Татарстан

Общественно-политическое издание

Здесь побывал «Татарстан»
Сможет ли татарстанское кино стать частью золотого кинофонда

Сможет ли татарстанское кино стать частью золотого кинофонда

В конце пандемического 2020 года в широкий прокат вышел первый татарский фильм-мюзикл «Әпипә». «Татарстан» попробовал разобраться, что означает это событие: возврат к не до конца забытому или шаг к неизвестному новому?

21 апреля 2021

Картина выстроена на хорошо знако­мых татарстанцам культурных кодах: в комедийную канву повествования встроена романтическая история, а также множество музыкальных композиций совре­менных исполнителей татарской эстрады. Это сочетание напоминает ленты «Ялгыз калган яшьлек» или «Мэхэббэт сынавы», лет 15 назад выходившие на республикан­ском ТВ. Но за это время кино Татарстана стало совсем другим.
ПРОКАТНЫЙ СДВИГ
Путь республиканского игрового кино к становлению, мягко говоря, тер­нист. С начала двухтысячных раз в пять лет на территории Татарстана рождалась лента, которой удавалось завоевать благо­склонность федеральных киноэкспертов (в 2004 году – «Куктау» Ильдара Ягафарова, в 2009 году – «Бибинур» Юрия Фетинга, в 2014 году – «Курбан-роман» Салавата Юзеева). В 2016 году Татарстан буквально ворвался в ряды регионов-кинопроизводи­телей, выпустив сразу 12 фильмов. Сегодня в той или иной степени кинопроизводством занимается ряд организаций – «Татаркино», Союз кинематографистов Татарстана, объе­динение «Время кино», Казанский институт культуры.
Одно из главных достижений последних лет – выход татарстанского кино в широ­кий прокат. Лидеры по сборам – «Водяная» (первая татарстанская лента, вышедшая в том числе в зарубежный прокат, об­щие сборы – около 3,5 млн рублей), «Ки­ре»/«Упёртый» (около 510 тыс. рублей), «Айсылу» (около 407 тыс. рублей), «Мулла» (на татарском языке с русскими субтитра­ми, сборы составили около 400 тыс. ру­блей). «Водяная», «Кире» и «Пустота» стали первыми татарстанскими фильмами, раз­мещёнными на стриминговых платформах. В ближайшее время на стриминге выйдет «Байгал». «Әпипә» (лента снята на татар­ском языке, идёт с русскими субтитрами) в прокат вышла в ноябре. Ленту показали в кинотеатрах Татарстана, в нескольких регионах с локальным проживанием татар, а также во время Дней татарстанского кино в Москве и других регионах РФ. Сборы со­ставили порядка 390 тыс. рублей. Прокат ленты в региональных кинотеатрах продол­жается, в планах – размещение на стримин­гах. kino2
На съёмках фильма «Мулла» (реж. Амир Гали­аскаров, Рамиль Фазлиев, 2018 год).
МОЛОДЫМ ТУТ НЕ МЕСТО?
То есть процесс идёт в, казалось бы, естественных для Татарстана, историче­ски не претендовавшего на статус региона с киношной столицей, темпах. По словам Альбины Нафиговой, сегодня республика занимает уверенное второе место в ки­норейтинге российских регионов по ки­нопроизводству. В оценку входит произ­водство и прокат фильмов, фестивальная активность, наличие профильного вуза, входящие проекты, профессиональное со­общество. Тем не менее республика очень сильно отстаёт от лидера списка – Яку­тии. На начало 2019 года на официальном счету Татарстана по итогам пятилетки числилось 18 фильмов, у Республики Сахи – 51. Но обидно за родной кинематограф не только из‑за отставания.
– У нас есть фильмы, которые условно можно отнести к кино по национальным сюжетам, и есть авторское кино молодых авторов. А в промежутке ничего нет. В от­личие от того же якутского кинематографа, в котором представлены все жанры, – го­ворит координатор отборочной комиссии форума, киновед Адиля Хайбуллина. – И перспективы развития наших сюжетов пока очень смутные. Под эгидой «Время кино» состоялись такие проекты, как «Кино за 7 дней», межрегиональная кинопремия «Алтын тәлинкә»/«Золотая тарелка» за до­стижения в области национального кино и для молодых авторов, Международный молодёжный кинофестиваль. Все они по­могли начинающим командам расти, про­двигать свои заявки, начинать съёмки. А по­том эти ребята уезжают. Режиссёр «Кире» Рустам Рашитов, те же Павел Москвин, Альфия Шакирзянова, Рим Шафигуллин, Никита Зубков, едва снявший замечатель­ную выпускную работу «Киногрех», опе­раторы Юрий Данилов и Руслан Косенко – все они и многие другие сейчас в Москве или Санкт-Петербурге.
