньги, а у нас очень сложно пробиться.
– Кроме татар никто татарское кино не создаст. Для того чтобы оно себя окупало, необходимо качество. Качество – это значительные инвестиции, причём государственные, потому что инвестора на картину сегодня найти практически невозможно, – говорит руководитель ООО «Кинофест», продюсер (в том числе и картины «Бибинур») Светлана Бухараева. Одним из инструментов развития отрасли она видит создание государственной кинокомпании, предоставляющей весь спектр услуг по кинопроизводству. Государственное финансирование кинопроизводства позволило бы и отдельным командам, и самой кинокомпании создавать качественный продукт и тем самым окупать собственные затраты.
– Да, поддержка нужна, но она не должна быть монопольной. Монополия быстро убивает любую отрасль, – говорит Алексей Барыкин. – Она перекроет пути для продвижения других проектов, и люди продолжат пачками уезжать в Москву.
По мнению Альбины Нафиговой, создать занятость проектами в регионе можно в том числе с помощью системы кинокомиссий и реализуемых ими рибейтов – возмещения части затрат (в российской практике – от 15% до 30%) на кинопроизводство на территории региона из его бюджета. Этот механизм действует в Приморском крае, Калининградской, Ульяновской, Новгородской, Вологодской областях. С момента старта рибейтов количество заявок на кинопроизводство от федеральных компаний в некоторых регионах возросло вдвое.
Миляуша Айтуганова считает целесообразным кластерный подход – создание кинопроизводства полного цикла, возможно, с использованием инструмента частно-государственного партнёрства. Причём базовым звеном должно стать образование – именно оно даст республике технических специалистов, что в дальнейшем значительно снизит затраты на кинопроизводство. Для этого, по мнению главы «Татаркино», необходимо развивать среднее специальное звено на базе действующих в республике училищ, в том числе в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Лениногорске.
СЦЕНА ПОСЛЕ ТИТРОВ
За происходящим в татарстанском кинематографе следит и руководство республики.
На съёмках фильма «Пувырга» (реж. Влад Петров, ориентировочная дата выхода – 2021 год). Фото Максима Толчинского.
Кадр из фильма «Әпипә» (реж. Ильшат Рахимбай, 2020 год).
На съёмках фильма «Кире»/«Упёртый» (реж. Ильсеяр Дамаскин, Рустам Рашитов, 2019 год).
– Отсутствие единого механизма предоставления субсидий на кинопроизводство – часть системных проблем, препятствующих развитию нашей киноиндустрии. На недавней встрече с членами Союза кинематографистов Татарстана мы обговорили две темы – обеспечение коммуникаций с кинопрокатчиками и организация встречи с российским Фондом кино, чтобы у нашей киноиндустрии возникло понимание того, как с помощью Фонда можно привлекать инвестиции, – сообщила «Татарстану» министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. – Кроме того, на начало апреля запланирована встреча по обсуждению коммуникаций кинопроизводителей со СМИ и ТВ, поскольку одна из заинтересованных сторон – наши телекомпании, прежде всего ТНВ. Отдельное направление обсуждения – документальное кино. Оно менее коммерчески привлекательно, но это летопись нашей эпохи. Возможно, точечной поддержки для отдельных проектов недостаточно. Кроме того, важна дальнейшая судьба этого кино – неправильно, чтобы оно лежало на полке.
Ирада Аюпова также отметила, что в Правительство РТ внесён на рассмотрение проект Стратегии развития культуры Республики Татарстан на 2020–2025 годы и на период до 2030 года. Возможно, ответ на вопрос о том, каким станет наше кино – драмой или героическим эпосом, короткометражкой или сериалом, фильмом-однодневкой или частью золотого кинофонда, содержится именно там.
ВОПРОС ОТ ЖУРНАЛА «ТАТАРСТАН»
О ЧЁМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СНЯТЬ КИНО В ТАТАРСТАНЕ, ЕСЛИ БЫ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ?
АЛЕКСЕЙ БАРЫКИН:
– О национальной культуре и межнациональных отношениях, о любви и мужестве, об исторических героях.
ИЛЬДАР ЯГАФАРОВ:
– «Почему у нас нет кино?» – такое я бы снял.
КАКОЕ ТАТАРСТАНСКОЕ КИНО ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОСМОТРЕТЬ?
АЛЬБИНА НАФИГОВА:
– Было бы здорово, если бы появилось больше современных адаптаций на основе литературных первоисточников.
ИЛЬДАР ЯГАФАРОВ:
– В Башкортостане весь документальный кинематограф начался с фильма Малика Якшимбетова «Врата свободы». Он задал вопрос, что такое Башкирия сегодня. Мне было бы интересно посмотреть наше документальное кино про то, чего мы добились за 31 год суверенитета. Про потерю языка, про то, что происходит в деревне, что происходит с учителем татарского языка. Про мусоросжигательный завод. Творчество должно быть честным, с надрывом, без кожи.
АДИЛЯ ХАЙБУЛЛИНА:
– Очень жду выхода картины «Пувырга». Меня зацепили авторский язык, атмосфера. В этой истории есть поэзия. Это серьёзная заявка на авторское кино. Мне интересно, каким оно будет.
ИЛЬШАТ РАХИМБАЙ:
– У каждого поколения свои проблемы. Мне интересны темы кризиса среднего возраста, утечки людей из региона.
ИРАДА АЮПОВА:
– Лично мне хотелось бы, чтобы это кино было интересно зрителю, но оно не должно в угоду ему терять своё лицо. Мне нравится артхаус, с глубоким смыслом. Умение его продвигать в современной среде – одна из задач, стоящих перед кинематографом.
Фото: Ната Смирнова; предоставлены съёмочными группами
Ксения Сёмина
Добавить комментарий