Отток кадров – лишь верхушка айсберга. Сложившаяся в республиканской инду­стрии ситуация угнетает не только моло­дых, но и вполне уверенно стоящих на но­гах кинодеятелей.
– Я хочу снимать кино для своих, кино на татарском языке, кино, основанное на татарской классике. Но это кино никому не нужно, его в прокат не возьмут, – гово­рит председатель Союза кинематографи­стов Татарстана Ильдар Ягафаров. Беспоко­ит его и отсутствие работы в документаль­ном поле.
– Несколько лет назад меня попросили сделать фильм об одном из татарстанских предприятий. Я нашёл в архиве съёмки вы­ступлений директоров в 80‑х годах, съёмки с производства. Весь этот материал делала Казанская студия кинохроники. Её давно нет, и такие «консервы» – про предприятия, про людей, которые там работают, про нас с вами – никто не делает, – говорит режис­сёр. – А ведь это документирование нашей жизни, такое, которое сложно подделать, исказить. Что мы оставим нашим детям? Когда регион занимается развитием своего кино, это говорит о его зрелости, об ответ­ственности по отношению к собственной культуре, её сохранению, продвижению в мире и во времени. Ведь «цифра» будет храниться вечно.Байгал_1
Кадр из фильма «Байгал» (реж. Ильдар Ягафаров, 2018 год).Кире_2
Кадр из фильма «Кире»/«Упёртый» (реж. Ильсеяр Дамаскин, Рустам Рашитов, 2019 год).
В ОЖИДАНИИ ЗРИТЕЛЯ
- Республика ждёт глубокое, осмыслен­ное, неожиданное кино. Не уверен, что зритель заплатит за него в кинотеатре, но ждёт, - говорит режиссёр «Әпипә» Ильшат Рахимбай.
Республиканские кинематографисты подчёркивают: все технические и кадровые составляющие для развития киноиндустрии у республики есть. Не хватает, как это часто бывает, только одного.
– Представьте, что в некоем городе поя­вились футбольный стадион и сотня очень хороших футболистов. Означает ли это, что в городе есть футбол? Нет! Должны по­явиться клубы, которые будут продвигать команды, платить спортсменам зарплату, со­ревнования, чтобы на матчи покупались би­леты, чтобы стадион заполнялся, чтобы были телетрансляции, фанатское движение. Если этого не делать, стадион порастёт травой, а футболисты разъедутся по другим клубам, где их талант будет востребован и оплачен, – говорит режиссёр Алексей Барыкин. – Вот это у нас и происходит. Есть опытные кинемато­графисты всех возрастов, есть оборудование, павильоны, классные идеи. Но государство кино не поддерживает, частники в него не вкладываются, потому что нет проката, а московские студии не приезжают, потому что у нас нет кинокомиссии и рибейтов.
С уже созданным республиканским кино­продуктом тоже не всё гладко.
– Мы несколько лет проводили конфе­ренцию качества по фильмам, которые создаются на субсидии Министерства куль­туры Республики Татарстан при участии федеральных экспертов. По их мнению, профессионализма нам пока не достаёт, – говорит директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова.
Отметим: в 2020 году объём субсидий от республиканского Минкульта составил 7,7 млн рублей. Эти средства были распреде­лены между 10 кинопроектами. Для сравне­ния: бюджет авторского якутского «Пугала» (2021 г., сборы – около 11,4 млн рублей) соста­вил 1,5 млн рублей. Бюджет картины Ильдара Ягафарова «Байгал» (для показа на широком экране) – около 15 млн рублей (сборы – око­ло 32 тыс. рублей). В то же время в 2020 году в российском Фонде кино сообщали о том, что в 2015 году средний бюджет россий­ской картины составлял 116,2 млн рублей, а в 2019 году – уже 175,9 млн рублей.
– Татарстанский кинопродукт нуждается в поддержке. Надо срочно развивать вну­тренний кинопрокат, финансово поддер­живать инициативы по продвижению и ки­нопоказу наших картин. Средний бюджет татарстанского фильма можно посчитать так: все зрительные кресла умножить на ко­личество сеансов и поделить пополам, – го­ворит Альбина Нафигова. – Да, сейчас кине­матографисты ориентируются на зрителя, стремятся снимать кино для него. Но он создателю кино ничего не должен. С ним надо работать, научить его смотреть.
– Сейчас наша совместная с Узбекиста­ном картина «Сумбуль» по произведению татарстанского автора Зифы Кадыровой получает прокатное удостоверение. Как и все региональные ленты, она – в прио­ритете показа по республике (у нас дей­ствуют около 100 точек показа и 29 кино­передвижек). Стоимость билета составит 100 рублей. Но надо понимать, что зритель сегодня выбирает между походом в кино и просмотром фильмов и сериалов онлайн. Во время показов «Әпипә» мы столкнулись с тем, что зритель, который платит за посе­щение концерта 500–1000 рублей, не готов заплатить за просмотр фильма с участием той же звезды 250 рублей, – говорит Ми­ляуша Айтуганова. – Чтобы попасть в сетку федерального кинопроката, надо очень постараться. Я вижу здесь пока одно ре­шение – на уровне российского Минкульта должно быть принято решение о квоте на прокат регионального кино в субъектах, где шевелится кинопроизводство. Нацио­нальные фильмы должны составлять хотя бы 5% кинопроката. Ещё один способ рас­ширения аудитории наших фильмов – коо­перация с ТВ. В частности, одновременное создание заявки как на полный метр, так и на сериальный формат, в том числе для он­лайн-платформ.
ПОВОРОТ СЮЖЕТА
Как отметил киновед Кирилл Разлогов, для создания выдающегося фильма, о ко­тором мечтает и зритель, и режиссёр, не­обходимо годами накапливать творческий материал – по примеру якутов. Которые, к слову, массово смотрят своё кино и тем самым помогают ему расти.
Представители татарстанской кино­индустрии сходятся во мнении: сегодня и в ближайшей перспективе производство собственного кино – чистой воды благотво­рительность. Тем не менее у них есть виде­ние того, что и как в этой ситуации можно изменить.
– Нам нужна государственная программа, которая будет регламентировать, что, как и для чего в кинематографе республика будет поддерживать. Кроме того, нам нужна ко­миссия с участием федеральных экспертов, которая будет выносить объективные реше­ния, – говорит Ильдар Ягафаров. – Нужно выстраивать этот процесс вокруг талантли­вых людей. Во всём мире таланты делают деньги, а у нас очень сложно пробиться.
– Кроме татар никто татарское кино не создаст. Для того чтобы оно себя оку­пало, необходимо качество. Качество – это значительные инвестиции, причём государственные, потому что инвестора на картину сегодня найти практически невозможно, – говорит руководитель ООО «Кинофест», продюсер (в том числе и картины «Бибинур») Светлана Бухараева. Одним из инструментов развития отрасли она видит создание государственной кино­компании, предоставляющей весь спектр услуг по кинопроизводству. Государствен­ное финансирование кинопроизводства позволило бы и отдельным командам, и са­мой кинокомпании создавать качественный продукт и тем самым окупать собственные затраты.
– Да, поддержка нужна, но она не должна быть монопольной. Монополия быстро уби­вает любую отрасль, – говорит Алексей Ба­рыкин. – Она перекроет пути для продви­жения других проектов, и люди продолжат пачками уезжать в Москву.
По мнению Альбины Нафиговой, создать занятость проектами в регионе можно в том числе с помощью системы кинокомиссий и реализуемых ими рибейтов – возмеще­ния части затрат (в российской практике – от 15% до 30%) на кинопроизводство на тер­ритории региона из его бюджета. Этот механизм действует в Приморском крае, Калининградской, Ульяновской, Новгород­ской, Вологодской областях. С момента старта рибейтов количество заявок на ки­нопроизводство от федеральных компаний в некоторых регионах возросло вдвое.
Миляуша Айтуганова считает целесообразным кластерный подход – создание кинопроизводства полного цикла, возмож­но, с использованием инструмента част­но-государственного партнёрства. Причём базовым звеном должно стать образова­ние – именно оно даст республике техни­ческих специалистов, что в дальнейшем значительно снизит затраты на кинопроиз­водство. Для этого, по мнению главы «Та­таркино», необходимо развивать среднее специальное звено на базе действующих в республике училищ, в том числе в Казани, Набережных Челнах, Елабуге, Лениногор­ске.
СЦЕНА ПОСЛЕ ТИТРОВ
За происходящим в татарстанском кинема­тографе следит и руководство республики.maxim-tolchinskiy-XANEdcfjr-Q-unsplash (1)
На съёмках фильма «Пу­вырга» (реж. Влад Петров, ориентировочная дата выхода – 2021 год). Фото Максима Толчинского.Эпипе_2
Кадр из фильма «Әпипә» (реж. Ильшат Рахимбай, 2020 год).Кире_11
На съёмках фильма «Кире»/«Упёртый» (реж. Ильсеяр Дамаскин, Рустам Рашитов, 2019 год).
– Отсутствие единого механизма предо­ставления субсидий на кинопроизводство – часть системных проблем, препятствующих развитию нашей киноиндустрии. На не­давней встрече с членами Союза кинема­тографистов Татарстана мы обговорили две темы – обеспечение коммуникаций с кинопрокатчиками и организация встречи с российским Фондом кино, чтобы у нашей киноиндустрии возникло понимание того, как с помощью Фонда можно привлекать инвестиции, – сообщила «Татарстану» ми­нистр культуры Татарстана Ирада Аюпова. – Кроме того, на начало апреля запланирова­на встреча по обсуждению коммуникаций кинопроизводителей со СМИ и ТВ, посколь­ку одна из заинтересованных сторон – наши телекомпании, прежде всего ТНВ. Отдель­ное направление обсуждения – докумен­тальное кино. Оно менее коммерчески при­влекательно, но это летопись нашей эпохи. Возможно, точечной поддержки для отдель­ных проектов недостаточно. Кроме того, важна дальнейшая судьба этого кино – не­правильно, чтобы оно лежало на полке.
Ирада Аюпова также отметила, что в Пра­вительство РТ внесён на рассмотрение проект Стратегии развития культуры Ре­спублики Татарстан на 2020–2025 годы и на период до 2030 года. Возможно, ответ на вопрос о том, каким станет наше кино – драмой или героическим эпосом, коротко­метражкой или сериалом, фильмом-одно­дневкой или частью золотого кинофонда, содержится именно там.
ВОПРОС ОТ ЖУРНАЛА «ТАТАРСТАН»
О ЧЁМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СНЯТЬ КИНО В ТАТАРСТАНЕ, ЕСЛИ БЫ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ?
АЛЕКСЕЙ БАРЫКИН:
– О национальной культуре и межнациональных отно­шениях, о любви и мужестве, об исторических героях.
ИЛЬДАР ЯГАФАРОВ:
– «Почему у нас нет кино?» – такое я бы снял.
КАКОЕ ТАТАРСТАНСКОЕ КИНО ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОСМОТРЕТЬ?
АЛЬБИНА НАФИГОВА:
– Было бы здорово, если бы появилось больше совре­менных адаптаций на основе литературных первоисточ­ников.
ИЛЬДАР ЯГАФАРОВ:
– В Башкортостане весь документальный кинематограф начался с фильма Малика Якшимбетова «Врата свободы». Он задал вопрос, что такое Башкирия сегодня. Мне было бы интересно посмотреть наше документальное кино про то, чего мы добились за 31 год суверенитета. Про потерю языка, про то, что происходит в деревне, что происходит с учителем татарского языка. Про мусоросжигательный завод. Творчество должно быть честным, с надрывом, без кожи.
АДИЛЯ ХАЙБУЛЛИНА:
– Очень жду выхода картины «Пувырга». Меня зацепили авторский язык, атмосфера. В этой истории есть поэзия. Это серьёзная заявка на авторское кино. Мне интересно, каким оно будет.
ИЛЬШАТ РАХИМБАЙ:
– У каждого поколения свои проблемы. Мне интересны темы кризиса среднего возраста, утечки людей из региона.
ИРАДА АЮПОВА:
– Лично мне хотелось бы, чтобы это кино было инте­ресно зрителю, но оно не должно в угоду ему терять своё лицо. Мне нравится артхаус, с глубоким смыслом. Уме­ние его продвигать в современной среде – одна из задач, стоящих перед кинематографом.
 
Фото: Ната Смирнова; предоставлены съёмочными группами
Ксения Сёмина
 
 

Добавить комментарий

Тема номера
Журнал Татарстан

Подпишитесь на обновления: